| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
07.11.2025 / 10:29:44
В Клубе "Интеллектуал" им. Батыра Базарбаева в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои, состоялся показ и обсуждение художественного фильма "Мастер и Маргарита" режиссёра Михаила Локшина (2024)![]() Открывая встречу мы тепло приветствовали членов клуба и наших гостей , отметили важное значение романа Михаила Булгакова для российской и мировой литературы и кино. Было сказано , что роман писался Булгаковым в течении 11 лет, с 1929 по 1940 годы. Первая публикация появилась в 1966 году, в журнале «Знамя», а полное издание романа вышло только в 1973 году. И это говорит о многом. Можно сказать, что «Мастер и Маргарита» бросил вызов всей российской и мировой традиции, с ним теперь отождествляют имя и творческое кредо великого писателя, о его жанровой принадлежности спорят до сих пор. Это, прежде всего, сатира на общество, полная фарсовых ситуаций. Далее картину представил наш гость, ведущий клуба Retro Film, кинорежиссер Сардор Исхаков. В своём выступлении он рассказал подробнее об истории создания знаменитого произведения Булгакова, многочисленных попытках его экранизации и мистических историях, сопровождавших роман и его постановки. Многие из этих событий — загадочные совпадения, странные происшествия на съёмках и судьбы актёров — до сих пор вызывают интерес и обсуждения, усиливая ореол таинственности вокруг «Мастера и Маргариты». После показа состоялось живое обсуждение фильма. Зрители делились впечатлениями о режиссёрском прочтении романа, рассуждали о философских и нравственных темах, поднятых в картине, сравнивали её с предыдущими экранизациями и говорили о том, насколько актуальны булгаковские образы в наше время. Многие отметили, что фильм Локшина — яркий, современный, оригинальный и мастерски выполненный — сумел объединить глубокую идею и выразительный визуальный стиль, передав дух произведения, сохранив при этом свежесть и актуальность для сегодняшнего зрителя. Атмосфера вечера напомнила, что интерес к этому великому роману не угасает и сегодня, а каждая новая интерпретация лишь усиливает его загадочность и многослойность. И это отчетливо видно в следующих отзывах об этом фильме членов нашего клуба.
МАРАТ ХАЛЖИМУХАМЕДОВ, социолог Рецензия на новую версию экранизации романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» Представленная вниманию членов клуба Интеллектуал новая кинематографическая версия романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произвела глубокое положительное впечатление. Как известно, начиная с 70-х годов 20 века зрителям было представлено несколько десятков экранизаций данного произведения, только в России их не менее трёх. Также роман Булгакова многократно был поставлен на сценах театров многих стран мира. И казалось, что этим многообразием экранизаций и театральных постановок уже охвачены все возможные и невозможные видения сюжета, содержания, смысла этого произведения, в целом, и его главных персонажей, например, Воланда, Га Ноздри, Понтия Пилата, или Мастера и Маргариты, в частности. Но, представленная последняя версия экранизации романа, показывает, что это не так. Особенностей новой версии, отличающих её от других множество. Я бы хотел обратить внимание лишь на некоторые из них. Фильм выстроен не в прямой последовательности развития сюжета романа, т.е. этот фильм не прямой экранный пересказ данного произведения. Авторы фильм выстроили сюжет в такой плоскости, чтобы выделить, то, на что по их мнению, надо обратить ключевое внимание зрителей, подчёркиваю именно зрителей, а не читателей, И, возможно, после просмотра фильма, и читатели при повторном чтении также прочтут роман Булгакова уже имея в виду и эту версию понимания основной идеи произведения. В фильме основными персонажами вокруг которых разворачиваются все события фильма являются Мастер и Маргарита и отношения между ними. Все же сопутствующие персонажи и события как бы раскрывают и углубляют эти отношения, т.е. они не сами по себе, и в связи с кем-то или чем-то другим, а именно с этими двумя героями. Таким образом основная идея новой экранизации романа в раскрытии темы любви. И эпиграф к роману, который на протяжении фильма звучит неоднократно, возможно, следует понимать так: «так кто ж ты, наконец? – я – часть силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» во имя любви, любви к Человеку с большой буквы Ч, в котором живёт любовь, которой живёт любовью, и который живёт во имя любви. "Мастер и Маргарита" в клубе "Интеллектуал"
ЕЛЕНА МАКАРОВА 1 ноября в одном из залов Национальной библиотеки им.А.Навои члены клуба Интеллектуал им.Батыра Базарбаева собрались на очередное заседание клуба. В этот раз темой для встречи стал просмотр фильма "Мастер и Маргарита", предоставленный другом нашего клуба Сардором Исхаковым. Два с половиной часа мы находились под воздействием мистического романа, экранизированного режиссёром Михаилом Локшиным. Это одно из произведений, где магия включена в реальность. Меня покорил образ Воланда, которого сыграл Аугуст Диль. Интеллигентный, привлекательный и обоятельный. С самого первого диалога на патриках закладывается сомнение о размеренности жизни, о возможности её планирования. Иногда мы обращаемся к Всевышнему с житейскими просьбами, иногда надеемся на себя... А в фильме показана и другая "сторона" - проделки дьявола. В любой момент человеческая жизнь может прерваться, ведь "Аннушка уже пролила масло"... Я думаю, что основной посыл фильма (режиссер М.Локшин) заключается в противостоянии добра и зла. Но ведь "зло" понятие растяжимое. И совершается зло не всегда ото зла... Фильм даёт пищу для размышления каждому философствующему человеку. Бал Сатаны собрал преступников "нашего мира", где они представлены своими грехопадениями. Впечатляющее зрелище! А были ли встречи с Сатаной у каждого из нас? Проверял ли он нас на стойкость духа? Отдали бы мы свою душу дьяволу за возможность уберечь близкого?
ХАМИДА САПАРБАЕВА Отзыв на фильм «Мастер и Маргарита» Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» (2024) — это современная экранизация великого романа Михаила Булгакова, которая по-новому раскрывает вечные темы любви, веры, свободы и власти. Картина впечатляет масштабом и атмосферой, соединяя эпоху 1930-х годов с мистическими событиями, происходящими в Москве во время визита Воланда и его свиты. Особенно сильное впечатление производят визуальные эффекты и операторская работа: сцены бала у Сатаны, полёта Маргариты. Музыка отлично подчёркивает драматизм и мистику происходящего. Актёрская игра также заслуживает особого внимания. Воланд воплощает загадочность и внутреннюю мощь персонажа, а Мастер и Маргарита вызывают сочувствие своей искренней и жертвенной любовью. История их любви получилась трогательной и глубокой. Хотелось бы отметить, что фильм не пытается полностью следовать тексту романа, а скорее передаёт его дух и философию. Благодаря этому зритель ощущает, что история Булгакова по-прежнему актуальна — особенно тема столкновения личности и власти, добра и зла, творчества и цензуры. «Мастер и Маргарита» — один из моих любимых романов. А фильм - сильная и эмоциональная картина, заставляющая задуматься о смысле жизни, о силе любви и свободе человеческой души. Это не просто экранизация классики, а самостоятельное художественное произведение, наполненное глубиной и символизмом. Спасибо Клубу "Интеллектуал" за предоставленную возможность: в уютной, теплой атмосфере задуматься о важном.
ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА ЩУР О фильме по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Поскольку сам оригинал – произведение сложное и неоднозначное, каждая экранизация этого великого романа открывает разные грани заложенных в нем мыслей автора. Каждый режиссер акцентирует свое внимание на те аспекты произведения, которые ему близки и созвучны. Данный фильм вызывает у зрителей неоднозначные разнообразные взгляды и суждения, выхватывая для себя знакомые блоки, созвучные его взглядам или противоположные им, которые базируются на его мировоззрении. В этом фильме режиссер отождествил Булгакова с образом его героя Мастера. И конечно, ведущим лейтмотивом всего фильма стала тема место творца – художника – писателя в мире. Булгаков происходил из семьи священника и был прекрасно знаком с библейскими сюжетами. Однако для описания встречи Га-Ноцри с Понтием Пилатом он выбрал другое имя образу Христа – Га-Ноцри, подчёркивая тем самым его земную ипостась. Не зря Булгаков проводит через весь роман события далекой древности и современности, вплетая их друг в друга. Обычно в критической литературе по роману Булгакова «ММ» роман рассматривается как состоящий из двух разных частей, не говорится впрямую о единстве романа. Режиссер фильма почувствовал и развил главную мысль автора романа - показать место художника-творца в мире, неизменную во все времена. Как и автор романа, так и режиссер фильма - оба подчеркивают неразрывную связь событий прошлого и настоящего, описанные в романе. «Распни его!»– звучит из уст первосвященника Иудеи в отношении Творца. Тот же смысл вложен в уста критика от литературы в адрес Мастера, то же звучит и на собрании – обсуждении – уничижении Мастера. Его лишают не столько Членского билета, но самого членства в Союзе писателей, низводя его в ничто. Явление Воланда и его свиты в Москву, как волшебный фонарь выявляет те аспекты современного Булгакову общества и те поступки людей, которые являются ступенями в ад. Это описывает замечательно показанный в фильме Бал Сатаны. Как и Мефистофель Гёте, Воланд вовсе не имеет своей целью исправление Общества. Скорее, он собирает свою жатву из погрязших в пороке людей. В итоге романа после всех испытаний Мастер удостоен Света. Великолепная игра актеров, замечательные съемки, ставит этот фильм в ряд лучших экранизаций романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что касается зрителей фильма и читателей романа, то увидев всю глубину открывшейся перспективы, сами члены того Общества в котором живут, сами его граждане должны сделать свой выбор и избрать свой путь - либо в никуда, либо к Свету.
Подготовил БОРИС БАБАЕВ, председатель Клуба «Интеллектуал»
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||



















