Страны СНГ после распада Советского Союза и непростого периода реформ и трансформаций в различных областях смогли сохранить большую часть культурных связей и продолжить творческие контакты. Об этом заявил в беседе с ТАСС, посвященной 30-летию Содружества, режиссер-постановщик Государственного академического большого театра оперы и балета (ГАБТ) имени Алишера Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним.
"Несмотря на известные проблемы с сохранением культурных связей между странами Содружества Независимых Государств, удалось сохранить большинство творческих и человеческих контактов. За 30 лет с момента распада Советского Союза его бывшие республики прошли непростой путь, включая реформы, порой довольно радикальные, в социальной и культурной сфере. Поэтому особенно важно, что культурные связи продолжают существовать и сегодня", - сказал Слоним.
Он привел в пример работу узбекского ГАБТ имени Алишера Навои, который сумел сохранить связи с коллегами на пространстве СНГ. "Признанный флагман театрального искусства республики - ГАБТ имени Алишера Навои - за истекшие 30 лет добился значимых достижений, как в сохранении и приумножении богатейших традиций и связей с коллективами в странах СНГ, так и в развитии мастерства", - сказал заслуженный деятель искусств Узбекистана.
При содействии посольства России на основной сцене театра были поставлены оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" (2005 год), Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста" (2008 год), С. В. Рахманинова "Алеко", И. Ф. Стравинского "Мавра", проводились вечера и концерты, посвященные памяти поэтов Алишера Навои, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, певцов Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Надежды Обуховой, композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
Раньше всех в СНГ
"Весьма характерен и существенен тот факт, что каждый из этих вечеров мы проводили раньше, чем это отмечалось на территории других стран Содружества", - подчеркнул собеседник ТАСС. Он рассказал, что в 1999 году в театре осуществили несколько творческих проектов, посвященных 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Тогда впервые в истории театра прошла неделя постановок по мотивам его произведений, а также серия творческих вечеров.
"Эти постановки вызвали горячий прием местной публики и, несомненно, послужили укреплению культурных связей Узбекистана и России", - сказал Слоним. Он добавил, что в преддверии "пушкинских дней" солисты театра дали десятки тематических концертов в средних школах, вузах, в доме Союза писателей республики и в Государственной библиотеке имени Алишера Навои.
С 2005 года театр тесно сотрудничает с епархией Русской православной церкви - ведущие солисты труппы на постоянной основе участвуют в проводящихся в епархии благотворительных, просветительских вечерах и концертах. По мнению Слонима, заметным шагом в укреплении театральных связей Узбекистана с Россией и другими странами СНГ стало участие ведущего мастера оперы, народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова в международном телеконкурсе "Большая опера", который провел российский телеканал "Культура". По инициативе Усманова, который недавно был назначен директором театра, прошел оперный фестиваль "Ташкентская весна", в котором приняли участие практически все участники "Большой оперы".
Спектакли в России
Слоним рассказал, что с 2015 года творческая группа театра под его руководством реализует серию проектов в Москве. Четыре вечера памяти Ивана Козловского прошли на сцене Центрального дома работников искусств, в Белом зале Дома-музея Ермоловой, в зале дома-музея Островского, в 2019 году состоялись еще два тематических вечера: "Я к Вам пишу" (Дом ученых города Жуковский) и "Я сейчас за Волгу смотрела..."(дом-музей Островского), посвященных образам женщин в поэзии, песнях и романсах. По его словам, способствует взаимному обогащению и культурному обмену и участие ведущих солистов театра в международном фестивале "Царские дни", который ежегодно проводится в Екатеринбурге.
Слоним добавил, что благодаря народному артисту России Андрису Лиепе, который уже более двух лет возглавляет балетную труппу театра, ташкентские зрители смогли увидеть спектакли дягилевских "Русских сезонов" - "Шехерезада" Римского-Корсакова, "Жар-Птица" Стравинского, "Половецкие пляски" А. П. Бородина и "Баядерка" Людвига Минкуса. Недавно была осуществлена экспериментальная постановка балета "Лязги", где сплетаются традиции национального узбекского танца и современные пластические решения.
"Такова разнообразная творческая жизнь нашего театра, связанная с высокой миссией сохранения творческой культуры в ее сплетении с национальными традициями, служении искусству, сближающему страны и народы", - подытожил Слоним