Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
14.09.2025 / 15:25:32
В Ташкентском Доме фотографии Академии художеств Узбекистана привлекает пристальное внимание ташкентцев выставка Международного Центра Рерихов (Москва, Россия) --"Вселенная Мастера"![]()
Организаторами вернисажа также являются Академия Художеств Узбекистана, Ташкентский Дом Фотографии и Ташкентское Общество Рерихов. На церемонию открытия пришли многие известные деятели культуры, изобразительного искусства , поклонники наследия Николая Рериха, представители различных средств массовой информации. Приветствуя собравшихся председатель секции фотографии Дома фото Рустам Шарипов отметил, что деятельность Николая Рериха охватывала самые разные сферы жизни – идеи о ценности проявлений красоты и культуры в жизни человека и общества. Николай Рерих был художником, создавшим 7 000 картин, исследователем Центральной Азии, ученым, общественным деятелем, автором и инициатором подписания первого в истории документа, защищающего культурные ценности - Пакта Рериха. В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания первого международного документа, защищающего культурные ценности – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха). Взволнованным и сердечным было выступление академика Академии художеств Узбекистана Марины Бородиной. Высоко оценивая работы представленные на этой выставке она особо подчеркнула следующее: То, что мы здесь видим сделано великим человеком , настоящим подвижником обогатившим мировую культуру своими , поистине уникальными работами. Выставка, представленная в Ташкенте, включает 9 тематических разделов, отражающих различные этапы жизни и творчества всемирно известного художника, мыслителя, ученого, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Среди экспонатов выставки - фотографии из архива семьи Рерихов, репродукции картин Николая Рериха. Раздел «Истоки» рассказывает о детстве и формировании художника. Много усилий для того , чтобы выставка состоялась на таком высоком творческом уровне приложили представители Ташкентского общества Рерихов. Наш собеседник — заместитель председателя общества Лилия Монасыпова -Очень хорошая и нужная всем нам выставка. И чувствуется, что вы к ней очень серьезно готовились… - Да, конечно. В 2025 году исполняется 90 лет со дня подписания первого международного документа, защищающего культурные ценности – «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха)— или Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников . И это был первый документ, который на международном уровне укреплял международный авторитет найденных культурных ценностей . Конечно важно об этом говорить. Автор этого документа Николай Рерих тем самым заботился о защите культурных ценностей. Он напоминает о гуманизме, о том, что всегда надо помнить и ценить такие понятия, как культура и красота. Важно говорить о том, что красота это то, что украшает нашу жизнь. И нужно это делать с самого детства . Вот так он проводил в жизнь свои идеи о приоритете идеи культуры и красоты в нашей жизни. Это пробуждает в человеке собственные таланты и способности. Поэтому наша выставка так актуальна и сегодня. Люди, которые сегодня сюда пришли и увидят ее, это может стать для них пробуждением собственных импульсов и талантов, а также способностей у каждого человека. - Почему выставка так называется - «Вселенная мастера»?
- В самом ее центре это человек и она охватывает все стороны жизни людей. Представляете, это 7тысяч картин, 30 томов литературных произведений ...Центрально-Азиатская экспедиция… Он был предан ей. И искал общие корни культур . Все это делал один человек и можно только удивляться тому, как он все это успевал делать. Он отчетливо увидел, что для общества необходимо и что он для этого может сделать. И это очень важный посыл для молодого поколения.
Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье известного нотариуса. С детских лет Николая Рериха влекли живопись, археология, история и Восток. Он писал стихи, рассказы, участвовал в домашних спектаклях. Яркие впечатления детства и юности, заложившие основы мировоззрения художника, были связаны с Изварой – имением родителей Николая Константиновича. Обучался в гимназии Карла Ивановича Мая, окончив которую, стал студентом одновременно двух высших учебных заведений – Академии Художеств и юридического факультета Университета. На становление Николая Рериха как художника повлиял Архип Иванович Куинджи, в мастерской которого он обучался в Академии Художеств.Дипломная работа «Гонец. Восстал род на род» сделала его известным, картину сразу же приобрел П. М. Третьяков для галереи. Раздел «Я встретил Ладу…» посвящен Елене Рерих, жене художника. В 1901 году его женой становится Елена Ивановна Шапошникова, дочь известного архитектора. «Сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны редчайшей комбинацией полнострунного звучания во всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливали в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения», – вспоминал Святослав Рерих. Гармоничная атмосфера, царившая в семье Рерихов, не могла не повлиять на становление сыновей Юрия и Святослава Рерихов. Юрий Рерих стал знаменитым востоковедом, лингвистом, этнографом. Святослав Рерих нашел призвание в живописи, естественнонаучных исследованиях, общественной деятельности. Члены семьи Рерихов были наделены гармонией людей, понимающих друг друга и разделяющих устремления. И это делало успешным деятельность каждого из них во много раз. Раздел «Начало творческого пути» посвящен деятельности Николая Рериха в период работы с 1901 по 1916 годы. В 1903-1904 годах Николай Рерих вместе с женой совершил паломничество по древним городам Родины, в подобных поездках рождались картины, писались очерки, зародились идеи необходимости создания международного документа, защищающего культурные ценности. С 1906 года Николай Рерих работал директором Школы Общества Поощрения художеств в Петербурге, помощником редактора журнала «Искусство и художественная промышленность», сотрудничал с творческим объединением «Мир Искусства». В 1909 году Николаю Рериху было присвоено звание Академика Российской академии художеств. Плодотворной была деятельность Рериха и в качестве театрального художника, это отражено в разделе «Рерих и театр». Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочке» Римского-Корсакова, во многом способствовали успеху самих постановок, а в творческом альянсе Николая Рериха с композитором Игорем Стравинским родилась «Весна Священная», оставившая яркий след в истории театрального искусства. Рерих активно участвует в выставках, много пишет и публикуется. Раздел «Дальние зовы» знакомит с подготовительным периодом к экспедиции на Восток. В 1916 году по настоянию врачей Николай Константинович вместе с семьей отправляется в финский город Сердоболь (ныне Сортавала) на Ладожском озере, здоровье требовало смены климата. В 1918 году Финляндия объявила независимость и закрыла границу с Россией, Рерихи оказались отрезанными от Родины. Уже в тот период Николай Рерих задумывался об экспедиции в Индию, его волновали вопросы поиска общего древнего источника славянской и индийской культур. Поэтому он начал планировать экспедицию на Восток, которая осуществилась несколькими голами позже. В подготовительный период Николай Рерих занимается художественным и литературным творчеством. За два года проживания в Финляндии (территория современной Карелии) Рерих написал около двухсот картин, которые были показаны на персональных выставках в городах Стокгольм (1918), Копенгаген и Хельсинки (1919). Он пишет повесть «Пламя», пьесу «Милосердие», в Карелии была создана большая часть стихотворений, вошедших в сборник «Цветы Мории» (1921). С 1921 по 1923 годы Рерих проживал США, где проводил значительную культурно-просветительную работу. В период деятельности в Америке Николаем Рерихом создан целый ряд просветительских учреждений: В Чикаго – Общество «Cor Ardens» (Пылающее сердце) – стало магнитом для талантливой молодежи, ищущей нехоженых путей в Искусстве. В Нью-Йорке – «Институт Объединенных Искусств» и Культурный Центр «Corona Mundi» «Венец Мира», В ноябре 1923 года в Нью-Йорке был открыт Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.
Раздел «Центрально-Азиатская экспедиция» отражает важный этап в жизни семьи Рерихов. Центрально-Азиатская экспедиция началась в 1924 году в Сиккиме, небольшом королевстве по соседству с Британской Индией, затем перебазировалась в индийское княжество Кашмир. Из Кашмира ее маршрут пролег в Ладак, Каракорум экспедиция двинулась в китайский Синьцзян, в районе которого была пересечена граница с советской Средней Азией, и прибыла в Москву. Из Москвы отправились в Сибирь, оттуда на Алтай и через Бурятию вошли в Монголию, из нее попали в Тибет, из Тибета через неизведанные еще Трансгималаи двинулись на Сикким, а оттуда прибыли в Дарджилинг. Экспедиция как бы совершила за четыре года (1924–1928) грандиозный круг, то, чего не сделала ни одна экспедиция в ХХ веке. Экспедиция в глубине Азии дала бесценный этнографический, лингвистический, литературный, художественный материал. «Кроме художественных задач, — отметил впоследствии Рерих, — в нашей экспедиции мы имели виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». На маршруте экспедиции было написано примерно 500 картин, репродукции некоторых из них представлены в экспозиции «Вселенная Мастера». Раздел «Свет утренней звезды» рассказывает о работе основанного Николаем Рерихом комплексного Института Гималайских исследований «Урусвати». Институт «Урусвати» был задуман как научное учреждение для исследования обширных районов Азии. Кроме того, была поставлена задача комплексного изучения человека – его физиологических и психологических особенностей. Рерихи считали, что должен быть синтез различных областей знания и воплотили эту идею в структуре института. При археологическом отделе существовали секции общей истории, истории культуры народов Азии, истории древнего искусства, лингвистики и филологии. Отдел естественных наук занимался ботаникой и зоологией, метеорологическими и астрономическими наблюдениями, изучением космических лучей в высокогорных условиях. В медицинском отделе, наряду с изучением древнетибетской медицины и фармакопеи, была организована биохимическая лаборатория, в которой исследовали средства борьбы против рака... В стенах Института зарождалась новая наука, соединяющая древние методы познания Востока с новейшими исследованиями Запада. Раздел «Маньчжурская экспедиция» знакомит с масштабным проектом института «Урусвати» по исследованию одного из обширных регионов Центральной Азии. Раздел «Пакт Рериха – Мир через Культуру» раскрывает Николая Рериха как величайшего гуманиста. Рерих не только говорил о важности таких явлений как Красота и Культура в жизни человека. Он работал в практическом поле. Он был первым, кто в начале прошлого века поднял вопрос о необходимости сохранения памятников, библиотек, научных, образовательных и культурных учреждений. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне США и 20 странами Латинской Америки был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакт Рериха). В рамках Договора был утвержден предложенный Н.К.Рерихом отличительный символ Пакта, известный под названием, – Знамя Мира, который должен вывешиваться над всеми объектами культуры в целях обеспечения уважения и охраны культурных ценностей в военное и в мирное время. Предложенное Н.К.Рерихом Знамя Мира имеет на белом фоне три малых красных круга в большом, знаменующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности, или синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры. Знак Знамени Мира – знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Н.К.Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, в результате изучения памятников искусства разных времен и народов он обнаружил, что этот знак прошел через историю и культуру многих народов мира. Значение этого документа и символа, предложенного в качестве защитного знака учреждений культуры- Знамени Мира - выходит за рамки юридического договора между странами, на это неоднократно обращал внимание сам инициатор подписания упомянутого Пакта – Николай Рерих. Николай Рерих предлагал не просто отдавать дань ценностям искусства и культуры, но и знакомить подрастающее поколение с идеей Красного Креста Культуры, символически отраженном в Знамени Мира. Почему он считал это важным? Подобно тому, как знак Красного Креста проник в жизнь далеко за пределы театра военных действий и начал ассоциироваться с милосердием и человечностью, точно также Знамя Мира должно напоминать о ценности культуры, как высших духовных достижениях человечества. Николай Рерих настаивал на широком распространении и укоренении в сознании детей и молодежи символики Знамени Мира, Красного Креста Культуры не только как символики юридического документа, защищающего исторические памятники, но и как призыв относиться к культуре как к устою жизни. Выставка продлится до 18 сентября 2025 года.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
| ![]() |
![]()
|