Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.05.2021 / 20:57:59
ТАШКЕНТСКИЙ БЕНУАВ преддверии юбилея нашей славной столицы мы с особым удовольствием взираем на то, как она не просто хорошеет, а с каждым днем становится действительно все более праздничной, обретая вместо привычных, но уже не справляющихся с людским и автомобильным потоком, улиц широкие проспекты, обрамленные самыми разнообразными зданиями. Но не об ультрасовременных сооружениях сейчас речь, а о том архитектурном наследии, которое город бережно хранит, потому что оно тоже составляет лицо Ташкента. Разве не жемчужное его ожерелье Дом приемов Министерства иностранных дел, корпусы Первой медицинской академии Узбекистана, вузовские здания напротив сквера Амира Темура, лютеранская кирха и целый ряд других неповторимо оригинальных построек, некоторым из которых почти век, а отдельные даже перешагнули вековой рубеж? Ко многим из перечисленных строений приложил талантливую руку один из представителей старинного художественно одаренного рода Бенуа - племянник знаменитого санкт-петербургского архитектора и художника Николая Леонтьевича - Алексей Леонтьевич, большая часть жизни которого была связана с Центральной Азией и, в частности, с дорогим нам городом-юбиляром. Творчество архитектора с энтузиазмом довольно длительное время исследовал, опираясь нахану в Государственном архиве Узбекистана материалы, Эдуард ЖДАНОВ, проработавший многие годы в должности ведущего специалиста УзНИПИ реставрации. - Эдуард Георгиевич, с чего же началось ваше увлечение творчеством Бенуа, что стало побудительным мотивом? - Некогда по роду основной деятельности мне довелось принимать участие в научно- исследовательских и проектных работах по реставрации и благоустройству территории широко известного дворцового комплекса, построенного в конце ХIХ в. по заказу жившего тогда в Ташкенте опального члена царской фамилии Николая Константиновича Романова. Изучая историю строительства дворца, возведенного по проекту инженера В.К.Гейнцельмана и архитектора А.Л.Бенуа, я обратил внимание на то, что если о первой личности исследователям истории зодчества Узбекистана известно достаточно много, то о второй, напротив, сведений крайне мало. И главное, почти не изучен ташкентский период жизни и творчества. У меня возник интерес, затем перешедший в горячее желание как можно более подробно раскрыть творческую деятельность А.Л.Бенуа, определить его вклад в развитие архитектуры Туркестанского края. В 2002 г. мне посчастливилось участвовать от т Узбекистана в Открытом фестивале “Белые ночи”, в Санкт-Петербурге, который проводило Общество российских киновидеолюбителей. С собой, кроме фильма о памятниках архитектуры нашей республики, я, словно предчувствуя удачу, взял копии найденных мною архивных документов, а также детальные фотографии фасадов бывшего княжеского дворца в Ташкенте и, кроме того, лютеране кой кирхи и дворца эмира бухарского в Кагане, который именовался тогда Новой Бухарой. Оказалось, что сделал я это не напрасно. Желание ознакомить с ними научных сотрудников Государственного русского музея и Музея-заповедника “Петергоф”, подразделением которого является Музей семьи Бенуа, осуществилось. Выяснилось, что фотографий и документов, отображающих Туркестанский период жизни А.Л. Бенуа, не было ни в семейном архиве этой знаменитой фамилии, ни в архивах Санкт-Петербурга и Москвы, что это совершенно новые факты и материалы. И петербуржцы благословили меня на продолжение поисков. - Но подобная работа нуждается в определенных затратах, необходимых для хотя бы снятия копий и публикаций результатов поисков. - Свою работу по розыску литературных источников, архивных и иных документальных свидетельств заслуг А.Л.Бенуа перед зодчеством Узбекистана, Казахстана и Туркменистана я веду на общественных началах. Обнаруженные материалы безвозмездно передаю в фонды различных музеев. Подготовил к изданию за счет своих средств достаточно обширно иллюстрированную книжку, Которая, по моему мнению, поможет людям познакомиться с жизнью и творчеством Алексея Леонтьевича. - Когда и как А.Л. Бенуа попал в Центральную Азию? - Родился Алексей 21 июня 1838 г. в семье чиновника Общества царско-сельской железной дороги Леонтия Леонтьевича Бенуа, двоюродного брата впоследствии всемирно известного петербургского зодчего. Он, видимо, и оказал решающее воздействие на формирование наклонностей способного племянника, который получил соответствующее художественное образование. Как свидетельствует архивный документ, 12 сентября 1865 г. Совет Императорской Академии Художеств удостоил Алексея Леонтьевича Бенуа звания “свободного художника”, “с правом производить строения и вступать в службу, какую пожелает”. Он пожелал, что естественно для любого ищущего свое место под солнцем молодого человека, начать проектировать и строить там, где есть возможность развернуть во всю ширь свое творческое воображение. Таким местом привиделся ему далекий от Санкт-Петербурга Туркестанский край, который, как оказалось впоследствии, не обманул его ожиданий. - Кажется, все складывалось для него как нельзя лучше? - Это только на первый взгляд. Алексей Леонтьевич определенно обладал непростым характером. Иначе как объяснить тот факт, что уже в апреле 1879 г. якобы "по семейным обстоятельствам” он был вынужден покинуть государственную службу. Архивная папка сохранила прямо так и названное “Дело о неблагонадежности мл.архитектора Бенуа и увольнении его от службы”. Однако, как утверждает другой архивный документ, в конце 1882 г. Алексей Леонтьевич снова получает назначение на государственную службу в тогдашний “Заравшанский округ на должность исправляющего делами Младшего Архитектора”. Он уезжает в Самарканд, где живет и трудится четыре года. - Вот тут-то самое время перейти к конкретным объектам, имеющим непосредственное отношение к Бенуа, к их особенностям. - В этом отношении показательно его участие в модернизации Белого дома - резиденции туркестанских генерал- губернаторов. Оно было первоначально построено в 1866 г. Было одноэтажным, довольно обширным по занимаемой площади, но с несколько запутанной планировкой, потому что строилось не сразу по какому-то строго определенному проекту, а складывалось постепенно. Сильное землетрясение 1868 г. принесло ему значительные разрушения. Потребовалась кардинальная перестройка. Именно А.Л. Бенуа в 1877 г. в тот период вместе с военными инженерами-строителями трудится над усовершенствованием интерьера резиденции. В частности здесь он создает парадный Георгиевский зал. А через несколько лет обогащает достаточно до этого скромный одноэтажный фесад дома резным, очень прихотливым по рисунку деревянным портиком на колоннах. Определенным этапом в формировании архитектурного облика центра Туркестанского края стало строительство знаменитых корпусов мужской и женской гимназий. А.Л. Бенуа не был единственным автором этого крупного архитектурного комплекса, но на раннем этапе строительства принял активное участие в нем в качестве архитектора, внеся целый ряд дополнений, позволивших зданиям стать по истине нарядными. - Тут обязательно нужно вспомнить, что при строительстве многих домов в Ташкенте, а затем и капитальных сооружении в других городах края, стал применяться жженный кирпич местного производства. Может быть, именно потому здания, построенные с применением такого кирпича, десятками лет смотрятся нарядными и свежими? - Совершенно верно. Может быть, благодаря этому и разнообразной форме оконных проемов корпуса гимназий, отличающегося простотой и строгостью пропорций, сдержанным применением рустовки и пилястров, сегодня, спустя более века, здания выглядят так, будто их только что возвели. Однако не все и не всегда строилось из такого материала. Появились в тот период в Ташкенте первые постройки в стиле модерн. Это, в основном, казенные здания из традиционного сырцового кирпича, производство которого не требовало больших затрат и, кроме того, как не без основания считалось, он традиционно служил в условиях жаркого климата неплохим теплоизоляционным материалом. Типичным можно считать частично сохранившее первоначальный облик помещение Учительской семинарии на ведущей к нынешнему скверу Амира Темура улице. В 90-х годах ХIХ в. значительная часть архитекторов была увлечена новым вариантом так называемого "русского" стиля. Не избежал этого веяния и Бенуа, сотрудничавший в тот период с инженером Е.П.Дубровиным. Это особенно ярко проявилось в самом начале 1890 г., когда в городском саду Ташкента была организована кустарно-промышленная выставка. Здесь были сооружены довольно оригинальные входные ворота со сквера. Они имели трехчастное деление с выделением широкой центральной части. Основным материалом при их возведении служил не песчано-серый, а красный кирпич, на фоне которого, однако, активно выделялись светлые декоративные полуколонки, обрамление проемов, пояски. - А как Бенуа пришел к проекту, скажем, лютеранской кирхи, и по сей день являющейся одной из достопримечательностей нашей столицы? Документально известно, что некий лютеранский проповедник в 1878 г. открыл в Ташкенте целенаправленную подписку по сбору средств на строительство молитвенного дома. Конкурс на лучший проект выиграл Алексей Бенуа. Уже в 1881 г. зодчий разработал проект кирхи и подробный архитектурный план. В своей пояснительной записке, сохранившейся в архивных папках Бенуа говорит о том, что в архитектурный план здания он заложил дополнительный запас прочности, чтобы позднее вместо простой звонницы возвести на нем солидную колокольню. В проекте он явно использовал формы, свойственные прибалтийской готике. Здание было перекрыто традиционной крутой крышей и снаружи обработано в формах схематической готики. - Но, наверное, кирха – не самое главное творение А.Л. Бенуа? - Конечно. Значимым сооружением в тогдашнем Ташкенте, безусловно, стал дворец, известный в конце позапрошлого века и начале прошлого, как место обитания считавшегося опальным великого князя Николая Константиновича Романова. Не без основания говорят, что это было небольшое в сравнении с многочисленными петербургскими дворцами, принадлежащими царскому роду, здание, однако внимания в данном случае оно, несомненно, заслуживает особого. Следует сказать, что главный фасад имеет симметричную композицию, его высокий центральный объем ассоциируется с башней, фланкирующие стены имеют большие прочные арочные проемы, верхняя часть которых выполнена в виде характерной для готики окон так называемой “розы”. Стены - из жженого кирпича с широким использованием декоративной кладки, которой выложены карнизы, обрамления оконных проемов. Фасады декорированы колонками, лепными украшениями, а над карнизами находятся уникальные ажурные металлические решетки. Купольные и башенные объемы с множеством декоративных башенок расположены на центральной части и углах фасадов. - Кажется, вы обладаете таким количеством материалов, архивных документов и литературных источников, что, опираясь на них, можете говорить в творчестве Алексея Леонтьевича Бенуа бесконечно. — Это естественно, потому что я посвятил изучению Центральноазиатского периода интересной жизни этой незаурядной личности очень много времени, о чем ничуть не жалею. Я мог бы подробно рассказать, например, о наиболее крупном, пожалуй, и очень заметном архитектурном произведении в творчестве А.Л. Бенуа последнего десятилетия ХХ в – совершенно оригинальном дворце, который был возведен для эмира Бухары Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана. Говоря о наследии Великого архитектора, я мог бы поведать о спроектирована им здание железнодорожного вокзала в городе Красногорске, которая сейчас был переименован в переименован в Туркменбаши. Сказал бы о неповторимых по архитектуре церквях, построенных по его проектам в Узбекистане, на территории нынешнего Южного Казахстана и в г.Верном – Алматы. Но это уже совсем другая история не связанные напрямую с ташкентским периодом жизни и творчества Александра Леонтьевич Бенуа. Беседовал Эней ДАВШАН.
Источник: Газета «НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА» 21 ноября 2008г.
|
|