Выставка посвящена памяти величайшего мыслителя 19-20веков , просветителя , известного политического деятеля, лидера джадидского движения , основоположника узбекской драматургии, публициста Махмудходжи Бехбуди . Она начинается с показа видов далекого Крыма, Бахчисарая и его памятников прошлого вместе с портретом выдающегося просветителя тюркского мира Исмаила Гаспринского.М.Бехбуди призывает нацию к просвещению , объединению и высокой культуре , выступает за преподавание светских наук на национальном языке ,а в дальнейшем ветер свободы встречает с большими надеждами. Однако эти мечты обернуться трагическими событиями - разгромом Туркестанской Автономии и после его казнью в Карши в 1919 году. На выставке представлены фотокопии газеты «Тарджиман», выдержки из статей Гаспринского и М.Бехбуди. Особый интерес вызывают представленные фотографии Самарканда из альбома известного ученого Прокудина-Горского , а также фотографии среднеазиатского исследователя С.М Дудина 1902 года. Вся экспозиция подробно освещает прогрессивные идеи и взгляды великого мыслителя , устремления Бехбуди остаются актуальными и сегодня. Его мудрые мысли о том что человек должен быть образованным ,знать несколько языков, жить не отрываясь от своих корней ,находят своё практического подтверждение в наши дни.
М.Бехбуди родился 19 января 1875 г в Самарканде. Образование получил у родственника по материнской линии Мухаммада Сиддика, затем учился в старометодной школе и медресе. В начале 20 века посетил Москву ,Петербург,Казань и Уфу , позже Мекку, Египет ,Турцию и некоторые другие арабские страны. М Бехбуди имел религиозное и светское образование.
«Письма из Самарканда» это название цикла его опубликованных статей с 1903 года в «Туркестанских ведомостях». Вместе с тем, его статьи публикуются в известной газете Исмаила Гаспринского «Таржимон-Переводчик» в Крыму . Особую известность получили статьи касающиеся единого литературного языка и двуязычия в школах Туркестанского края. С 1905 года М.Бехбуди пишет учебники для новометодных школ, начиная от азбуки до общей географии. Труды М.Бехбуди получали обязательную рецензию и поддержку со стороны Исмаила Гаспринского в Бахчисарае. В частности , выход в свет учебника «Мадхали джугрофия-ий-умумий» (Введение в общую географию) был отмечен им как возрождение науки древнего Самарканда.
М.Бехбуди автор более 200 публикаций, которые вышли как на узбекском , так и на других языках. На свои средства М.Бехбуди основал журнал «Ойна» (Зеркало),газеты «Хуррият и Самарканд».Вершиной писательского мастерства М.Бехбуди является драма «Падаркуш», вышедшая в Самарканде в 1911 г не получившая разрешение туркестанских цензоров. Автор обращается в цензурный комитет Тифлиса приурочив это как-бы «к 100 летию Бородинской битвы», получает разрешение и в 1913 году пьесу удаётся издать . В 1914 году впервые был поставлен спектакль «Падаркуш» совместно узбекско-татарской любительской труппой , что положило начало узбекскому национальному театру. Являясь первой ласточкой узбекской драматургии ,она оказала большое влияние на создание таких произведений как «Несчастный жених» Абдуллы Кадыри ,»Бездетный» Очилдыбоя Мирмухсина , «Фикрия» и другие произведения Хамзы.
Выдающиеся просветитель М.Бехбуди говорил о важности истории и географии доказывая , что эти науки существовали в жизни общества издревле. Естественные и общественные науки он объединил под одним общим понятием, назвав их «умными науками». -Человек , кем бы он ни был ,не изучив историю народов, стран, ислама, никогда не сможет стать образованным , писал он. Хотелось бы выразить благодарность соорганизаторам выставочного проекта-Национальному архиву кинофотофоно документов Узбекистана,за предоставленные материалы, дирекции художественных выставок АХУ за уникальные сюзане самаркандской школы начала ХХ века , Мемориальному дому музею М.Бехбуди (Самарканд) за представление семейных фотографий из архива музея , кандидату искусствоведения , культурологу, музыковеду-востоковеду А.Б Джумаеву .
Выставка работает до 15 сентября 2022
Джахангир Темирходжаев
Галерея изобразительного искусства Узбекистана