Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.11.2013 / 11:58:30
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: мысли и зарубежный опытЧасть вторая А теперь о здоровье, которое можно потерять из-за своей беспечности, а, порой, и вследствие плохого отношения или некомпетентности врача. "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, какой нужен для поддержки здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или другого случая потери средств существования по независимым от него обстоятельствам". (Всеобщая Декларация прав человека, статья 25. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года). Особое место в сфере интересов индивидуума, т.е. пациента, занимает право обращение в государственные, общественные и специализированные структуры по защите и восстановлению физического здоровья и получение адекватных социальных, в т.ч. медицинских услуг. Принятый в 1996 году Олий Мажлисом Республики Узбекистан Закон «Об охране здоровья граждан» закрепил основные права пациентов при обращении за медицинской помощью и ее получении, а по его статье 24 пациент имеет право не только на уважительное и гуманное отношение, читай культурное, со стороны медицинского и обслуживающего персонала, выбор врача и лечебно-профилактического учреждения, но и на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Таким образом, права больного и излечивающегося – это прямо указанный в законодательстве перечень требований пациента, которые работники здравоохранения обязаны выполнять, в противном случае их действия являются правонарушением и наказуемы! Вместе с тем, пациент в правовом смысле, по сути, ничем не отличается от всех остальных потребителей различных немедицинских услуг. Он обладает тем же правом на качество и безопасность, на выбор исполнителя, на информацию об услугах, на возмещение вреда и т.д. однако обеспечить эти права в реальности, а тем более добиться их защиты в случае нарушения – задача далеко не из легких, и под силу только пациентам с «хорошим здоровьем». В этой связи одним из гарантий защиты прав пациентов является также и Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», принятый также в 1996 году. Для обеспечения интересов различных пациентов приняты и работают и специальные законы, к числу которых относятся: Законы Республики Узбекистан "О донорстве крови и ее компонентах", "О психиатрической помощи", "О защите населения от туберкулезе", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О борьбе со СПИДом" "О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности", в которых ясно прописана и культура медобслуживания. Согласно всемирной статистики и анализа поступающих обращений в гос- (в т.ч. судебные) и общественные структуры наиболее встречающимися нарушениями наших прав, как пациентов, являются проявления низкой культуры обслуживания медицинской помощи:
Более того, внедрение в этой сфере общественного контроля за деятельностью здравоохранения позволит добиться повышения культуры медработников и прекращения замалчивания проблемы медицинских ошибок возможно совместное начало процесса исследования и предупреждения ошибок. Зародившаяся как особая категория права пациентов получило свое нормативное выражение первоначально в США к концу 60-х годов прошлого века, когда в этой стране учреждения здравоохранения начали назначать представителей больных, также называемых адвокатами пациентов. В задачу последних входила и есть работа по учету жалоб на неудовлетворительное или “безразличное” оказание медицинской помощи, причины которой - упущения со стороны персонала, большая текучесть или отсутствие и квалифицированных кадров. Надо отметить также о том, что законодательные инициативы этих адвокатов в свое время значительно улучшило положение вещей в системе в особенности для престарелых с низким уровнем доходов, к чему сегодня и стремится президент США Барак Обама. Позже эти идеи и наработки перетекли через океан в Европу, а далее распространились по всему миру, практика которых гармонизирует отношения врача и пациента и зависит от нормативно-правовых актов (конституций, указов, постановлений, приказов, инструкций, методических рекомендаций), регулирующих отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, размер и скорость компенсации за причиненный вред. Думается, что уровень правовой грамотности и настойчивости пациента определят уровень развития здравоохранения, а не наоборот. Если больной не знает своих прав, то нечестным работникам здравоохранения с таким пациентом обращаться, точнее халатно обслужить, легко. Поэтому повышение правовой культуры и медицинских работников, а также нас, заболевших и желающих вылечиться, – одна из первоочередных задач в сфере сохранения здоровья нации. Усман Нигманов
|
|