В Государственном институте искусств и культуры РУз стартовал второй цикл долгосрочной программы по музейному менеджменту, организаторами которой выступили Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры РУз, совместно с Британским Советом и университетом Goldsmiths (Великобритания). Обучение продлится до 8 февраля 2019 года.
Программа обучения была разработана по опыту музейного дела Великобритании, с учетом специфики музейного дела Узбекистана. Стоит отметить, что предварительное знакомство спикеров курса с музейной средой Узбекистана выявило, что в стране есть большой потенциал для развития деятельности музеев и галерей, а также их роли в развитии туризма.
В программе занятий изучение международной практики музейного менеджмента, управление проектами, а также маркетинг и коммуникацию. Основные темы, которые будут изучаться: Причины посещения музеев; Ожидания посетителей; Развитие восприятия аудитории; Выявление и понимание потенциальной аудитории и создание стратегии, ориентированной на рост аудитории; Важность компьютерных технологий, мероприятий, интерпретации, маркетинга, коммуникации. В рамках обучающего курса лекторы проводят презентации, основанные на текущих тематических исследованиях. Также проводятся индивидуальные и групповые упражнения, которые в дальнейшем слушатели смогут применить на практике в своей работе.
К участникам курса обратилась Джамиля Гулямова, Исполнительный директор Британского совета в Узбекистане. Вот, что, в частности, она сказала:
- Первый курс Музейного менеджмента был очень интересен. Я рада, что последовательно идет продолжение и слушатели углубляются в знания, которые нам дают наши партнеры и большие профессионалы из Университета Goldsmiths. На этот раз курс будет сфокусирован на изучение аудитории музеев, что их привлекает и не привлекает в музеях, как заинтересовать молодежь. Надеюсь, все участники останутся довольны обучением и еще раз выражаю большую благодарность нашим партнерам.
Спикерами курса выступили ведущие специалисты в сфере культуры и музейного дела. Одним из них был Джеральд Лидстон, Директор Института творческого и культурного предпринимательства, Университета Goldsmiths (Лондон). При этом отмечалось следующее:
- За эти 5 дней обучения мы будем делать акцент на работу в группах, на общение между друг другом и выявление тех возможностей, которые можно применить в музеях Узбекистана. Хочу призвать слушателей к максимальной открытости и диалогу, потому что именно это поможет сформировать правильную стратегию в разработке наших групповых занятий. Я рад, что все участники проявляют интерес и готовы к саморазвитию.
Д-р Джеральд Лидстон разработчик магистерской программы «Администрирование в сфере искусств и культурная политика» и со-разработчик магистерских программ «Креативное и культурное предпринимательство» и «Культурная политика, отношения и дипломатия». Более двенадцати лет работал во Вьетнаме над созданием курса арт-менеджмента в Университете культуры Ханоя при финансовой поддержке Фонда Форда. Получил национальную медаль за вклад в развитие культуры Вьетнама. Был директором четырехгодичного проекта Министерства иностранных дел Великобритании British Know-How Fund в Словакии по созданию системы обучения арт-менеджменту.
Высокую оценку проекту в Узбекистане дала Джерри Моррис, сооснователь и директор Morris Hargreaves McIntyre (Манчестер). Вот, что она, в частности, сказала:
- Я очень рада быть в Узбекистане и нам даже посчастливилось в выходные посетить восхитительный Самарканд. Там мы познакомились с несколькими музеями что, надеюсь, поможет в нашем обучении. Хочется отметить, что нынешний курс будет полезен тем, что говорить здесь будут больше сами слушатели. Мы не ставим задачу читать вам лекции, мы хотим выявить основные проблемы и постараться вместе с вами выявить пути решения. Все наши слайды презентаций мы будем адаптировать под нужды музеев Узбекистана. Также, углубимся в вопросы эволюции маркетинга музеев, стратегическое планирование, рассмотрим миссию и видение ваших музеев, изучим вопрос рынка музеев и как понимать потребности посетителей.
Джерри Моррис работает в сфере культуры Соединенного Королевства на протяжении 35 лет, выполняя проекты, связанные с изучением целевых аудиторий, для таких организаций как Галерея Тейт, Национальная галерея, Британский музей, Институт искусств Чикаго и многих других. Джерри является известным специалистом по разработке целевых аудиторий для музеев и галерей СК и зарубежных стран и занимает лидерские позиции в таких направлениях как сегментация рынка, диверсификация и разработка целевых аудиторий.
Слушателями курса стали специалисты музеев и ведомственных учреждений Узбекистана: Государственного музея прикладного искусства Узбекистана, Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого (Каракалпакстан), Государственного музея искусств Узбекистана, а также Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры РУз и Государственного института искусств и культуры РУз.
В первый день курса, после знакомства спикеров с каждым слушателем, лекторы комбинировали показ слайдов и работу участников, разделив их по группам. Были рассмотрены вопросы эволюции музеев, то, чем является музей в глазах посетителей, что они ждут от него . Также, изучались «портреты» посетителей и выявлялись их запросы при посещении музеев.
Б.РАХИМОВ