Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.02.2023 / 18:49:09
Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530 гг.)Имя Захириддина Мухаммада Бабура в истории Узбекистана стоит в одном ряду с такими деятелями политики и военного дела, как Джалалиддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии, был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за ее благополучие. Имя «Бабур» означает «лев, полководец, барс». Он был падишахом Индии и Афганистана, основал династию и Империю Бабуридов. Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. По линии отца он был тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов. Родным для себя языком считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владел персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале XX века называла его тюрком-барласом. Фольц утверждает, что Бабура нужно считать скорее тюрком. Он называет его отца наполовину Тимуридом-тюрком и наполовину Чагатаидом, а мать – наполовину Чагатаидкой и наполовину монголкой; при этом все Чагатаиды к тому времени уже были тюркизированы. Ж. Шальон также описывает Бабура как тюркоговорящего чагатаида. Чагатайским тюрком называют его Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи. Более радикальную позицию занимает М. Х. Нури, который говорит о правомерности суждения, согласно которому Бабура и его потомков можно рассматривать как узбекскую династию, правившую в Индии на протяжении более 300 лет. В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре. В течение 1494-1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – Шейбаниханом, который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура. Бабур писал в своих мемуарах: «Жители Андижана – все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». Английский востоковед Е. Дениссон Росс отметил, что мемуары Бабура написаны на той разновидности тюркского языка, которая известна под названием турки, являющегося родным языком Бабура. Большую часть своей жизни Бабур провел в военных походах и сражениях. Он безуспешно пытался объединить разрозненные области Мавераннахра и создать новое великое государство Тимуридов. Его мечтам суждено было осуществиться в Индии, куда он отправился со своими войсками в 1526 году. К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. Бабуру удалось создать основу для Империи великих монголов в Индии, которая просуществовала около 300 лет. Его идеи проповедовали установление согласия между народами, а также внедрение просвещения во все слои населения. Наряду со своей военной и политической деятельностью Бобур был великим поэтом, чьи рубаи (лирические четверостишия) восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня. Его стихи, написанные на чагатайском языке, отличаются чеканностью образов и афористичностью. За свою 47-летнюю жизнь Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшая мировое признание, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хатт-и Бабури». Бабур переписывался с Алишером Навои. Стихи Бабура, написанные на тюркском, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура – автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1508 годы и с 1519 по 1529 годы, живо воссоздает детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. «Бабур-наме» — это ценный источник по изучению истории, культуры, быта народов, флоры и фауны тех областей, которые посещал Бобур. Французский востоковед Луи Базан в своем введении к французскому переводу (1980 г.) писал, что автобиография Бабура представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе. В последние годы жизни тема потери родины стала одной из центральных тем лирики Бабура. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира. Бабур личным примером продемонстрировал деятельностную любовь к Родине и своему народу. Он родился в Андижане, стремился в Самарканд, высоко ценил Навои, немалую и значимую часть жизни провел в Кабуле, достиг величия, сделал своей столицей Агру, объединив огромные территории Индии и оставив потомкам великую державу, однако он на протяжении всей жизни помнил и любил Самарканд, желая вернуться на родные земли. С одной стороны, мы видим в его лице типичного Тимурида, властителя, для которого его страна – это место, где удалось добиться власти. С другой стороны, его порывы к возвращению и ностальгия не связаны с попыткой захвата власти, он желал именно оказаться на родной земле, не обязательно в статусе ее правителя. При этом он дорожит своей дружбой с Алишером Навои – великим поэтом и политиком своего времени, который как никто другой прославил имя узбекского народа, относя к таковому каждого тюркоязычного земледельца Герата, Самарканда, Ферганы. Важно помнить, что оба они жили в особый исторический момент, когда узбекский народ в его современном виде только формировался из смешения тех племен и родов, которые с древнейших времен проживали в регионе – или относительно недавно появились в нем, кто в роли добрых соседей, кто – жестоких завоевателей. Бабур в своем литературном творчестве уже стал сомневаться: не является ли он сам тем же узбеком по крови и духу, и не будет ли в будущем узбеком зваться каждый достойный человек на всех землях, ставших для него хоть немного родными? Данный вопрос остался без ответа. Молодой возраст и внезапность гибели Бабура, которому не исполнилось и пятидесяти лет, не позволили ему завершить творческие планы. Бабур стал настоящим народным героем, прославил любовь к Родине – Андижану, Самарканду. Он со своими соратниками постоянно заботился о том, чтобы обеспечить людям мирную и счастливую жизнь. Известный общественный деятель, поэт, публицист Аъло Максумович Ходжаев писал о Бабуре следующее: «в Андижанской области назвали один колхоз именем Бабура. Это произошло не столько вследствие его признания как падишаха и завоевателя, а, прежде всего, как тонкого поэта, ностальгирующего лирика, чьи песни до сих пор любимы». Великий узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства и литературы Захириддин Мухаммад Бабур за свою короткую 47-летнюю жизнь (1483-1530) оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству. При этом Бабур оставил и огромное государство, получившее в Европе название «Империя Великих Моголов». К сожалению, знаменитые наши земляки – выходцы из Узбекистана – вошли в историю либо с искаженными именами, подобно Авиценне или Амиру Тимуру, либо как представители других национальностей и стран, чаще всего – арабских. В связи с этим Бабур – уроженец Ферганской долины, основатель единого и крупного государства на севере Индии, до сих пор воспринимается многими как монгол, воинствующий кочевник. Первый Премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру писал о Бабуре следующее: «Он был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали. Он был свободен от сектантской ограниченности и религиозного фанатизма и не разрушал, как это делали его предки. Бабур увлекался искусством и литературой и сам писал стихи. Он любил цветы и сады и в жаркой Индии часто вспоминал свою Родину в Средней Азии. «Фиалки так прекрасны в Фергане, – писал он в воспоминаниях, – там масса тюльпанов и роз». Бабур почти всю сознательную жизнь прожил и скончался в дали от Родины. В связи с этим все его творчество исполнено любви к ней, к Андижану, Самарканду, в нем много тоски по родной земле, по ее природе. Творческий путь Бабура служит сегодня воспитанию патриотизма, любви к Родине, к своему народу. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркивает: «Литература показывает сердце народа, духовность народа. В сегодняшнем сложном мире необходимо использовать влиятельную силу литературы, чтобы проникнуть в сердца людей, вдохновить их на благородные цели. Мы создадим все условия для изучения наследия наших предков, создания великой литературы, достойной нашей великой культуры». Бабур был одним из величайших людей своего времени. Создав одну из самых сильных империй в истории Востока, он, тем не менее, оставался в душе пламенным патриотом своей Родины и до конца своих дней стремился наладить дипломатические и дружественные связи с родным городом Андижаном. Сегодня андижанцы и весь узбекский народ с гордостью произносят имя Захир-ад-дина Мухаммада Бабура и чтят его память. В городе есть памятник Бабуру, а также Дом Бабура, сохранившийся до нашего времени. Сегодня, к сожалению, остаются малоизученными еще многие аспекты жизни и творчества Бабура, исследование которых непременно внесет весомый вклад в историческую науку, мировую литературу и культурное наследие Узбекистана. Представляется, что востоковедам всех стран мира следует уделить особое внимание изучению деятельности этого выдающегося узбекского полководца, поэта, мыслителя, историка и государственного деятеля. Исследование прошлого позволяет описать портрет потенциального современного лидера. Зрелого, активного, разностороннего, уверенного в себе и своих сторонниках, чтящего традиции предков, готового к переговорам, но не идущего на компромиссы в принципиальных вопросах, знающего и любящего свою страну, внимательного к мелочам, творческого, умеющего наказывать и вознаграждать, глядящего в будущее, не забывая прошлого.
Исмат Кучиев
|
|