Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.04.2020 / 20:58:42
Планета – наша общая родина: к устойчивому развитию через единую научную картину мираПандемия коронавируса снова подтвердила, что лишь совместными усилиями человечество может справиться с трудными испытаниями, эпидемиями и стихийными бедствиями на пути своего развития. История знает немало примеров, когда в одиночку перед лицом глобальных катастроф уходили с лица Планеты народы и страны. Идея глобализации мира оправдала себя, на помощь борьбы с новой чумой XXI века уже пришли Китай, Россия, США и Куба. В духе лучших традиций и философского опыта Запада и Востока открываем новую рубрику научно-популярной синергетической философии, призванной объединить усилия социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин в построении единой научной картины мира глобальной гармонизации. Концепция проекта и рубрики включает традиционные и новые достижения культуры, философии и науки Востока и Запада. Ориентируется на стратегию устойчивого развития мира согласно документам Организации Объединённых Наций, Республики Узбекистан и Модели просвещённого ислама, предложенной Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым. В рамках проекта «Планета – наша общая Родина» начинаем международный семинар on-line «К устойчивому развитию через единую научную картину мира» методом структурированного диалога, «мозгового штурма» и других инновационных практик образования и коммуникационного сотворчества. Научный руководитель рубрики и автор проекта: PhDr. Адель Абдурахмановна Чилякова, философ, публицист, писатель и поэт, лауреат Международной премии «GratiasAgit». Научный руководитель и главный докладчик общегосударственного семинара Чехословацкого Союза журналистов и Карлова университета в поддержку демократических преобразований в годы тоталитарного режима в Чехии и Словакии. Предоставляем ей вступительное слово.
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА: К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ЧЕРЕЗ ЕДИНУЮ НАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА
Уважаемые коллеги! Уважаемые двигатели науки и деятели культуры и искусства! Уважаемые граждане нашего многонационального мира! Настал тот самый исторический момент для Востока и Запада, когда мы можем и должны объединёнными усилиями, в процессе сотворчества и взаимного обучения, построить вместо Вавилонской башни единую научную картину мира и его гармонизации. Приглашаем Вас к участию в международном семинаре. Стремление познать мир и место человека в нём присущи разным этапам человеческой истории. К этому всегда стремились наука, религия, философия и культура Востока и Запада, однако чаще всего без взаимной согласованности и даже в противостоянии. Кроме того, деятельность учёных, философов, просветителей была далека от возможности информировать и просветить широкие слои населения. Масса людей была мало образована или попросту неграмотна, получала информации в основном от духовных институтов. Процессы противостояния усугублялись в периоды кризисов: войн, революций, эпидемий, стихийных бедствий и т.д. Человеческие общества в периоды кризисов и после них подобны системам в момент бифуркации, находящимся перед выбором возможных вариантов функционирования или путей эволюции. В математике это называется ветвлением решений нелинейного дифференциального уравнения. В точке бифуркации система находится в неравновесном состоянии, где малейшие флуктуации или случайные обстоятельства могут кардинально изменить направление дальнейшего развития, закрывая тем самым возможности движения другим, альтернативным путем. Эволюционный и в особенности коэволюционный принцип движения с использованием метода синергетики позволяет выбирать и взаимосвязанно развивать наиболее оптимальные и разумные альтернативы устойчивого развития, наводить мосты между отдельными фрагментами научной картины мира, создать единое поле междисциплинарной коммуникации, сформировать принципы новой картины мира. Созданию целостного подхода может послужить сближение обеих культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями. Это культура естествознания с доминантой научного метода, и культура гуманитарная, включающая искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем мире человека. Конец XX века стал эпохой горького отрезвления "физиков" – ни ракеты, ни ядерные реакторы, ни компьютеры, ни миллионы новых товаров, выброшенных на рынок, не в состоянии дать не только спокойствие и гармонию, но даже обеспечить всем сытое и безопасное "сегодня". К сожалению, и сегодня естественнонаучные и гуманитарные культуры не столько дополняют, сколько противостоят друг другу, разделяя людей на "физиков" и "лириков", хотя в принципе и тем, и другим присуще синтетическое мышление. По отдельности они не выдержали экзамена XX века, в следующем его надо всем нам сдавать вместе. Опорой такого синтеза должны быть не только рациональные, но и духовно-нравственные критерии, те корни и вечные универсальные ценности, ядро которых находим в восточном и западном Ренессансе и во всех мировых религиях. Отмечая, что история человечества есть история войн, швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за всю историю с 3500 года до н.э. и до наших дней человечество мирно прожило лишь 292 года. Психологи утверждают, что способность человека к сопереживанию не является его врожденным качеством. Не могу однако согласиться с утверждением, что человеческая природа остаётся неизменной. Из общества людей с человеческими жертвоприношениями, пытками и публичными казнями, которые служили воскресным зрелищем (и развлечением!), с инквизицией и сжиганием «ведьм» мы всё-таки перешагнули в общество, которое своим принципом провозглашает общечеловеческие ценности и гармонизацию многонациональных и многоконфессиональных отношений. В человеке развилось чувство, которого раньше большинству людей не доставало: способность сострадать с другими людьми и в этом направлении развивать широкомасштабную активную деятельность. После самой страшной из войн – Второй мировой войны - человечество устремилось по пути научно-технического прогресса, увидев в нём панацею для решения всех мировых проблем. Неоправданный восторг всесильными возможностями кибернетики и естественнонаучных знаний сменила гуманитарная идея мультикультурализма, демократии, либерализма и глобализации, которая однако не нашла ожидаемого понимания и ассимиляции со стороны хлынувших в Европу иммигрантов. У нас появился богатый опыт понимания того, что поведение человека определяют помимо экономических, материальных стимулов, духовные и мировоззренческие ценности настолько, что он готов утверждать их вопреки физическому самосохранению. Следовательно, чтобы глобализация была успешной, необходима философия и мировоззрение, привлекательное для всех её участников. История развития человеческой солидарности демонстрирует необходимость не только взаимосогласованного развития в разных странах и сферах жизни, но также нового согласования в отношениях Науки, Религии, Философии, Культуры, Образования и гражданского общества. Мир стоит перед необходимостью создать единую научную картину мира. По мнению учёных, миссию согласования должна взять на себя Философия, которая, как утверждают они, находится сейчас в состоянии кризиса и стагнации. Необходима философия нового, всеохватного мышления, которая поможет объединить междисциплинарные, межнациональные, межконфессиональные, международные и другие отношения и усилия, используя современную науку, технологию и научную методику. Так пусть это будет Философия Нового Возрождения! Я допускаю, что мы живём в самый благоприятный период для её создания, в период уникального шанса для самого массового в истории человечества креативного участия населения всего мира в этом процессе и в создании коллективного произведения мира. Необходимо новое мышление и образование. Европейское Просвещение в своё время сыграло большую роль в гуманном развитии человечества. Среди многообразия факторов, лежащих в основе гуманитарной революции, особо следует выделить идеологический. Носителями новой идеологии стала плеяда мыслителей эпохи Просвещения, распространение грамотности и увлеченности литературой. Тем не менее наука, культура, философия оставались достоянием ограниченного количества людей, так называемого высшего сословия. И просветителям не удалось преодолеть чрезвычайно важный фактор для согласования и участия в нем людей: противостояние Науки, Философии и Религии. Более того: многие из просветителей были атеистами! Сегодня, в век развивающейся демократии и цифровой информации, дело обстоит иначе и наблюдается до сегодняшнего дня невиданное отношение Религии и Науки: сегодня Религия в первых её рядах! Нынешняя пандемия коронавируса также свидетельствует о возросшем авторитете науки и сознательности у большинства населения мира, о его способности мобилизоваться в соответствии с требованиями медицины и государства. Сам факт, что институт государства отдал предпочтение сохранению жизни и здоровья своих граждан перед неизбежными экономическими потерями, свидетельствует о новом гуманном отношении институтов Государство : Гражданское общество. Без взаимной помощи бы многие не выжили. Эпидемия вызвала к жизни гуманитарное движение волонтёров, самоотверженно поддерживающих одиноких и пожилых людей, мужественное служение медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, военных, пилотов, водителей, пекарей, журналистов и других. Призывая всех оставаться дома, многие из них сами продолжают работать, рискуя здоровьем и жизнью ради других. Новое для человечества чувство сопереживания нашло отражение и в поддержке медикаментами и оборудованием со стороны России, Китая, США и Кубы, в мобилизации 274 млн. долларов властями США на оказание чрезвычайной медицинской и гуманитарной помощи 64 странам, подверженным риску в борьбе с пандемией COVID-19. Государства, оказавшие помощь в трудный момент, выдержали испытание на человечность. Не сомневаюсь, что и другие страны включатся в гуманный процесс единения, и процесс глобализации мира не остановится. Сегодняшняя пандемия коронавируса, захватившая весь мир, показала, что перед лицом опасности жизни человек готов временно пренебречь личной свободой, временно ослабить интернациональные связи в пользу национальных, согласиться на самоизоляцию… Временно! Ибо вместе с тем пандемия подтвердила, что только общими усилиями можно победить новую чуму 21 века, которая, согласно научным прогнозам, не обещает быть последней в циклах вирусных эпидемий. Единение и глобализация необходимы всем – и более развитым, и менее развитым странам. Спасибо за внимание.
К следующей нашей встрече on-line предложу научную статью-проект в поддержку устойчивого развития мира согласно стратегии Организации Объединённых Наций, её государств-членов и Модели просвещённого ислама, предложенной Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым и имеющей международное значение. Статья послужит началом структурированного креативного диалога с элементами «мозгового штурма». Выбранные экспертами материалы могут быть потом опубликованы в форме сборника. Напомню основные принципы структурированного диалога и «мозгового штурма» в процессе предлагаемого семинара. Общему диалогу предшествует программная статья научного руководителя проекта, которая включает необходимые критерии, установки, описание и анализ ситуации, проблем и возможных решений в указанной совокупности. Далее происходит креативная коммуникация-диалог участников (творческих личностей, учёных и деятелей из области науки, культуры, религии и СМИ; семейных, махаллинских, женских, предпринимательских, политических и др. представителей из института гражданского общества; студентов и молодёжных групп и др.), которые предлагают свои материалы для публикации, содержащие интересные и новые соображения, изыскания, гипотезы к решению и гармонизации указанных проблем в их синергетической взаимосвязи. Коммуникационный диалог участников осуществляется в форме позитивного и доброжелательного обсуждения предложенных материалов, идей и собственного творческого поиска решений, в том числе необычных, смелых. Научный руководитель направляет совместную творческую работу, используя принципы электронного «мозгового штурма». Ставит вопросы, предлагает развивать предложенные идеи, указывает основные точки соприкосновения проблем, идей и тем, ведёт к возможным решениям проблем, стимулирует и сам генерирует новые идеи, предлагает синергетически комбинировать их с идеями других авторов. Методом мозгового штурма можно решать проблемы, имеющие несколько возможных вариантов решений. После оценки и анализа экспертами опубликованных материалов составляется сборник, который может быть издан в электронном и печатном виде. Следующим этапом может быть научная конференция, повторение цикла в расширенном масштабе, использование модели в других синергетических процессах и т.д.
До новой встречи on-line! ВАША АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА
|
|