Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.03.2023 / 19:11:13
Мухаммад Риза Агахи: лидер народной дипломатииНаши поэты, славящиеся мастерами слова, издревле брали на себя почетную задачу восхваления значимости Родины и писали произведения о ее славной истории. Значимость мужества людей, воспевавших историю своей родины с величайшей любовью, как Агахи, проживших всю свою жизнь трудясь во имя блага простого народа, несомненно так же значимо как, и мужество людей погибших в сражениях во имя своей родины. Одним из великих людей, оставивших неизгладимый след в истории Хивинского ханства XIX века, был Агахи, сын Мухаммада Резы Эрниёзбека. В 1809 году писатель, родившийся в селении Кият близ города Хивы, в семье мираба, писал: «Мы потомки Амира Эшимбия, представителя «сотни» живщего в Хиве». Его детство и юность прошли в селе Кият, а когда он вырос, то учился в одном из медресе Хивы. Усердно изучал литературу арабских, персидских, тюркских народов, а также классическую музыку и историю. Агахи перевел на узбекский язык более 20 произведений, являющихся редкими шедеврами мировой литературы и культуры, создал школу переводов. Был известным историком, талантливым поэтом и переводчиком Хорезмской области. Его жизнь, творчество и научное наследие до сих пор изучаются нашими историками и писателями. Исторические произведения, написанные Агахи, и переводы на узбекский язык имеют большое значение в изучении и освещении истории Средней Азии, в частности народов Центральной Азии. Продолжая дело своего учителя Муниса, он обогатил и развил сокровищницу истории и узбекской литературы новыми произведениями и внес в нее значительный вклад. Произведение «Фирдавс-уль-Икбал», написанное совместно Мунисом и Агахи наряду с его пятью работами по истории Хорезма имеют важное значение не только для изучения истории узбекского народа, но и для изучения соседских народов, таких как: таджики, казахи, туркмены, каракалпаки, русские, иранцы и афганского народа, для изучения их культуры, искусства, обычаев, психологии, происхождение этих народов, источников их жизнеобеспечения и служат богатым ресурсом для изучения истории этих племен. Примечательно, что эти произведения по причине того, что написаны талантливыми поэтами, прогрессивными писателями, Мунис и Агахи, содержат историю народов, их жизнь, повседневную деятельность: строительство мечетей, медресе, описание различных событий, народных восстаний, истории войн, жизни великих людей, ученых, поэтов-писателей и тому подобные сведения и они изложены в прозе и стихах реалистично, правильно и точно. Агахи жил и творил при таких Хивинских ханах как, Мухаммад-Рахим-хан I (1806-1825), Оллокули-хан (1825-1843), Рахимкули-хан (1843-1845), Мухаммад-Амин-хан (1845-1855), Абдулла-хан (1855-1855), Кутлуг Мурад-хан (1855-1855), Сайид Мухаммад-хан (1855-1864) и Мухаммад-Рахим-хан II (1864-1874). Здесь стоит отметить, что как человек, служивший при жизни восьми ханам, Агахи был в курсе таких вопросов, связанных с жизнью народа, о которых не знали сами правители. В такой большой стране, как Хивинское ханство, состоящего из моноэтнического населения, роль таких деятелей как Агахи было неоценимым как при поддержании мира в общественной жизни людей, так и при выполнении трудоемкой и ответственной задачи установление между ними дружеских отношений. В своих произведениях он очень подробно пишет о жизни, истории и традициях этих народов. Агахи оставил такое великое наследие, что его творчество оценивается как труд автора, использовавшего огромнейший лексический запас, уступающий лишь деятельности Навои. В настоящее время в мировых фондах хранятся 22 произведения писателя, в 72 рукописных экземплярах. Его произведения впервые были перевезены Армени Вамбери, когда он приехал в Хиву во времена правления Сайида Мухаммад-хана, а в 1873 году, при транспортировке 300 редких книг из сокровищницы А. Кун-хана, также были изъяты произведения Муниса и Агахи. Труды Агахи, не утратившие своего значения, приобретая все большую популярность среди нашего народа, вновь и вновь используются учеными как источник и тема для научных трудов, до сих пор служат укреплению связей между народами и являются напоминанием о единых исторических корнях соседних друг другу народов.
Мейербек Ергашбаев Главный специалист Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане, магистрант ТашГУВ
|
|