Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.07.2018 / 17:16:08
Сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья (заключение)3. Знакомство с экспозицией Музея искусств имени И.В. Савицкого: новые открытия и прозрения Одна из центральных работ, выставленных сейчас в музее (в новом здании в правом крыле на третьем этаже): В.А. Лысенко. Бык, 1927 или 1929 г. Долгое время картина, второе название которой "Фашизм наступает", была на реставрации. Очень странная, необычная во всём — от техники до подтекста. Динамичность сюжета резко контрастирует со статикой сплошных чёрных глаз, точнее, пустых глазниц-колец, как будто это дула пулемёта, которые гипнотизируют и затягивают зрителя. В глазах быка видели срезы стволов огнестрельного оружия, направленного на зрителя. Непонятно, куда мог наступать фашизм в конце и, тем более, в середине двадцатых годов прошлого века в случае русского художника, но считается, что Савицкий сам давал «идеологические» названия некоторым картинам, чтобы оправдать их присутствие в музее. «Бык» Лысенко — «символ нукусского музея». Эту вещь опубликовали, буквально, сразу, как только возник нукусский музей, она стала его главным открытием. Найдена она была в его заброшенном доме на чердаке, где вроде бы закрывала дыру в крыше. Лысенко — очень загадочный персонаж. Это сейчас его стали называть Василием Александровичем, а раньше он был Евгений Лысенко, и биография у него была несколько другая. Художник родился в Брянской губернии. В 1922 г. приехал в Ташкент, познакомился с художниками А.Н. Волковым, М.И. Курзиным, Н.Г. Караханом, У.Т. Тансыкбаевым. Учился в художественной студии Клуба железнодорожников им. М.П. Кафанова, художественном училище в Ленинграде, ГИНХУКе у К.С. Малевича (1925–1929). Не завершив учёбы, вернулся в Ташкент. В 1930-х путешествовал по Кавказу, Памиру, Хорезмскому оазису. В 1935 году был арестован, осуждён на шесть лет. В 1960-е жил в Саратовской области. Писал картины фантастического характера в самобытной декоративно-плоскостной манере. Василий Лысенко, чей супрематический «Бык» стал заслуженным центром развески в новом здании, был автором целой галереи монументальных живописных композиций, также представленных в музее. Среди них не менее знаменитые «Силы земные» и другие. «Восточное кафе» Алексея Исупова (1914–1921.Фанера, темпера, позолота) — по своим стилистическим выразительным средствам представляет настоящий примитивизм. Он близок таким художникам как Пиросмани, Матисс, поздний Гоген. Невозможно пройти мимо сюжетной композиции К.Н.Редько. У моря. Мария-Луиза. Она выполнена в импрессионистическом стиле и поражаетудивительной лёгкостью. Девушка на берегу почти летит, едва касаясь песка и придерживая шляпу, обладающую большей парусностью. Работы Климента Редько обычно более тяжелы по цвету и восприятию ("Полуночное солнце" — северное сияние в Мурманске). Но эта картина написана не в СССР, а во Франции, где Редько прожил восемь лет. Постимпрессионистская работа Урала Тансыкбаева "Багряная осень" не похожа на его поздние реалистические пейзажи из мемориального музея художника в Ташкенте. Спокойный гармоничный сюжет (как будто из буддизма, проникшего сюда две тысячи лет назад) и буйство необычного сочетания красок. Пейзажи раннего У. Тансыкбаева сравнивают с экспрессионистом Матиссом и часто называют их автора узбекским Гогеном. Сюжетные картины Виктора Уфимцева «К поезду» (1927), «Молочница» и другие по-восточному стилизованы, но при этом представляют собой «сибирский авангард». Он учился в Омске, после Туркестана вернулся туда, и там образовалась компания художников, которые были последователями Давида Бурлюка. Бурлюк уезжал из России через Сибирь, останавливался в Омске, Томске. В историю изобразительного искусства Узбекистана В. Уфимцев вошёл как родоначальник в нашей живописи тематических картин историко-революционного характера: «Рождение большевика» и другие. Здесь в Нукусе мы открываем его заново. Особое притягательное место в экспозиции авангардистов занимают саркастические холсты Михаила Курзина: «Капитал», «В гости» и другие: глядя на них, можно искренне обхохотаться. Это мощный художник, у него встречаются необыкновенные вещи. В них есть смелость мастера, свободная фантазия творца, добрый юмор чудака и злая сатира сюрреалиста. Картина Оганеса Татевосяна «Комсомольская бригада» (1930. Холст, масло) создана в иконописном стиле. Ранее, в 1918 году, он переехал в Самарканд из Москвы, хотя вполне благополучно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Писал многофигурные полотна на тему строительства социализма в Средней Азии. В 1937 году был главным художником павильона Узбекистана на ВСХВ. В Узбекистане ему стремительно удалось сделать карьеру известного востребованного художника. Работы из собрания нукусского музея отличаются особой одухотворённостью созидательного труда. Среди акварелей выделяются шесть графических листов Любови Поповой: «Дома» (1916), эскиз к картине «Бирск» и другие. Это одно из самых звёздных имён «классического» авангарда, выше только может быть Малевич, по мнению специалистов. Тонкий и вольный «Автопортрет. Голубой вечер в горах» Алексея Подковырова (1935. Холст, масло) передаёт зрителям в изображённых нежных вечерних сумерках романтическое настроение героя. Перед нами фигура словно плывёт над землёй в пустом весеннем пространстве с растаявшим аэропланом. Так писали самые поэтичные и одухотворённые художники-символисты ещё до революции на рубеже XIХ – начала ХХ в.: К. Юон, А. Куинджи, И. Левитан, В. Борисов-Мусатов и остались в истории русского искусства певцами печальных сновидений. Их герои и героини рождены из фантастических грёз художников. Роберт Фальк. Натюрморт со жбаном (1916. Холст, масло) – это в лучшем виде постимпрессионизм, похожий на живопись позднего Сезанна. Вдова Фалька все оставшиеся у неё работы распределила по всему Советскому Союзу. Она не могла предположить, что Советский Союз распадётся. В музее И. Савицкого представлена наибольшее собрание лучших произведений Роберта Фалька. Николай Карахан. Две девушки у хауза (Холст, масло). Эти две девушки Карахана напоминают «Водоём» Виктора Борисова-Мусатова. Здесь и прозрачная вода, и стилизованные мечтательные образы восточных девушек, и тонкая передача градаций переходящих оттенков густого синего и нежного голубого колорита холста. В ходе экскурсии зрители часто вспоминают то импрессионизм, то примитивизм, то символизм, то фовизм и экспрессионизм (Николай Витинг. Портрет Хмелевского, 1927. Холст, масло). Кроме этих отмеченных работ, в постоянной экспозиции музея можно было увидеть: знаменитые серии Александра Волкова («Караван», 1926; «Арба», 1923), не уступающие Стенли Спенсеру и раннему Филонову; «Портрет девушки в красном», 1935) проекциониста и мистика Соломона Никритина, мерцающий кровавым электричеством; рафинированные стилизации Усто Мумина — Александра Николаева («Мальчик-водоноша», 1925), где синтезированы мотивы восточной миниатюры и живописи Ренессанса. В музее собраны не только авангардная живопись и графика, но также археологические экспонаты и уникальная этнографическая коллекция предметов быта и материальной культуры каракалпаков, составлению которой Савицкий отдал немало сил. Три главных кластера составляют основу фондов нукусского музея. Первый из них — так называемый туркестанский авангард, то есть среднеазиатский модернизм XX века. Второй — знаменитое, поистине огромное собрание неподцензурной советской живописи и графики 1920–1960-х годов, включая редкие архивы отдельных авторов. Третий — этнографическая часть: предметы быта и декоративно-прикладного искусства Каракалпакстана. В экспозициях представлены археологические находки, рассказывающие об истории древнего Хорезма – родине «Авесты», о торговых связях хорезмийцев с античным миром, уникальные терракотовые статуэтки зороастрийской богини плодородия Анахиты, оссуарии — сосуды для хранения останков умерших предков огнепоклонников, изделия из керамики и бронзы. В основу отдела народного декоративно-прикладного искусства легла коллекция изделий каракалпакских мастеров, собранная в экспедициях Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана. Музей обладает богатейшим собранием национальных каракалпакских ювелирных украшений из серебра и сердолика, традиционных ковровых изделий, ручных вышивок и аппликаций. Отдел изобразительного искусства музея сформировался из живописных и графических произведений, собранных И. Савицким, произведений, подаренных молодому музею ведущими художниками страны, и полотен каракалпакских живописцев. Всемирную славу музею принесла коллекция русской авангардной живописи 20–40 годов ХХ века, вторая в мире по значимости после собрания Русского художественного музея в Санкт-Петербурге. Наша туристическая группа, к сожалению, не успела за один день увидеть всю экспозицию музея: это, конечно, большое упущение. Решено: надо будет обязательно ещё раз посетить уникальный музей, чтобы неспешно ходить по залам и созерцать «с чувством, толком, расстановкой» коллективный разнообразный портрет минувшей эпохи, без цензурных корректив, свободный от метода соцреализма. В нём запечатлено всё, как было в жизни и несбывшихся грёзах опальных художников ХХ века. Мы, как могли, вдыхали в себя полной грудью неповторимый аромат многогранного авангардного искусства и природного жизнелюбия художников того времени, составивших истинные сокровища Нукуса в Музее искусств имени И.В. Савицкого — жемчужине Приаралья.
Гуарик Багдасарова
|
|