Хранилась она вместе с другими его произведениями, приобретенными И.В. Савицким. Мы знали, что Николай Витинг познакомил ИВ с творчеством своего друга Б. Голополосова и рассказал о перипетиях его биографии. Все это было обыденными фактами для всего пласта собираемого в Нукусе искусства 1920-30х гг., не получивших признания и бывших в забвении долгие десятилетия. Для нас какое-то время эта картина мало что говорила, помимо ощущения общего духа экспериментаторства эпохи, профильной для нашего собрания. Совсем недавно мы узнали, что картина была навеяна сценой из фильма классика советского кино Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", вышедшего на экраны в 1926 г. Для нашего поколения этот фильм хорошо знаком , и думаю, что многим памятны сцены хаоса и паники на знаменитой Потемкинской лестнице в Одессе. Поэтому полотно сразу же "заговорило", затрагивая определенные эмоции. Сейчас трудно рассказывать о картине новому поколению зрителя, не видевшему эту киноленту. Но вот волею судьбы, я недавно познакомилась с замечательной писательницей Гузель Яхиной, подарившей мне свой недавно изданный роман-буфф "Эйзен", о котором я была наслышана благодаря друзьям в ФБ. Сейчас читаю его очень внимательно и открываю для себя не только малоизвестное о легендарном кинодеятеле и его судьбе, но и, конечно, много подробностей о создании его знаменитой киноленты. И это стало для меня ключом к более глубокому пониманию нашей картины .
Да, можно возразить, что роман - художественное произведение и имеет наличие домысливаемых сцен. Но зная подход Гузель Яхиной к своему творчеству, основанному на работе в архивах, глубоком изучении материалов, собственному изысканию по следам ушедшего и проч., могу принимать изложенное как основу к переосмыслению своих восприятий от творчества художника. Как впрочем и самого фильма. Спасибо Вам, Гузель, что помогли мне взглянуть на давно мне знакомую картину уже другими глазами. И весьма интересно, что картина написана в год выхода фильма, т.е. еще путь к мировому признанию киноленты только начинался. А он был тоже весьма не простым. Очень много мыслей появилось и желания пересмотреть и фильм и биографию Эйзенштейна, Витинга, ну впрочем ведь цель романа - приглашение к размышлению, в т.ч. и о той эпохе, которой посвятил себя Савицкий и его команда. Знаю, что мы будем делать это до бесконечности.
Мариника Бабаназарова