Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.06.2023 / 21:06:22
Развитие высшего инклюзивного музыкального образования в УзбекистанеСтратегия развития Нового Узбекистана на 2022 -2026 годы положила начало новому этапу национального развития. Благодаря широкомасштабному процессу реформирования, начатому в 2017 году, полностью изменился политико-правовой, социально-экономический, культурно-образовательный ландшафт нашего общества. Свобода и открытость, верховенство права, взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, воплощение приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека» стали основным направлением политики Нового Узбекистана. Одно из важных изменений, внесенных в новую редакцию Конституции Республики Узбекистан, принятой путем всенародного голосования на референдуме, проведенном 30 апреля 2023 года, связано с совершенствованием механизмов социальной политики, где особое внимание уделяется принципам инклюзивности. Как показывает зарубежный опыт, в таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, Швеция вопросы обеспечения всесторонней поддержки лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью, а также внедрение инклюзивного подхода на всех этапах непрерывного образования являются весьма актуальными и гарантируется на законодательном уровне. В новой редакции Конституции также уделяется особое внимание этим вопросам, имеющим важное социальное значение, в частности, в соответствии с статьей 57 права лиц с инвалидностью, находятся под защитой государства, которое создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования, обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой им информации [1]. Включение нормы об инклюзивном образовании в новую Конституцию Узбекистана (статья 50) создает реальные возможности для всех жителей нашей страны улучшить свою жизнь, освоить современные специальности и профессии, реализовать свои мечты и найти свое место в жизни. В Конституции предусмотрено предоставление конституционных гарантий, связанных с всесторонней поддержкой талантливой молодежи, созданием государством необходимых условий для духовно-нравственного воспитания молодежи (статья 42, статья 65), обеспечением качественного высшего образования для молодых людей и проявление их талантов также включены в обновленную Конституцию. Благодаря данным изменениям в Узбекистане создаются широкие возможности для всех слоев молодежи, независимо от имеющихся физиологических, социальных и других особенностей получить качественное образование, стать квалифицированными специалистами, свободно проявить свой потенциал и навыки. В нашей стране предпринимаются важнейшие программные меры по разработке и реализации достойной социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями. В 2020 году вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», в статье 38 которого закреплено право лиц с инвалидностью на образование в образовательных организациях всех уровней и в течение всей жизни в целях наиболее полного развития их способностей и активного участия в социально-экономической жизни общества и государства [2]. Важной юридической нормой по внедрению инклюзивного образования является включение в новую редакцию Закона Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года статьи «Инклюзивное образование» (статья 20). В данной статье дано определение инклюзивного образования, которое направлено на обеспечение равного доступа к образованию в образовательных организациях, для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3]. Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» 13 октября 2020 года была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020–2025 гг. и «Дорожная карта» по ее реализации в 2020–2021 годах [4]. Конкретные задачи и меры по обеспечению качественного образования, воспитания и организации досуга незрячих и слабовидящих детей в целях развития их интеллектуальных, физических и творческих способностей обозначены в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 18.04.2022 г. № ПП-209 «О мерах по повышению качества обучения в специализированных школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей, а также дальнейшему совершенствованию их деятельности» [5]. Следует подчеркнуть, что обеспечение инклюзивного образования является долгосрочной стратегией. При разработке и реализации данной стратегии важно использовать системный подход. Инклюзивное образование должно быть направлено на реализацию равных возможностей для получения качественного образования на всех уровнях образования, а также разнообразие их специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Конвенция ООН о правах инвалидов, которую Узбекистан ратифицировал в 2021 году, обязывает государства обеспечивать реализацию прав людей с инвалидностью на получение образования посредством системы инклюзивного образования на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, профессиональное обучение, образование для взрослых и обучение в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими (статья 24) [6]. Расширению системы инклюзивного образования в высшей школе способствовали программные меры, обозначенные в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» от 1 декабря 2017 года по введению для людей с инвалидностью I и II группы дополнительной двухпроцентной квоты приема в вузы от общего количества приема абитуриентов [7]. Только благодаря этой мере с 2018 по 2019 год почти в 1,4 раза увеличилось число студентов среди лиц с инвалидностью. Однако увеличение количества студентов с инвалидностью с особой остротой выявило проблемы реализации инклюзивного образования на уровне высшего образования. Во-первых, это необходимость обеспечения условий доступной среды, создание «универсального дизайна» в учебных корпусах и общежитиях вузов. «Универсальный дизайн» в инклюзивной сфере образования, так и в общей образовательной среде означает обеспечение всесторонней доступности образовательного процесса для различных категорий лиц. Это, прежде всего, архитектурная доступность, т.е. наличие пандусов, лифтов, подъемников, подсветка и звуковые сигналы. Общество и образование будет инклюзивным только тогда, когда мы создадим необходимые условия для того, чтобы выровнять изначально неравные возможности [8]. Во-вторых, это наличие учебно-методического обеспечения и соответствующих разумных приспособлений для учащихся с ограниченными возможностями образования. Как отмечают эксперты, согласно Конвенции ООН о правах инвалидов отказ в обеспечении разумных приспособлений для людей с инвалидностью является одной из форм дискриминации по признаку инвалидности. Необходимость разумных приспособлений приобретает особенную важность в процессе обучения студентов с инвалидностью в университете. Для учащихся с нарушениями зрения разумным приспособлением, учитывающим их индивидуальные потребности, являются учебные пособия на шрифте Брайля для тактильного восприятия материала [9]. Необходимо наладить систему подготовки специальных кадров - педагогов, которые имеют соответствующие знания и профессиональные навыки создания адаптивных методик, соответствующего учебного материала что имеет особое значение в развитии инклюзивного образования. Например, если студент, имеет проблемы со слухом, то для него должны подготовлен методический материал, основанный на визуализации информации. Такие специалисты должны иметь глубокие знания по тифлопедагогике, олигофренопедагогике, сурдопедагогике. В-третьих, это создание благоприятной психо-эмоциональной среды, основанной на принципах уважения, равноправия и толерантности, направленной на приобретение соответствующих коммуникативных навыков, навыков социализации, причем не только у студентов с инвалидностью, но и для других лиц. На наш взгляд, инклюзивное образование – это прежде всего процесс взаимодействия. Такая обстановка создает возможности для получения качественного образования, обретения соответствующих профессиональных навыков, реализации творческого потенциал несмотря на различия в состоянии здоровья. Анализ научной литературы по вопросам развития инклюзивного образования для музыкантов с ограниченными возможностями по зрению в странах СНГ показал наличие серьёзных проблем, прежде всего связанных с отсутствием соотвествующих учебных материалов на шрифте Брайля, а также специальной адаптивной педагогической методики особенно на уровне высшей школы (Смирнов А.А., Баринова Е.Б.). Деятельность, связанная с музыкальной подготовкой учащихся, имеющих особые образовательные потребности (ООП), требует ряда специальных навыков и знаний педагогов по широкому спектру научных дисциплин. Однако нет системы курсов, которые бы давали педагогам такие знания. Для обучения в музыкальной области детей и подростков с ООП нужны специальные методики, которые до сих пор не разработаны. Каждый педагог музыки, принявший в свой класс ученика с ООП, идет методом проб и ошибок, по крупицам накапливая опыт работы в этой сфере [10]. За последние два десятилетия в Узбекистане и других странах произошли заметные преобразования в образовательной сфере, результаты которых в наибольшей степени проявились на уровне школьного образования. На уровне высшего образования происходит процесс формирования новых подходов в инклюзивном образовании, внедрение которых требует и времени, и соответствующей материально-технической и учебно-методической поддержки. В образовании студентов с ограниченными возможностями по зрению существует ряд специфических особенностей в формировании музыкальных способностей. Проблема заключается в том, что процесс музыкального образования студента с нарушенным зрением должен строиться с учетом его целого комплекса физиологических, психологических и когнитивных особенностей развития. Следует подчеркнуть, в музыкально-педагогической практике данной проблеме не уделяется достаточного внимания. Именно в этой связи существует острая необходимость в подготовке соответствующих учебно-методических материалов, музыкальных сборников и учебников, которые фактически отсутствуют на рельефно-точечном шрифте Брайля, используемом студентами с нарушением зрения. Следует отметить, что на начальном этапе обучения студентов с нарушением зрения в Консерватории возникает множество сложностей, которые требуют знания особых приемов и методов преподавания. Для того чтобы обеспечить полную вовлеченность студента с проблемами по зрению в учебный процесс, педагогам приходится творчески применять традиционные методы, экспериментировать и использовать инновационные приемы. К данной проблеме автор исходил исходя из своего опыта обучения по специальности «Музыковедение» на уровне бакалавриата и магистратуры с полным отсутствием зрения. Студенты с нарушениями зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, в то же время механизмы компенсации позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Процесс компенсации происходит за счет использования других сенсорных функций, таких как слуховая, тактильная и др. Поэтому, несмотря на дефект зрения, возможно, добиться определенных успехов в профессиональной музыкальной деятельности, чему способствует правильно построенная методика проведения тех или иных специальных предметов. Трудности возникают также в освоении нотной системы Брайля, которая принципиально отличается от общепринятой. Необходимо особо отметить, что комплексное – теоретическое и практическое – изучение нотации по системе Брайля, которое должно обеспечиваться в курсе Сольфеджио, дает возможность получения полноценного музыкального образования. В свою очередь, знание международных стандартов нотной системы Брайля является основой для творческого роста и профессиональной карьеры студентов с глубокими нарушениями зрения. При этом необходимо подчеркнуть, что многие трудности освоения музыкальных теоретических дисциплин носят объективный характер. Во-первых, невозможность полноценной игры с листа при тактильном восприятии нотного текста значительно замедляет освоение нового музыкального материала. Это требует соответствующих корректив методических приёмов проведения занятий. Существуют значительные различия в восприятии нотного текста на основе обычной, так называемой плоскопечатной записи и записи по нотной системе Брайля. Обычная система нотной записи имеет несомненные преимущества в чтении с листа, так как даёт возможность получить большое количество важной информации для музыканта даже при беглом просматривании текста. Плоскопечатная нотная запись – это комплекс музыкальных средств выразительности и характеристик, которые воспринимаются одновременно: звуковысотность, динамика, метроритм, гармония, фактура. В нотной системе Брайля беглый охват текста не возможен, чтение происходит от знака к знаку, так как все обозначения записываются в одну линию в определенной последовательности. Поэтому учащийся «видит» в данный момент времени только то, что у него под пальцами. Линейность записи усложняет выделение наиболее значимых элементов музыкального текста от второстепенных. Для незрячего музыканта большая сложность состоит в том, что он по очереди воспринимает знаки, показывающие октаву, ноту, размер, длительность ноты и так далее, и должен мысленно представить себе на слух, как это будет объединяться [11]. Более того, в нотной системе Брайля отсутствует графическое отображение звуковысотности. Каждая нота в любой октаве пишется одинаково, и только октавный знак указывает положение конкретной ноты [12]. Поэтому практически невозможно одномоментно охватить нотный текст в целом. Таким образом, основная трудность чтения по нотам для незрячих в том, что нотация по Брайлю достаточна сложна, овладение ею требует хорошо развитого мышления, памяти, умения постоянно анализировать и сопоставлять различные музыкальные элементы. Другая объективная трудность связана с развитием ритма, с одним из важнейших компонентов музыкального обучения. Опыт работы с детьми и молодёжью с нарушением зрения показал, что ограниченность в движениях и представлениях о них приводит у незрячих к ограниченности чувства ритма. В целях учебно-методического обеспечения преподавания специальных дисциплин по «Теории музыки» в Государственной консерватории Узбекистана автором под руководством кандидата искусствоведения, и.о. профессора Матякубовой С.К. был подготовлен ряд учебных пособий по курсам «Сольфеджио», «Макомное сольфеджио», «Гармония» для студентов с ограниченными возможностями по зрению. Данные пособия предназначены для изучения курса «Сольфеджио» и «Гармония» на всех факультетах высших музыкальных учебных заведений Узбекистана студентами с нарушениями зрения. Отличительной стороной данных учебных материалов является то, что все приведенные в них музыкальные примеры, задания и упражнения разработаны на основе международных стандартов нотной системы Брайля, предназначены как для работы в аудитории, так и для самостоятельного освоения. Несомненно, у студентов с нарушением зрения начальный этап освоения более трудоемкий, требует многократного закрепления материала, повтора трудных мест, сознательной работы над ошибками. В начале обучения все упражнения желательно проводить под руководством педагога, чтобы контролировать процесс чтения «с листа» музыкальных примеров различной степени сложности на основе нотной системы Брайля. В пояснительных текстах подготовленных учебных пособий приведены разъяснения теоретических правил и понятий. Например, в учебном пособии «Сольфеджио (ритмические упражнения на уроках сольфеджио) объясняются такие понятия как метр, метрический акцент, размер, доля, такт, затакт, простые, сложные, смешанные, переменные размеры и т.п. Кроме того, в каждом разделе приводятся правила записи данных понятий в нотной системе Брайля. Опыт показывает, что систематическое выполнение предложенных типов заданий на основе нотной системы Брайля закладывает прочный фундамент в освоении нотного текста любой сложности. При разработке и подготовке учебников с нотной нотацией на шрифте Брайля мы также надеялись, что наличие такого рода учебного литературы, позволит получить, определенные психологические эффекты, имеющие важнейшее значение для студентов с нарушением зрения, а также связанные с уменьшением зависимости от помощников для разбора музыкальных произведений, упражнений и заданий. В первую очередь, появится навык восприятия и чтения “с листа” музыкального теста даже со сложно организованными длительностями. Во-вторых, получит развитие самостоятельность, что способствует формированию соответствующих компетенций и навыков. Наконец, появится так называемая творческая свобода, без которой невозможно формирование и развитие профессионального музыканта. Таким образом, обеспечение комплекса программных мер и задач по расширению доступа к высшему образованию молодых людей с инвалидностью, которые определены международной конвенцией о правах инвалидов, а также законодательными нормативными актами на национальном уровне, возможно только на основе достаточного обеспечения соответствующей учебно-методической литературой по широкому спектру научных дисциплин. «Универсальный дизайн» и доступная архитектурная среда, учебно-методическое обеспечение, а также благоприятная эмоциональная среда являются необходимыми элементами инклюзивного образовательного процесса. Именно комплексная реализация данных взаимосвязанных и взаимодополняющих мер поможет студентам с инвалидностью не просто быть интегрированными в учебный процесс, а получать успешные академические результаты и соответствующие профессиональные компетенции, которые помогут им стать квалифицированными и востребованными специалистами
Мирсидикова Севара Магистрант Государственной консерватории Узбекистана, Ташкент
|
|