Узбекское кино, которое начало формироваться в 20-х годах прошлого века, развивалось в гармонии с российским кинематографом. Известные узбекские кинодеятели Наби Ганиев, Камил Ярматов, Латиф Файзиев, Шухрат Аббасов, Малик Каюмов, Али Хамраев, Элер Ишмухаммедов, Хатам Файзиев, Абдурахим Исмаилов, Даврон Салимов, Шухрат Махмудов и многие другие имена связана с институтом ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии). Эти имена продолжали творческие тенденции своих наставников, известных кинематографистов и педагогов отечественного кино таких как, С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, М. Ромм, С. Бондарчук, С. Герасимов, Э. Тиссе, А. Левицкий, А. Головня, Б. Волчек и других.
В 1980-е гг. ряд узбекских кинематографистов, таких как М. Туйчиев, Р. Маликов, Ю. Розиков, Н. Аббасов, Р. Ибрагимов, Б. Базарбаев, Р. Галиев, М. Салиев, С. Мирзаахмедов и другие учились во ВГИКе и были очень продуктивными в годы независимости. Среди них особой похвалы заслуживает творческий и педагогический путь кинооператора и кинорежиссёра Батыра Базарбаева.
Б. Базарбаев - оператор и режиссер ряд научно-популярных и хроникальных фильмов. Например, в фильмах «Море просит воды» (реж. Н. Азимов, 1975), «Аральские девушки» (реж. Б. Музаффаров, 1988), «Достичь моря» (реж. Б. Музаффаров, 1988), «Год дракона» (реж. Б. Музаффаров, 1989), «Последняя строчка» (реж. Н. Аббасов, 2007) и других, как оператор впечатлял правдивые жизненные факты.
Как режиссёр снимал фильмы «Навруз» (1988), «Покой ...» (1989), «Калым» (1990), «Волны печали» (2005), «Право человека на жизнь» (2006) и другие. В этих и других фильмах чувствуется уважение и любовь к народным традициям, родине и человеческой жизнью в целом. А также в соавторстве с режиссером М. Туйчиевым снимали «Древние надписи», «Древние монеты», «Земля очаровавшая мир (Восхваление)», «Тайны Джайхуна», «Бесценное наследие», «Жемчужина Регистана-Самарканда» и другие документальные фильмы стали зеркалом времени.
Многие фильмы Б. Базарбаева отмечены различными международными наградами. В 2005 году 5-ом Центральноазиатском кинофестивале фильм «Волны печали» стал победителем в номинации «Лучшая операторская работа», фильм «Бесценное наследие» стал победителем кинофестиваля стран СНГ и Балтии в 2007 году, а фильм «Последняя строчка» получил премию «Золотую гагару» на Международном телевизионном фестивале в Ханты-Мансийске. В 2011 году документальный фильм «Регистан-Жемчужина Самарканда» был удостоен первой премии конкурса «Хроника Независимости» за лучшие работы в области кинематографии, посвященного 20-летию независимости Республики Узбекистан и имена таких наград можно еще продолжать.
В 2021 году вклад Базарбаева в развитие образования, достижения и трудолюбие были заслуженно вознаграждены. В частности, он был удостоен степени доцента в Ташкентском университете информационных технологий по направлению кино и телевидения, а также был награжден государственной награды – медалью «30 лет Независимости Республики Узбекистан».
Надо сказать, что эти награды были достойны, так как, Б.Базарбаев в своем более десятилетнем педагогическом деятельности воспитывал ряд талантливых кадров, которые на сегодня их работы известна многим. В этих творческих работах Б. Базарбаев был научным руководителем и переживал за каждой. В итоге, фильмы «Наука и спорт в моей жизни», «Ўзбек жанг санъати», «Многогранная личность в спорте» (9 и 10 - Ташкентский Международный кинофестиваль «Спорт в кино и телевидении»), «Дом №16» (4 - Международный кинофестиваль стран СНГ, Балтии и Грузии), «Дом музей Юнус Ражабий» (American research institute of the Bukharian Jewry in diaspora) и другие получили специальные призы за лучший документальный фильм. Число таких талантливых студентов каждом годом увеличивается благодаря преданностью и доброты мастера доцента Батыра Базарбаева.
Он считает, что основой его достижений в области кино и педагогики является образование, полученное во ВГИКе, наставления его учителей В. Монахова, В. Нахабцева, С. Медынского, М. Гойзенштейна и М. Каюмова. В самом деле, вполне естественно, что интерес человека к какой-либо области и посвящение ей своей жизни должны быть результатом усилий его семьи или учителей.
Б. Базарбаев родился в 1955 году в городе Нукус. Его отец Базарбаев Жолдас, был известным журналистом, который поддерживал интересы своего сына. Информацию о кино бабушка Розия получила через своего дядю Х. Девонова. «Я до сих пор помню, как бабушка Розия рассказывала мне о старом кино, как в сказках»,- вспоминает Б. Базарбаев.
Он сделал свой первый шаг, засняв школьных сцен на фотокамеру. Шли годы, его интерес к фото искусству всё росло и росло. Однажды он занял первое место в фотоконкурсе и была вознаграждена путевкой в всесоюзный лагерь «Артек». В лагере молодой Батыр тоже показал свой талант. Участвовал в конкурсе «Зоркий дружба - 50», который проводился по всему Союзу и получил первое место. Эта была большая победа для него. Тут надо сказать что, знания данные ему учителем Михаилом Гойзенштейном, здорово пригодились.
С 1973 года Б. Базарбаев начал изучать специфику операторского мастерства в руках кинооператоров Малика Каюмова и Шухрата Максудова. Это было в студии «Узкинохроника» и это было началом творчества в документальном кино. В 1982-1987 годах он учился во ВГИКе по специальности кинооператор. После ВГИКа, как оператор-режиссер, экранизировал разные проблемы своей страны, пытаясь найти решение этих проблем. Как говорилось выше, последние годы Б. Базарбаев посвятил свою жизнь подготовке специалистов в области кино и телевидения. Он внес в развитии этой отрасли огромный вклад, например, за успехи в педагогической и научной деятельности, а также в интеграции зарубежными партнёрами Б. Базарбаев был награждён несколько дипломом, сертификатом и свидетельством («ИПОО «Huawei Tech Investment Tashkent» 2013-2014 гг.).
В соответствии с программой главы государства по кадровым вопросам в 2020 году он создал учебный «Медиацентр» при Ташкентском университете информационных технологий. В сложных организационных процессах Б. Базарбаев продемонстрировал свою преданность и стойкость к своей специальности. Этот «Медиацентр» предназначен для практической подготовки специалистов кино и телевидения в современном формате на мировом уровне.
«Невозможно сразу стать профессионалом в области кино, но уровень профессионализма будет достигнут постепенно. Время требует, чтобы такие шаги сопровождались современными технологиями в практических процессах. В частности, открытие в Узбекистане филиала ВГИК не только послужит прочным фундаментом для подготовки будущих специалистов кино, но и проложит путь к созданию более зрелых национальных кинофильмов», - сказал в беседе с нами Б. Базарбаев. По сути, ВГИК - один из лучших киноинститутов в мире. Это учебное заведение мирового уровня, в котором даются знания не только в области кино, но и искусства в целом и «язык кино».
Б. Базарбаев с уважением вспоминает всех друзей, которых встретил во ВГИКе, и когда вспоминает, как будто возвращается к приятным моментам жизни. Стоит отметить, что открытие филиала ВГИКа в Узбекистане порадовало всех наших кинематографистов. Ведь это была мечта наших поклонников кино на протяжении 30 лет. На примере Батыра Базарбаева всем нашим кинематографистам хочется сказать – «Время ваше пришло, а возможности имеются, значит нужно действовать!»
Камалитдин Исмаилов
Материал подготовлен по итогам беседы автора с Б. Базарбаевым в 2021 году