Люблю людей и, по наивности,
Открыто с ними говорю,
И жду распахнутой взаимности,
А после горестно курю. (с) Игорь Губерман
Говорят, что если человек добрый, открытый, гостеприимный и щедрый душой, вокруг него всегда будет много людей. Одни будут его любить, другие - уважать, третьи им восхищаться, четвертые просить совета, пятые - подражать.
Но вы же сами прекрасно понимаете, что среди этой многоликой толпы будут и те, кто станет отчаянно завидовать, злиться, пытаться обидеть, обесценить личность, совершить подлость.
Кто-то из психологов сказал, что человеку важно не только стать успешным самому, но и увидеть, как у других обломались крылья. Вот такая вот наша суть. Все мы конкуренты за место под солнцем и по-настоящему любить можем лишь тех, кто сильно любит нас.
Когда в России уходит в лучший из миров какой-то человек, то его качества и потенциал оцениваются по толпе, которая пришла проводить в последний путь.
Между тем, я как-то опубликовала рубаи Омара Хайяма о том, что человек во второй половине жизни, когда накоплено достаточно опыта и мудрости, начинает вести закрытый образ жизни, уходит в себя, сокращает количество контактов, меньше звонит, меньше говорит, не торопится на встречи коллективов, придумывая причины и аргументы, чтобы никуда не ходить.
Он словно бережет и экономит внутреннюю энергию, которую нужно тратить на людей, пытаясь каждого наделить толикой своего внимания. Справиться о здоровье, пошутить, выслушать, понять, согласиться или поспорить.
В определенном возрасте и спорить-то не хочется. Либо понимаешь что-то лучше остальных, либо вообще ничего не понимаешь и не хочешь быть чрезмерно категоричным.
Иосиф Бродский в своем стихотворении "Я не то, что схожу с ума" пишет:
"За рубашкой в комод полезешь - и день потерян".
Рубашка поэту нужна для визитов или чтобы встретить, принять нежданного гостя. Визиты отвлекают от главного - от концентрации мысли, от труда праведного, от состояния, в котором хочется замереть, как муха зимой, и чтобы никто не трогал, не вмешивался, не вторгался на эту личную территорию.
Человек сравнивает свое ощущение среди людей и когда он один. И состояние "ушел в себя" или монологи с самим собой выигрывают.
Речь, конечно же, не идет о полном одиночестве, о холодном пренебрежении и равнодушии близких, я о желании видеться, говорить. Заводить новые знакомства.
Бродский, истинный интроверт. Он даже помощи у людей никогда не просил:
Когда так много позади
всего, в особенности - горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Чем многограннее человек, тем ему интереснее проводить время в собственной компании. Он себя изучил, знает, чем себя занять, умеет эффективно тратить свое время, распределяя его на сон, отдых, умственную активность.
Шумные компании, разговоры, пересуды, сплетни, перетирание новостей из мира политики и экономики - это лишнее. Мир как стоял на трех китах так и будет стоять. Кто у власти и сколько денег в чужих карманах - это все преходящее, временное.
У Андрея Дементьева есть стихотворение, в котором он четко разобрал по полочкам все плюсы и минусы общения с людьми, и сделал это мастерски, лучше любых психологов:
"Я не люблю, когда друзья лукавят"
Я не люблю, когда друзья лукавят,
Я не люблю несдержанность свою.
Я не люблю, когда всё время хвалят,
Когда ругают, тоже не люблю.
Я не люблю, когда берут "нахрапом."
Я не люблю фанатов и снобов.
Я не люблю сокрыто - "тихим сапом,"
И не люблю запутанных узлов.
Я не люблю, когда ответы скупы,
А, также, если много говорят.
Я не люблю, когда вопросы глупы,
Особенно, когда они подряд.
Люблю глядеть в окно, когда там звёздно,
И не люблю глядеть в глаза льстецам.
Я не люблю, когда "свершилось" - поздно, -
Люблю, когда не кто-то смог, а сам.
Мне нравится, когда лицо красиво,
Но глупости в прекрасном - не терплю.
Я не люблю, когда душа - без пыла,
Когда спокойный, тихий нрав - люблю.
Я не люблю, когда за всех решают,
И не люблю в зависимости быть,
И очень не люблю, когда мешают
Решать мне самому: любить иль не любить!!!
Андрей Дементьев