Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
08.07.2018 / 17:16:08

Сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья (заключение)


3. Знакомство с экспозицией Музея искусств имени И.В. Савицкого: новые открытия и прозрения

Одна из центральных работ, выставленных сейчас в музее (в новом здании в правом крыле на третьем этаже): В.А. Лысенко. Бык, 1927 или 1929 г. Долгое время картина, второе название которой "Фашизм наступает", была на реставрации. Очень странная, необычная во всём — от техники до подтекста. Динамичность сюжета резко контрастирует со статикой сплошных чёрных глаз, точнее, пустых глазниц-колец, как будто это дула пулемёта, которые гипнотизируют и затягивают зрителя. В глазах быка видели срезы стволов огнестрельного оружия, направленного на зрителя. Непонятно, куда мог наступать фашизм в конце и, тем более, в середине двадцатых годов прошлого века в случае русского художника, но считается, что Савицкий сам давал «идеологические» названия некоторым картинам, чтобы оправдать их присутствие в музее.

«Бык» Лысенко — «символ нукусского музея». Эту вещь опубликовали, буквально, сразу, как только возник нукусский музей, она стала его главным открытием. Найдена она была в его заброшенном доме на чердаке, где вроде бы закрывала дыру в крыше. Лысенко — очень загадочный персонаж. Это сейчас его стали называть Василием Александровичем, а раньше он был Евгений Лысенко, и биография у него была несколько другая.

Художник родился в Брянской губернии. В 1922 г. приехал в Ташкент, познакомился с художниками А.Н. Волковым, М.И. Курзиным, Н.Г. Караханом, У.Т. Тансыкбаевым. Учился в художественной студии Клуба железнодорожников им. М.П. Кафанова, художественном училище в Ленинграде, ГИНХУКе у К.С. Малевича (1925–1929). Не завершив учёбы, вернулся в Ташкент. В 1930-х путешествовал по Кавказу, Памиру, Хорезмскому оазису. В 1935 году был арестован, осуждён на шесть лет. В 1960-е жил в Саратовской области. Писал картины фантастического характера в самобытной декоративно-плоскостной манере. Василий Лысенко, чей супрематический «Бык» стал заслуженным центром развески в новом здании, был автором целой галереи монументальных живописных композиций, также представленных в музее. Среди них не менее знаменитые «Силы земные» и другие.

«Восточное кафе» Алексея Исупова (1914–1921.Фанера, темпера, позолота) — по своим стилистическим выразительным средствам представляет настоящий примитивизм. Он близок таким художникам как Пиросмани, Матисс, поздний Гоген.

Невозможно пройти мимо сюжетной композиции К.Н.Редько. У моря. Мария-Луиза. Она выполнена в импрессионистическом стиле и поражаетудивительной лёгкостью. Девушка на берегу почти летит, едва касаясь песка и придерживая шляпу, обладающую большей парусностью. Работы Климента Редько обычно более тяжелы по цвету и восприятию ("Полуночное солнце" — северное сияние в Мурманске). Но эта картина написана не в СССР, а во Франции, где Редько прожил восемь лет.

Постимпрессионистская работа Урала Тансыкбаева "Багряная осень" не похожа на его поздние реалистические пейзажи из мемориального музея художника в Ташкенте. Спокойный гармоничный сюжет (как будто из буддизма, проникшего сюда две тысячи лет назад) и буйство необычного сочетания красок. Пейзажи раннего У. Тансыкбаева сравнивают с экспрессионистом Матиссом и часто называют их автора узбекским Гогеном.

Сюжетные картины Виктора Уфимцева «К поезду» (1927), «Молочница» и другие по-восточному стилизованы, но при этом представляют собой «сибирский авангард». Он учился в Омске, после Туркестана вернулся туда, и там образовалась компания художников, которые были последователями Давида Бурлюка. Бурлюк уезжал из России через Сибирь, останавливался в Омске, Томске. В историю изобразительного искусства Узбекистана В. Уфимцев вошёл как родоначальник в нашей живописи тематических картин историко-революционного характера: «Рождение большевика» и другие. Здесь в Нукусе мы открываем его заново.

Особое притягательное место в экспозиции авангардистов занимают саркастические холсты Михаила Курзина: «Капитал», «В гости» и другие: глядя на них, можно искренне обхохотаться. Это мощный художник, у него встречаются необыкновенные вещи. В них есть смелость мастера, свободная фантазия творца, добрый юмор чудака и злая сатира сюрреалиста.

Картина Оганеса Татевосяна «Комсомольская бригада» (1930. Холст, масло) создана в иконописном стиле. Ранее, в 1918 году, он переехал в Самарканд из Москвы, хотя вполне благополучно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Писал многофигурные полотна на тему строительства социализма в Средней Азии. В 1937 году был главным художником павильона Узбекистана на ВСХВ. В Узбекистане ему стремительно удалось сделать карьеру известного востребованного художника. Работы из собрания нукусского музея отличаются особой одухотворённостью созидательного труда.

Среди акварелей выделяются шесть графических листов Любови Поповой: «Дома» (1916), эскиз к картине «Бирск» и другие. Это одно из самых звёздных имён «классического» авангарда, выше только может быть Малевич, по мнению специалистов.

Тонкий и вольный «Автопортрет. Голубой вечер в горах» Алексея Подковырова (1935. Холст, масло) передаёт зрителям в изображённых нежных вечерних сумерках романтическое настроение героя. Перед нами фигура словно плывёт над землёй в пустом весеннем пространстве с растаявшим аэропланом. Так писали самые поэтичные и одухотворённые художники-символисты ещё до революции на рубеже XIХ – начала ХХ в.: К. Юон, А. Куинджи, И. Левитан, В. Борисов-Мусатов и остались в истории русского искусства певцами печальных сновидений. Их герои и героини рождены из фантастических грёз художников.

Роберт Фальк. Натюрморт со жбаном (1916. Холст, масло) – это в лучшем виде постимпрессионизм, похожий на живопись позднего Сезанна. Вдова Фалька все оставшиеся у неё работы распределила по всему Советскому Союзу. Она не могла предположить, что Советский Союз распадётся. В музее И. Савицкого представлена наибольшее собрание лучших произведений Роберта Фалька.

Николай Карахан. Две девушки у хауза (Холст, масло). Эти две девушки Карахана напоминают «Водоём» Виктора Борисова-Мусатова. Здесь и прозрачная вода, и стилизованные мечтательные образы восточных девушек, и тонкая передача градаций переходящих оттенков густого синего и нежного голубого колорита холста.

В ходе экскурсии зрители часто вспоминают то импрессионизм, то примитивизм, то символизм, то фовизм и экспрессионизм (Николай Витинг. Портрет Хмелевского, 1927. Холст, масло).

Кроме этих отмеченных работ, в постоянной экспозиции музея можно было увидеть: знаменитые серии Александра Волкова («Караван», 1926; «Арба», 1923), не уступающие Стенли Спенсеру и раннему Филонову; «Портрет девушки в красном», 1935) проекциониста и мистика Соломона Никритина, мерцающий кровавым электричеством; рафинированные стилизации Усто Мумина — Александра Николаева («Мальчик-водоноша», 1925), где синтезированы мотивы восточной миниатюры и живописи Ренессанса.

В музее собраны не только авангардная живопись и графика, но также археологические экспонаты и уникальная этнографическая коллекция предметов быта и материальной культуры каракалпаков, составлению которой Савицкий отдал немало сил. Три главных кластера составляют основу фондов нукусского музея. Первый из них — так называемый туркестанский авангард, то есть среднеазиатский модернизм XX века. Второй — знаменитое, поистине огромное собрание неподцензурной советской живописи и графики 1920–1960-х годов, включая редкие архивы отдельных авторов. Третий — этнографическая часть: предметы быта и декоративно-прикладного искусства Каракалпакстана.

В экспозициях представлены археологические находки, рассказывающие об истории древнего Хорезма – родине «Авесты», о торговых связях хорезмийцев с античным миром, уникальные терракотовые статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты, оссуарии — сосуды для хранения останков умерших предков огнепоклонников, изделия из керамики и бронзы. В основу отдела народного декоративно-прикладного искусства легла коллекция изделий каракалпакских мастеров, собранная в экспедициях Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана. Музей обладает богатейшим собранием национальных каракалпакских ювелирных украшений из серебра и сердолика, традиционных ковровых изделий, ручных вышивок и аппликаций. Отдел изобразительного искусства музея сформировался из живописных и графических произведений, собранных И. Савицким, произведений, подаренных молодому музею ведущими художниками страны, и полотен каракалпакских живописцев. Всемирную славу музею принесла коллекция русской авангардной живописи 20–40 годов ХХ века, вторая в мире по значимости после собрания Русского художественного музея в Санкт-Петербурге.

Наша туристическая группа, к сожалению, не успела за один день увидеть всю экспозицию музея: это, конечно, большое упущение. Решено: надо будет обязательно ещё раз посетить уникальный музей, чтобы неспешно ходить по залам и созерцать «с чувством, толком, расстановкой» коллективный разнообразный портрет минувшей эпохи, без цензурных корректив, свободный от метода соцреализма. В нём запечатлено всё, как было в жизни и несбывшихся грёзах опальных художников ХХ века. Мы, как могли, вдыхали в себя полной грудью неповторимый аромат многогранного авангардного искусства и природного жизнелюбия художников того времени, составивших истинные сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

08.07.2018 / 17:02:39

Телемост с соотечественниками, проживающими за рубежом

В посольстве нашей страны в Великобритании состоялась видеоконференция с соотечественниками, проживающими за рубежом, посвященная привлечению иностранных инвестиций и скорейшему выходу Узбекистана на международный рынок капитала. Далее...

07.07.2018 / 14:17:02

День семьи, любви и верности в Ташкенте

6 июля 2018 года традиционно, в Российском центре науки и культуры в Ташкенте, прошло награждение семейных пар, проживших в любви и согласии долгие годы. Далее...

07.07.2018 / 14:02:39

Собрание учредителей Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества Узбекистана

В Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан состоялось собрание учредителей Центра народной дипломатии ШОС. Далее...

06.07.2018 / 23:52:03

Зачем Узбекистан переходит на систему трехлетнего обучения бакалавров

В министерстве отмечают, что качество образования определяется способностью отвечать требованиям рынка труда, а не продолжительностью обучения. Далее...

06.07.2018 / 23:41:36

Новая эра Узбекистана может быть подлинной

Под таким заголовком во влиятельном американском внешнеполитическом издании Foreign Policy опубликована авторская статья корреспондента узбекской редакции радиостанции "Голос Америки" (VOA) Навбахор Имамовой. Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте