Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.04.2020 / 21:16:44
"Калам-китоб" – знаковый архитектурный объект в столицеБез сомнения, весь мир знает, как трепетно относится всё без исключения общество к книгам в странах Востока. Наша держава, стараниями руководства государства, восприняла настоятельный ориентир на широкомасштабное приобщение к знаниям, накопленным человечеством. К примеру, в январе текущего года ответственная делегация от Узбекистана во главе с Комилом Алламджановым и Саидой Мирзиёевой посетила Францию, где генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле положительно оценила инициативу наших прогрессивных деятелей объявить город Ташкент «Всемирной столицей книги 2022 года». Благодаря созидательным стараниям творческой семьи Тиора из Ташкента может появиться определенная возможность для этого знаменательного события воздвигнуть в столице незаурядный объект зодчества, воплощающий в себе многовековое влечение жителей к знаниям как сути народных устремлений. Что же будет представлять собой новый архитектурный объект? Вот, что об этом в интервью поведали сами авторы проекта «Калам-Китоб»: «Когда-то на заре времен наш предок впервые начертал собственной рукой на песке прибоя, или на степной пыли, или на стене в пещере свой самый первый знак, и с этого момента человечество вступило в совершенно новую эпоху – сделало изначальный шаг к наполнению глубочайшей сокровищницы знаний. Проходила череда столетий, символы и знаки перекладывались на буквы, буквы соединялись в слова, слова обретали связанность в предложениях, отображая духовный мир человека. И впечатывались они бесценными оттисками на первобытных костяных пластинах, древних каменных скрижалях, незапамятных деревянных табличках, стародавних кожаных и пергаментных свитках и, наконец, на, близкой нам всем, девственно-белоснежной бумаге. Так появлялись книги, вечный светоч знания! Этот символ мы помним с младенчества, когда наши родители читали нам сказки на ночь. Протекали годы, и книга становится нашим другом в пору взросления и обучения. Мы вспоминаем для своих близких любовную лирику великих романтиков мира. Мы возражаем или соглашаемся со своими друзьями о разных неоднозначных фактах, противоречивых событиях и неразгаданных секретах мировой истории. И мы формируем для себя из многих созерцательных взглядов философов, тайных легенд духовидцев, научных трудов ученых и творческих вдохновений лириков свою личную картину мира и сочетаем её с подобными мировоззрениями других людей. И это наша стезя к совершенству. На пути к блистающему идеалу преемственности взаимоотношений всех пытливых умов прошлого и современности, у молодого дизайнера Михаила Тиора из Ташкента возникло желание воспеть в новых архитектурных формах символику Книги как средоточия Знания. По предложению его родителей, Любови и Юрия Тиора, он глубоко проникся идеей создать в столице необычную творческую обитель для созидательного труда читателей и писателей всех поколений соотечественников и зарубежных коллег. Была определена цель - воплотить в одном архитектурном объекте универсальную числовую символику разных стран и народов, и сделать это с элементами восточного колорита, придав всему зданию мгновенно узнаваемый конструктивный образ. Некоторые знаковые архитектурные строения в разных странах воплощают в себе глубинную суть народной истории. К примеру, всем известная гостиница Бурдж-Аль-Араб (Арабская Башня) в Дубаи, выполненная в виде парусника, отобразила в себе дух цивилизации мореходцев и искателей жемчуга. Она и поныне является одной из визитных карточек этого эмирата. Каким же может быть этот необыкновенный комплекс? Для начала необходимо было определиться с его названием, которое стало бы архетипичным, несло бы в себе читательскую и писательскую атмосферу, было бы предельно кратким и изложено на государственном языке для его популяризации среди граждан разных стран. Таким словосочетанием стало именное название этого объекта как «КАЛАМ-КИТОБ». В этом названии присутствуют все вышеприведенные условия, главными из которых является слово «Калам» как символ писателя и «Китоб» как символ читателя. Общий вид комплекса наполнен многочисленной символикой. Экстерьер здания венчает образ книги (китоб) как главного символа Знания, которая покоится на своеобразном «лавхе» - восточной подставке для книг, уникальном изделии ремесленников-краснодеревщиков с национальным орнаментом. Под ними, в виде символа ориентального столика, расположен круговой восьмиугольный конференц-зал. Три белых пилястры на каждой из граней этого зала воплощают теорию изначальной тройственности мира. Книгу поддерживают и окружают четыре символических подсвечника с горящими светочами знаний, которые олицетворяют четыре процесса постижения мира: Обучение, Познание, Просвещение и Воспитание. Все вместе они представляют синтезированный символ Образования. В то же время, эти четыре светоча имеют имидж двух пар мужских и женских рук, поддерживающих Книгу. Четыре шестиугольные колонны по бокам комплекса воплощают области постижения мира: Философию, Религию, Искусство и Науку посредством разума, чувства, духа и их общего синтеза. Семь этажей каждой из колонн отсылают нас к семеричному строению визуального мира. В то же время, общее число остеклённых граней колонн равно числу «двенадцать» - универсальному числу Единства Мира. Два входных портала имеют стилизованные в виде стеклянного «лавха» двери, украшенные сверху навесами с образами золотых книг. Их окаймляют с двух сторон пара позолоченных «калама» с путеводной звездой в центре. Две боковых внешних стены украшены символическими свитками в виде плазменных экранов, на которых будет демонстрироваться всевозможная информация о местных и зарубежных мировых событиях. Интерьер центрального холла выполнен в роскошном восточном стиле. Четыре лифта по углам, направленным на четыре стороны света, обрамлены порталами в виде национальных читальных столиков. Над головой создан потолок в виде раскрытой книги с освещением в виде текстовых строк. В центре зала установлен «сиёхдон» - фонтан с имиджем прозрачной чернильницы, в середине которого возвышается символическая трость для письма – «калам». На самом верхе здания, над раскрытой книгой – «китобом» будут экспонироваться в вечернее время любые голограммные картины из истории разных народов и цивилизаций. Эти познавательно-просветительские видеосюжеты будут видны издалека и станут одним из примечательных мест в столице. Всё здание «Калам-Китоб» предназначено стать новейшим тематическим комплексом, объединяющим в себе и гостиницу, и международный образовательный центр для молодежи, и группу бук-кафе, коворкинг-залов и экспозиционных галерей, а также просторного конференц-холла. В этом здании могут располагаться ресурсные отделы и офисы разнообразных образовательно-информационных СМИ для журналистов и блогеров. Все гарнитуры, аксессуары и фурнитуры здания будут выполнены в виде книжной тематики: столы, стулья, двери, полки, кресла, столовые приборы, окна, стены, потолки, светильники и настенные картины. Таким образом, единожды войдя в этот комплекс, посетитель попадает в необыкновенную атмосферу, проникнутую духом всего величественного Знания. Местоположением комплекса «КАЛАМ-КИТОБ» может стать площадка рядом с Государственным университетом узбекского языка и литературы близ парка Дружбы с его проектом «Dunyo Darvozalari» или рядом с Аллеей литераторов близ парка Алишера Навои. В любом случае, выбор локации для здания подразумевает быть тематически оправданным и концептуально согласованным с прилегающей территорией». В завершение можно сказать, что создавая образ этого комплекса, семья Тиора старалась внести свой творческо-художественный вклад в организацию нового информационного пространства в столице, которое будет уникальным местом взаимообогащения культур и цивилизаций на основе всего прогрессивного Знания, накопленного всем человечеством.
Б. БАБАЕВ
|
|