Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
13.06.2018 / 12:08:52

Народный артист Узбекистана и Азербайджана Фирудин Сафаров: "Мои года – мое богатство"


Под этими словами могли бы подписаться многие из тех, чьи художественные и научные дары человечеству продолжают украшать нашу жизнь, обогащать ее смыслом, делать ее более комфортной и безопасной. Это известный Пикассо, творивший до 92 лет; Микеланджело, который создал свои самые значительные полотна в возрасте 80 лет; это Гете, который в этом же возрасте закончил «Фауста»; Исаак Ньютон еще в 85 лет был занят неутомимой деятельностью; академик Иван Павлов работал до 87 лет; Бернард Шоу творил до 94 лет… 

Но зачем ходить так далеко? В Государственном Академическом Большом театре им. А.Навои, без репертуара которого мы не можем себе представить нашу узбекистанскую культуру, с 1977 г. работает главным режиссером народный артист Узбекистана и Азербайджана профессор Фирудин Саттарович Сафаров, лауреат Государственной премии Узбекистана. По возрасту своему он почти ровесник Академическому Большому, который в этом году отметит свой 88 театральный юбилей. А Фирудину Саттаровичу 1 августа исполняется 85, из них 40 лет своей творческой жизни маэстро отдал ГАБТу.

Человечество всегда искало средство продления активной жизни, искало секрет долгожительства и душевной молодости. Согласно новейшим изысканиям и наблюдениям, если человек продолжает заниматься активной мыслительной деятельностью, приносящей добрые, позитивные плоды, то старение мозга не только почти не происходит, но он может продолжать развиваться!

И вот в канун юбилея народного артиста, профессора и академика Фирудина Саттаровича мы обратились к нему с просьбой ответить на несколько вопросов об источниках его плодотворной деятельности, не иссякающей молодости духа, таланта и вдохновения.

- Фирудин Саттарович, чем является опера для вас и в чем вы усматриваете ее не стареющую жизнеспособность в наш потребительский, рациональный век?

- Опера – мой способ мышления и стиль общения с теми, кто мне дорог: со зрителем; с друзьями, вместе с которыми я создаю оперу; посредством оперы я объяснюсь в любви и изливаю скорбь по поводу несовершенства мира, в котором мы живем…

- За свою творческую жизнь вы создали более 60 оперных спектаклей и приблизили зрителю, слушателю шедевры мирового оперного искусства и композиторов Узбекистана. Каково ваше основное кредо, когда вы приступаете к созданию новой оперной постановки?

- Я сторонник «горячего» театра. Зрителя надо удивлять, потрясать, побуждать к работе его мысли. И не только рассудочной, а вдохновенной, построенной на высоком накале страстей. При этом режиссер не может забывать об особенностях музыкальной драматургии, он обязан помочь певцам принять замысел композитора и режиссера и увлечься обоими. В профессии оперного режиссера необходимо всегда оставаться художником, способным слушать и слышать музыку, и с ее помощью видеть и создавать будущее зрелище.

- И тогда возникает великолепный музыкальный и зрелищный подарок для публики. И каждый раз зритель в нем находит обновленный взгляд на мир и на прочтение авторского оригинала.

- Всякий раз, когда я принимаюсь за новую постановку, я ставлю себе цель: увидеть оперное произведение по-новому. Так, будто со дня ее рождения эту оперу уже десятки и сотни раз не ставили на сценах всего мира. Я стараюсь забыть, что о ней написано, сказано, показано. Дать произведению новые грани прочтения, сохранив и обогатив его суть – вот причина, ради которой надо к произведению возвращаться и восстанавливать его образ для публики.

- При этом сохранив и обогатив его суть, как вы сказали. Злые языки утверждают. что у хорошей оперы не может быть осмысленного сюжета - мол, когда люди стараются вести себя осмысленно, они не поют. Но вы в своих оперных постановках ищете и находите художественные приемы, которые помогают осмыслить, домыслить, раскрыть смысл авторского замысла и сюжета. Так случилось с вашей постановкой оперы «Аида». Кстати, в июне состоялся ее 2-летний юбилей после постановки в ГАБТе в июне 2016 гола. Всем особенно запомнился финал оперы, который заставил зрителей вскочить с кресел и самозабвенно аплодировать опере и вашему решению воссоединить героев перед их физической смертью. Вам удалось убедить зрителя, что сила любви способна преодолеть препятствия, преодолеть затворы темницы, в которой герои были замурованы.

- Для меня новые творческие решения – не самоцель, а способ создать убедительный, пластический, поистине зрелищный образ действия и произведения. По той же причине мы в самом начале постановки «Аиды» показываем зрителю, что наши герои страстно любят друг друга. Ведь эта история их отношений никак в опере иначе не объяснена.

Кроме того, хоры, звучавшие за кулисами, в нашем спектакле выведены на сцену. Это позволило усилить масштабность, зрелищность постановки. И это в духе музыки Верди и происходящих в опере событий.

- А опера «Петр I»? Там у вас тоже новаторские находки!

- Когда я над ней работал, я все думал: как же создать атмосферу, картину выхода Анастасии, когда она отпевает, оплакивает исстрадавшуюся от кровопролития и войн русскую землю. А потом попросил всех артистов лечь ничком на пол, прикрыл их бугристой, под цвет земли, тканью и наказал громко дышать, приподнимая спину. И получилась потрясающая картина стонущей и вздрагивающей от боли земли. Впечатление было ошеломляющее. Люди плакали.

Большую роль играло в осуществлении задуманных и неожиданных решений сотрудничество с замечательным дирижером ГАБТ, Народной артисткой Узбекистана, лауреатом Государственной премии, профессором Дильбар Абдурахмановой, да и со всем остальным коллективом исполнителей. Вместе с Дильбар Абдурахмановой, которая недавно ушла в мир иной, но до сих пор осталась первой и единственной женщиной-дирижером оперных постановок на всем Востоке, я поставил пять опер Верди: «Аиду», «Отелло», «Травиату», «Трубадура», «Кармен»…

Я нашел в ней истинного соратника, и всегда прислушивался к ее мнению при прочтении музыкальной драматургии новой оперы.

- Вы вместе поставили в 1984 г. также оперу Сергея Прокофьева «Огненный ангел», и то была первая в Советском союзе полная редакция, полное звучание этой оперы! А ведь ее ноты считались утерянными. Как вы их нашли?

- Дирижер Рождественский приобрел их для нас из Лондонской королевской библиотеки. Постановка «Огненного ангела» получилась волшебной.

Главный дирижер ГАБТ в Москве, известный композитор Евгений Светланов, после представления «Огненного ангела» сделал по-русски глубокий поклон и сердечно нас поздравил. А дирижеру Дильбар Гулямовне предложил встать за пульт своего ансамбля! Потом телевидение Останкино сняло наш спектакль и показало всей Европе. И мы получили еще поздравления из европейских стран.

- Я хочу процитировать то, что о вашем сотрудничестве сказала дирижер Дильбар Абдурахманова в одном из своих интервью: «Тридцать лет работаю в творческом тандеме с выдающимся оперным режиссером-постановщиком, народным артистом Узбекистана и Азербайджана Фирудином Сафаровым. Совместно мы поставили оперы, слава о которых разнеслась по многим странам — «Петр I», «Огненный ангел», «Фауст», «Отелло», «Самсон и Далила», «Трубадур», «Проделки Майсары», «Омар Хайям», «Лейли и Меджнун», «Любовный напиток», «Травиата». Вместе преподаем оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана. В числе наших учеников — народная артистка Узбекистана Муяссар Раззакова, певец Нъемат Хабибов. Молодежь, успевшая прекрасно проявить себя на оперной сцене.

- Да, 80 % певцов ГАБТ – наши ученики. А к перечисленным можно добавить еще Нажмиддина Мавлянова, который учился у меня и у замечательного педагога Ольги Александровой, Абдумалика Абдукаюмова, Барно Исматуллаеву и других; они солировали когда-то в ГАБТ, ныне покоряют публику на сценах известных театров Италии, Германии, России, Австрии, Люксембурга и других стран.

- Как менялся и изменился зритель Большого Академического за 40 лет вашей деятельности в ГАБТ?

- Зритель прошлого и настоящего – это разный зритель, сегодня он взыскательнее, он более образован, требователен к профессионализму, качеству исполнения и новизне постановки. Я рад этому, потому что есть для кого стараться без лишнего опасения, что не поймут или не так поймут. Зрителя уже не устраивают так называемые «проходные спектакли», статичность и схематическое изображение жизни. Постановщики и артисты стремятся к поиску новых выразительных средств. Но я против грубого искажения картины, созданной авторами либретто и музыки, как это порою случается на сценах мировых оперных театров.

- В последнее время в Ташкенте на сцене ГАБТ появляется много интересных оперных, музыкальных и хореографических постановок в исполнении театральных коллективов из разных стран. Театр знакомит с лучшими произведениями музыкального и балетного искусства мира. Ваша оценка?

- Творческие зарубежные контакты, знакомство с лучшими достижениями музыкального и хореографического искусства мира – это импульс и стимул для дальнейшего повышения профессионализма наших исполнителей и художественного вкуса наших зрителей.

Первый Международный фестиваль балетного искусства, который состоялся в мае с участием артистов Узбекистана, России, Швейцарии, Израиля и Турции, доставил всем нам много незабываемых впечатлений. Особенно мне понравились выступления балета Бежара Жиля Романа из Швейцарии,, израильского ансамбля современного танца Ноа Вертхайма и выступление солистов Мариинского театра. А также работа репетитора-педагога Азария Плисецкого, брата Майи Плисецкой, и талантливого хореографа из Турции Мехмета Балкана.

- Какие оперы узбекских композиторов для вас особенно дороги?

- Мы уже упоминали оперы «Омар Хайям» М.Бафоева, «Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова. Я очень ценю мелодическую красоту оперы «Садокат», это лирико-драматическое произведение, которое создал известный узбекский композитор заслуженный деятель искусств Рустам Абдуллаев. В опере отразилась культура и душевная красота узбекского народа, вдохновленная история любви и верности двух замечательных поэтов – Зульфии и Хамида Алимжана. Психологическое воздействие оперы усиливается, когда исполнительница роли Зульфии сходит со сцены в зал и делится со зрителем своими переживаниями и стихами…

- Фирудин Саттарович, вы родились и начинали свою режиссерскую деятельность в Азербайджане. Поставили на азербайджанской сцене оперы «Лейли и Меджнун», «Кероглу», и другие, до сих пор занимающие прочное место в сценическом репертуаре театров.

Чем является для вас Узбекистан?

- Узбекистан – моя вторая Родина. И я горжусь тем, что достойно исполнил ту задачу, то послание, ради которого меня пригласили в Государственный Академический Большой театр Узбекистана и доверили быть его главным режиссёром .

- Спасибо за вдохновляющую беседу.

 

АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА, искусствовед





Другие материалы рубрики

12.06.2018 / 18:32:43

О визите в Узбекистан делегации Британского музея

9 июня 2018 года в г. Ташкент прибыла делегация Британского музея (British Museum) в состав которой вошли глава Департамента исламского искусства Ладан Акбарния, куратор коллекции по современному Ближнему Востоку Фамида Сулейман, куратор коллекции текстиля Хелена Вольф и др. Далее...

12.06.2018 / 12:52:29

Завершен I этап международной конференции "Роль молодежи в предупреждении и противодействии насильственному экстремизму и радикализации, ведущим к терроризму"

Конференция направлена на повышение осведомленности и разработку политических рекомендаций о необходимости вовлечения молодежи в предотвращение экстремизма и радикализации, которые приводят к терроризму (НЭРВТ). В первый день в ее работе приняли участие делегации из США, Великобритании, Германии, Испании, Нидерландов, Латвии, России, Китая, Индии, Японии, Малайзии, Кувейта, Казахстана, Кыргызстана, Афганистана, зарубежные эксперты, сенаторы, депутаты, активисты Союза молодежи Узбекистана, деятели науки, журналисты. Далее...

11.06.2018 / 20:59:56

Глава МОТ: Динамичное развитие Узбекистана характеризуется смелым открытым курсом

Как мы ранее сообщали, делегация Узбекистана во главе с заместителем Премьер-министра, председателем Комитета женщин Т.Нарбаевой и в составе Министра занятости и трудовых отношений Ш.Кудбиева, председателя Торгово-промышленной палаты А.Икрамова и заместителя председателя Совета Федерации профсоюзов Б.Махмадалиева приняла участие в 107-й сессии Международной конференции труда (МКТ), которая прошла в швейцарской Женеве с 28 мая по 8 июня. Далее...

11.06.2018 / 20:56:40

Посланник Генерального секретаря ООН по делам молодежи посетила IUT

Посланник Генерального секретаря ООН по делам молодежи Джаятма Викраманаяке 11 июня 2018 года посетила Университет Инха в г. Ташкенте (IUT). Далее...

11.06.2018 / 20:52:14

В Ташкенте состоялось открытие летней школы "Управление креативной индустрией"

Оргcнизаторами летней школы выступили Международный Вестминстерский университет в г. Ташкенте (МВУТ) и Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


08.11.2024 / 10:47:31
Наш стенд - на "World Travel Market London"
 
04.11.2024 / 15:56:42
Церемония подписания соглашения о взаимопонимании между Департаментом культуры и туризма
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
06.11.2024 / 15:11:20
По случаю "Дня Победы" Азербайджана в Узбекистане состоялась презентация книги.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте