Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.10.2019 / 22:04:22
От пушкинской эпохи до наших днейВторая половина октября в узбекской столице была наполнена отзвуками пушкинской поэзии на камерных концертах и музыкально-литературных вечерах, в связи с празднованием Дня основания Лицея – 19 октября. Пушкин утверждал, что и последний лицеист один будет праздновать «19 октября» и писал в своём одноимённом посвящении (1825): Кому ж из нас под старость день лицеяТоржествовать придётся одному?
В «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте 24 10 19 собрались активисты и многочисленные гости ахматовского музея, чтобы отдать дань великому русскому поэту и его окружению в лицейские годы (1811-1817). Тема пушкинского окружения была и остаётся одной из важнейших в пушкиноведении. Личность поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Детские впечатления и юношеская дружба, «лицейское братство» для Пушкина никогда «не ржавели». От лицея неотрывны вся жизнь и творчество поэта. По отзыву Матюшкина, товарищам всегда казалось, что Пушкин по развитию был как будто старше всех. Дружба для Пушкина не измерялась ни числом встреч на жизненном пути, ни перепиской, ни обязательной общностью литературных интересов. Как вспоминал хорошо знавший Пушкина С.А. Соболевский, он «любил» своих друзей за дружбу». Ирина Кепанова сделала интересный доклад о самых близких друзьях А.С. Пушкина в Царскосельском лицее – Иване Пущине, Вильгельме Кюхельбекере, Антоне Дельвиге, Фёдоре Матюшкине, Михаиле Яковлеве, Иване Малиновском, Константине Данзасе и других лицеистах. До сих пор идут споры: сколько их было на самом деле? Курсанты General Lesson под руководством Лолы Шакировны Алимовой декламировали пушкинские посвящения его друзьям и лицейской годовщине. В них сквозили настроения, характерные для «лёгкой поэзии» XYIII века. На этом фоне выделялись, пожалуй, его «Воспоминания в Царском Селе» (1814) как один из чистейших образцов торжественной оды, выдержанной в строгом стиле русского классицизма, восхитившей Гавриила Державина. В 1825 году Пушкин отмечает годовщину Лицея знаменитым стихотворением «19 октября», в котором прозвучал гимн лицейской дружбе: «Друзья мои! Прекрасен наш союз!...». Автор этих строк с радостью и светлой грустью прочитала его, дополнив своим скромным посвящением любимому поэту, написанным в дни посещения Царскосельского парка под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург). Курсанты General Lesson в полном объёме воссоздали посвящённые Лицею горестные строфы «Была пора: наш праздник молодой…», которые читал Пушкин в квартире Михаила Яковлева на Екатерининском канале 19 октября 1836 года. Их невозможно было слушать без боли и печали теперь, когда мы знаем, что та лицейская годовщина была для Пушкина прощальной: Всему пора: уж в двадцать пятый разМы празднуем Лицея день заветный.Прошли года чредою незаметной,И как они переменили нас!Недаром – нет! – промчалась четверть века!Не сетуйте: таков судьбы закон;Вращается весь мир вкруг человека, -Ужель один недвижим будет он? …………………………………………..
19 октября 1858 г. было грустное и одновременно светлое празднование 47-й лицейской годовщины. Собрались несколько стариков – Яковлев, Матюшкин, Малиновский, Корф и Иван Пущин. Яковлев отвёз Пущина в Лицей, который уже давно перебрался в Петербург и стал Александровским (по имени императора-основателя). До самых последних дней жизни Яковлев бережно хранил архив Лицея и, умирая, передал все бумаги Фёдору Матюшкину. Они сохранились до наших дней. Только один из лицейских товарищей – Константин Карлович Данзас - был возле А.С. Пушкина в последние дни. Ему было суждено соединить начальные и конечные звенья золотой цепи дружества, которая так много значила в жизни и трудах великого поэта. Со слов Данзаса, записана фраза, которую повторяют едва ли не в каждой биографической книге о Пушкине: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне легче было бы умирать». С годами, и десятилетиями, и даже веками Пушкин не отдаляется от нас – он приближается. Директор ахматовского музея А.В. Маркевич предложила вторую часть вечера посвятить современной ташкентской поэзии, в которой слышны отголоски пушкинской лиры, и прочитала авторские лаконичные стихи об осени, сопроводив их своими пейзажными фотографиями. Ирина Кепанова рассказала о жизни и творчестве российского и туркестанского поэта – Александре Васильевиче Абрамове (1887-1924), печатавшемся под псевдонимом – Ширяевец, связывающем его с родиной – посёлком Ширяево в Поволжье. Трудно найти поэта, который, так же, как Александр Ширяевец, несмотря на семнадцать лет жизни, проведённых в Средней Азии, неизменно оставался неразрывно связанным со своим отечеством. По воспоминаниям близких друзей, А. Ширяевец всегда мечтал о возвращении на Волгу и в глубине души понимал, что «всё-таки в Жигулях лучше бы мне жить». В то же время, прожив без малого семнадцать лет в Азии, он не мог остаться безучастным к природе и культуре Туркестанского края с его богатой историей. В 1919 г. в Ташкенте была издана мизерным тиражом тоненькая книжечка «Край солнца и чимбета (Туркестанские мотивы)». В неё вошли некоторые стихотворения Ширяевца о Востоке с прелестными поэтическими зарисовками неспешной восточной жизни и обычаев местного населения. Стихотворения поражают своей необыкновенной цветописью, передающей богатую красками восточную гамму цветов и оттенков, блеск и прозрачность драгоценных камней. «Поэт милостью божьей», «волжский гусляр», «певец волжского раздолья», «волжский соловей» — так называли Александра Ширяевца его современники. «Баюном Жигулей и Волги» нарёк своего любимого друга Сергей Есенин, гостивший в мае 1921 года у своего друга в Ташкенте. Ширяевец писал стихи и песни, поэмы и сказки, произведения для детей и литературно-критические статьи, выступал как прозаик и драматург. Творчество поэта высоко ценили И. Бунин, Н. Клюев, С. Городецкий, В. Ходасевич, З. Гиппиус, Д. Мережковский. Стихи русского поэта, до 1922 года жившего в далеком Туркестане, печатались в лучших столичных журналах. «Туркестанские мотивы», возможно, повлияли на создание «Персидских мотивов» его друга и кумира Сергея Есенина, хотя они во многих своих теоретических воззрениях на назначение поэзии расходились. Особенно растрогало слушателей прочитанное Ириной Кепановой стихотворение А. Ширяевца «Бирюзовая чайхана» с яркими образами, созвучными нынешней благодатной осенней поре в нашем краю: Ем сочный виноград янтарно-хризолитовый,А в небе бирюза и мысли бирюзовы… Осеннюю тему - удивительную пору «очей очарованье», которую очень любил и воспевал А.С. Пушкин в своём творчестве, - продолжили декламировать в своих стихах поэты Олег Бордовский, Елена Кузнецова, Альбина Маркевич, автор этих строк. Чтецы-декламаторы Ирина Парамонова, Татьяна Оленец, Ольга Маршанская, библиофил Александр Ступак вспомнили стихи ташкентских поэтов Александра Файнберга, Геннадия Кима, Рима Юсупова. Композитор и вокалист Геннадий Арефьев исполнил под гитарный аккомпанемент авторские романсы на стихи А. Пушкина и ташкентского поэта Левона Абрамяна. Наши друзья из ТО «Арча» Андрей Цой и Бахтияр Нуритдинов порадовали слушателей своим дуэтом. В их вокально-музыкальной программе прозвучали авторская песня А. Цоя «Осенний вальс» на стихи ташкентского поэта Андрея Ралича; «Осенняя молитва», «На краю голуби» Сергея Трофимова; «Белая птица» Виктора Третьякова и «Вальс-бостон» Александра Розенбаума. За два с лишним века у Пушкина оказались миллионы друзей, в пересчёте на читательские поколения – сотни миллионов. Среди них ученики пятого «А» и пятого «Б» классов Чиназской школы. Они прислали общественному директору «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» трогательные послания о своей любви к самоотверженному проводнику поэзии Александра Пушкина и Анны Ахматовой в народ - Альбине Витольдовне Маркевич. Сбылись пророческие слова Н.В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». На музыкально-литературном вечере в Ахматовском музее Пушкин ещё раз предстал не только высочайшей вершиной литературы, но и высочайшей вершиной нравственности, патриотического чувства и уважения к иным народам и культурам – за эту «всемирную отзывчивость» (Ф. Достоевский) его любят читатели от пушкинской эпохи до наших дней.
Гуарик Багдасарова Фото Ирины Кепановой
|
|