Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
01.07.2021 / 19:20:09

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


За последние годы в Узбекистане осуществлены системные, последовательные и динамичные реформы и коренные преобразования, направленные на строительство «Нового Узбекистана», где высшей ценностью являются человек, его права, свобода и законные интересы, а также формирование фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса.

Избирательное законодательство Узбекистана динамично совершенствуется на основе национального практического опыта, накапливаемого в ходе периодически организуемых выборов, а также с учётом международных стандартов, роста политического сознания и электоральной культуры граждан, хода и потребностей проводимых демократических реформ.

Одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана является обеспечение политических прав граждан, среди которых центральное место занимает конституционно-правовой институт выборов Президента.

Выборы - это неотъемлемый фактор демократического правового государства с сильным гражданским обществом. Они являются основной формой волеизъявления народа и его непосредственного участия в политической жизни, государственном и общественном управлении, формировании государственной власти.

Пандемия коронавируса COVID-19 внесла изменения во все аспекты человеческой жизни. Во многих странах выборы были отменены или перенесены на более поздние сроки. Впервые выборы будут проходить в новых условиях, с соблюдением карантинных мер.

За последние годы в рамках строительства демократического, открытого внешнему миру и конкурентоспособного Нового Узбекистана осуществлена огромная работа в сфере обеспечения конституционных прав граждан избирать и быть избранным в представительные органы.

В преддверии выборов Президента Республики Узбекистан одной из важнейших задач является повышение правовой культуры избирателей, а также организация политического процесса на высоком уровне для обеспечения устойчивого развития и процветания народа,

Поэтому создание современной, отвечающей современным демократическим требованиям избирательной системы, обеспечивающей свободное, активное участие граждан, политических партий в выборных процессах, надежные гарантии полной реализации избирательных прав, стали одними из ключевых приоритетов политики обновления и модернизации страны, реализуемой в последние годы.

Основу системы избирательного законодательства составляет Конституция Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 7 Конституции Узбекистана, народ - единственный источник государственной власти, что является законодательной гарантией демократии и основной нормой для избирательных законов. Данная конституционная норма имплементирована из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, а также  пункта 7 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ/ОБСЕ (1990 г.),.

В соответствии со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, утвержденного резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, определила, что «Каждый гражданин имеет право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».

Одним из важнейших общественно-политических событий нынешнего года в Узбекистане, имеющего ключевое значение для дальнейшего устойчивого развития нашей страны, да и всего региона Центральной Азии в целом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Впервые законодательно закреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от их консульского учета в дипломатических представительствах, а также правовые основания для голосования в переносных избирательных урнах по месту жительства или работы избирателей за рубежом.

В связи с этим, 25 июня 2019 года был принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, имплементировавший в себя как общепризнанные нормы и принципы международного права, так и рекомендации международных организаций (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.).

Кроме того, принятие Избирательного кодекса стало результатом кодификации ряда законов, регламентирующих весь процесс выборов главы государства. В первую очередь это законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», а также ряд других законодательных актов.

Согласно Избирательному кодексу:

• любой гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить обращение и либо устранить ошибку или неточность, либо дать обращающемуся мотивированный ответ об отклонении обращения. При этом действия и решения участковой избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд;

 

• решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, их кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд;

Избирательный кодекс предусматривает чёткий порядок обжалования субъектами избирательного права принятых решений на всех этапах подготовки и проведения выборов. Кодексом урегулирован порядок рассмотрения избирательными комиссиями обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения выборов и подведения его итогов.

Депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан инициирован вопрос внесения изменений и дополнений в Избирательный кодекс, направленный на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства и практики, приведение её в соответствие с международными стандартами и наилучшими практиками в области проведения подлинно демократических выборов.

На основе изучения зарубежного опыта обеспечения демократичности, справедливости и честности выборов, конституционные сроки выборов в Узбекистане были перенесены с первого воскресенья третьей декады декабря – на первое воскресенье третьей декады октября в год истечения конституционного срока их полномочий.

В результате системной и последовательной демократизации и либерализации избирательных норм, а также законодательства об институтах гражданского общества в Узбекистане созданы все необходимые условия, обеспечивающие в соответствии с передовой демократической практикой подлинную открытость, гласность и транспарентность в организации и проведении выборов. Реализация эти принципов обеспечивается Центральной избирательной комиссией, институтами гражданского общества, прежде всего политическими партиями, их институтами уполномоченных и наблюдателей, средствами массовой информации, а также зарубежными наблюдателями.

Проведение этого политического мероприятия на основе и в полном соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и законами страны, а также общепризнанными международными демократическими стандартами во многом зависит от политической культуры нашего общества, высокой явки избирателей, их политической зрелости и осознания гражданского долга. Ведь цель выборов будет достигнута только в том случае, если каждый избиратель будет осведомлен о реализуемых в стране демократических реформах, сознательно подойдет к этому процессу, понимая насколько важен его голос для жизни общества и государства, для будущего страны.

 

Ойбек Ахмадовпомощник директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, магистр права, юрист 2-класса

 

Квитков Ярославстарший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, магистр права,
юрист 3-класса

 

 





Другие материалы рубрики

30.06.2021 / 20:31:06

Прямая линия с Владимиром Путиным. Президент о вакцинации, своей прививке, росте цен, соцвыплатах и передаче власти

О вакцинации Путин не поддерживает обязательную вакцинацию. Но регионы имеют право вводить обязательную вакцинацию для отдельных групп граждан по рекомендации врачей. Это в рамках закона 1998 года об иммунной защите населения. Никакой неразберихи в России нет: "Нет ничего проще, чтобы понять, что происходит — нужно просто посмотреть в норму закона". Далее...

30.06.2021 / 19:45:29

Национальный центр Узбекистана по правам человека добивается высоких результатов в работе. Как это делается и почему руководитель портала Kultura.uz отмечен грамотой этого центра…

Так сложилось, что уже довольно много лет мы занимаемся освещением деятельности Национального центра Узбекистана по правам человека. Да и как может быть иначе, ведь речь идет об очень важном для каждого человека - его правах. Его коллектив работает много и результативно. Уровень активности Центра всегда очень высок. Далее...

30.06.2021 / 19:39:57

Вице-президент Турции посетил Международный университет туризма "Шелковый путь"

29 июня турецкая делегация во главе с Вице-президентом Фуатом Октаем в рамках своего визита в Республику Узбекистан посетила Международный университет туризма "Шелковый путь" в г.Самарканд. Главу делегации встретили заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - министр туризма и спорта, ректор МУТ "Шелковый путь" Азиз Абдухакимов и заместитель Премьер-министра - министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умрзаков. Далее...

29.06.2021 / 13:04:35

Достижение Целей в области устойчивого развития имеет для нас, как и для других стран жизненно важное значение

– Достижение Целей в области устойчивого развития имеет для нас, как и для других стран жизненно важное значение, в последующие пять лет этот вопрос стал одним из приоритетных направлений при строительстве нового Узбекистана. В частности, 16 из 17 целей глобального развития, имеют актуальное значение для Узбекистана. Принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах, несомненно, служит постепенному достижению этих целей. Далее...

28.06.2021 / 20:53:31

ЛТО "Данко" отметило День России и День памяти и скорби в музее Сулеймана Юдакова

Данковцы собрались 22. 06. 21 по многолетней нерушимой традиции в музее Сулеймана Юдакова, чтобы отметить "Листок календаря" - День России (12 июня) и День памяти и скорби (22 июня) – 80-летие со дня начала Великой Отечественной войны. Далее...





14.11.2024 / 15:29:38
Репертуар театра "Ильхом" Марка Вайля на неделю
 
10.11.2024 / 13:38:37
В рамках проекта "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСТЬ" Юлдашева Динара Алиджановна передала эстафету Слониму Андрею Евсеевичу.
 


09.11.2024 / 10:57:28
День узбекского кино в Минске – культурный мост между народами
 
08.11.2024 / 23:14:02
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои с большим успехом прошел показ замечательного фильма-сказки Джасура Исхакова (1947-2021) - Приключения в стране Чатранга
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


12.11.2024 / 14:42:59
"За что дано такое сердце мне?" 85-летие народного поэта Узбекистана Александра Файнберга. Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
06.11.2024 / 15:11:20
По случаю "Дня Победы" Азербайджана в Узбекистане состоялась презентация книги.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте