Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.07.2021 / 19:20:09
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНЗа последние годы в Узбекистане осуществлены системные, последовательные и динамичные реформы и коренные преобразования, направленные на строительство «Нового Узбекистана», где высшей ценностью являются человек, его права, свобода и законные интересы, а также формирование фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса. Избирательное законодательство Узбекистана динамично совершенствуется на основе национального практического опыта, накапливаемого в ходе периодически организуемых выборов, а также с учётом международных стандартов, роста политического сознания и электоральной культуры граждан, хода и потребностей проводимых демократических реформ. Одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана является обеспечение политических прав граждан, среди которых центральное место занимает конституционно-правовой институт выборов Президента. Выборы - это неотъемлемый фактор демократического правового государства с сильным гражданским обществом. Они являются основной формой волеизъявления народа и его непосредственного участия в политической жизни, государственном и общественном управлении, формировании государственной власти. Пандемия коронавируса COVID-19 внесла изменения во все аспекты человеческой жизни. Во многих странах выборы были отменены или перенесены на более поздние сроки. Впервые выборы будут проходить в новых условиях, с соблюдением карантинных мер. За последние годы в рамках строительства демократического, открытого внешнему миру и конкурентоспособного Нового Узбекистана осуществлена огромная работа в сфере обеспечения конституционных прав граждан избирать и быть избранным в представительные органы. В преддверии выборов Президента Республики Узбекистан одной из важнейших задач является повышение правовой культуры избирателей, а также организация политического процесса на высоком уровне для обеспечения устойчивого развития и процветания народа, Поэтому создание современной, отвечающей современным демократическим требованиям избирательной системы, обеспечивающей свободное, активное участие граждан, политических партий в выборных процессах, надежные гарантии полной реализации избирательных прав, стали одними из ключевых приоритетов политики обновления и модернизации страны, реализуемой в последние годы. Основу системы избирательного законодательства составляет Конституция Республики Узбекистан. В соответствии со статьей 7 Конституции Узбекистана, народ - единственный источник государственной власти, что является законодательной гарантией демократии и основной нормой для избирательных законов. Данная конституционная норма имплементирована из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, а также пункта 7 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ/ОБСЕ (1990 г.),. В соответствии со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, утвержденного резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, определила, что «Каждый гражданин имеет право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей». Одним из важнейших общественно-политических событий нынешнего года в Узбекистане, имеющего ключевое значение для дальнейшего устойчивого развития нашей страны, да и всего региона Центральной Азии в целом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе, являются предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан. В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан избирается гражданами страны на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Впервые законодательно закреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от их консульского учета в дипломатических представительствах, а также правовые основания для голосования в переносных избирательных урнах по месту жительства или работы избирателей за рубежом. В связи с этим, 25 июня 2019 года был принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, имплементировавший в себя как общепризнанные нормы и принципы международного права, так и рекомендации международных организаций (ООН, БДИПЧ ОБСЕ и др.). Кроме того, принятие Избирательного кодекса стало результатом кодификации ряда законов, регламентирующих весь процесс выборов главы государства. В первую очередь это законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», а также ряд других законодательных актов. Согласно Избирательному кодексу: • любой гражданин может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списках избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить обращение и либо устранить ошибку или неточность, либо дать обращающемуся мотивированный ответ об отклонении обращения. При этом действия и решения участковой избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд;
• решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, их кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд; Избирательный кодекс предусматривает чёткий порядок обжалования субъектами избирательного права принятых решений на всех этапах подготовки и проведения выборов. Кодексом урегулирован порядок рассмотрения избирательными комиссиями обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения выборов и подведения его итогов. Депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан инициирован вопрос внесения изменений и дополнений в Избирательный кодекс, направленный на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства и практики, приведение её в соответствие с международными стандартами и наилучшими практиками в области проведения подлинно демократических выборов. На основе изучения зарубежного опыта обеспечения демократичности, справедливости и честности выборов, конституционные сроки выборов в Узбекистане были перенесены с первого воскресенья третьей декады декабря – на первое воскресенье третьей декады октября в год истечения конституционного срока их полномочий. В результате системной и последовательной демократизации и либерализации избирательных норм, а также законодательства об институтах гражданского общества в Узбекистане созданы все необходимые условия, обеспечивающие в соответствии с передовой демократической практикой подлинную открытость, гласность и транспарентность в организации и проведении выборов. Реализация эти принципов обеспечивается Центральной избирательной комиссией, институтами гражданского общества, прежде всего политическими партиями, их институтами уполномоченных и наблюдателей, средствами массовой информации, а также зарубежными наблюдателями. Проведение этого политического мероприятия на основе и в полном соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и законами страны, а также общепризнанными международными демократическими стандартами во многом зависит от политической культуры нашего общества, высокой явки избирателей, их политической зрелости и осознания гражданского долга. Ведь цель выборов будет достигнута только в том случае, если каждый избиратель будет осведомлен о реализуемых в стране демократических реформах, сознательно подойдет к этому процессу, понимая насколько важен его голос для жизни общества и государства, для будущего страны.
Ойбек Ахмадов – помощник директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, магистр права, юрист 2-класса
Квитков Ярослав – старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан, магистр права,
|
|