На брифинг в Министерство культуры Узбекистана накануне были приглашены журналисты и блогеры, представители общественности,которых волнует судьба дома профессоров, и хочет снести застройщик… Обращаясь к собравшимся министр культуры Озодбек Назарбеков сказал, что эту проблема его тоже очень сильно беспокоит. При этом отмечалось, что до 2007 года он находился в списке культурного наследия столицы, но был исключен из него хокимом города того времени и передан застройщику ООО Jemchug House. Одни жители с этим решением согласились, другие нет.
Ситуация все более накаливается. И у тех, кто за сохранение этого дома, отметил министр, свои аргументы. Во-первых, он спроектирован знаменитым академиком Щусевым, который является автором проекта здания ГАБТА им. А. Навои и об этом не надо забывать. Здесь жили многие годы академики и профессора Кары-Ниязов, Василий Шишкин, Рахим Атаджанов, Натан Маллаев и другие крупнейшие узбекские ученые и специалисты. Они в свое время внесли немалый вклад в развитие узбекской науки, культуры, искусства. Минувшей весной было утверждено заключение экспертного совета при Департаменте культурного наследия министерства по определению ценности дома №7 по улице Бабура, как памятника архитектуры. В нем, в частности, говорится:
«Жилое здание из жженного кирпича с прочным деревянным балочным перекрытием и металлической скатной кровлей находится в хорошем конструктивном состоянии. Сооруженное в эклектичном смешении стилей конструктивизма и классицизма сталинской эпохи, оно, в сочетании с домами того же времени и стиля, расположенными в одном ряду с ним (справа и слева) и напротив по диагонали (бывший Дворец обувщиков), составляет единый неразделимый ансамбль городской застройки первой половины ХХ века».
Вместе с тем, на брифинге отмечалось, что выведение этого дома из списка культурного наследия в 2006 году было временным для того, чтобы жильцы могли приватизировать тогда свои квартиры. И потом этим вопросом они не занимались, что стало основой для передачи строения застройщику, который разворачивает там работы по перестройке здания. Приказом министра культуры ранее была утверждена рабочая группа и назначена служебная проверка. Результаты проверки показали, что экспертный совет принимал решения о включении и исключении объектов из списка объектов материального культурного наследия, противоречирующие друг другу и нарушают требования нормативно-правовых актов.
- Мы хорошо понимаем, что этот дом представляет собой историческую ценность и считаем, что его надо сохранить,- сказал министр. С учетом создавшихся обстоятельств, при поддержке Академии наук Узбекистана будет создана новая экспертная комиссия, которая должна внести полную ясность в создавшуюся ситуацию. Предстоит провести очень серьезную историко-культурную экспертизу с участием самых авторитетных ученых и специалистов.
После окончания брифинга , отвечая на наш вопрос о том, будет ли сохранен этом дом в качестве объекта культурного наследия, заместитель министра культуры, руководитель Департамента по сохранению культурного наследия Камола Акилова сказала, что она очень хотела бы в это верить. Тем более, что рядом дом №9 по этой же улице Бабура, который тоже надо вернусь в список объектов культурного наследия. Надо сделать так, чтобы эти дома оставили в покое.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz