Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.10.2020 / 18:51:50
Опера "Сельская честь" с успехом открыла 91-ый театральный сезон в ГАБТ им. А. НавоиТретья премьера новой сценической редакции оперы Пьетро Масканьи "Сельская честь" была удостоена открыть 91-ый театральный сезон ГАБТ им. А. Навои. Обновлённый спектакль был посвящён светлой и негасимой памяти недавно ушедших выдающихся деятелей искусства нашей страны . Это - замечательный композитор, дирижёр Большого театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат Государственной премии Анвар Эргашев и главный художник театра, заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров. Уже на первых звуках оркестрового вступления на спектакле 3 октября 2020 г. на большом экране, установленном на сцене ГАБТ имени А. Навои, зрители ещё раз увидели дорогие сердцу лица в ореоле поминальных свечей – дань памяти незабвенным преданным служителям Мельпомены – и мысленно сердечно пожелали их душам вечного умиротворения... Перед спектаклем заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним в эксклюзивном интервью сайту «Культура. Уз» поделился своими размышлениями об этом спектакле : - Мы очень рады, что после долгого вынужденного перерыва вновь встречаемся с нашими дорогими зрителями, рады снова ощутить тепло их сердец и доброе сопереживание. Да и наши добрые и внимательные зрители, несомненно, соскучились по живому восприятию наших спектаклей. Мы пережили весьма непростые 190 дней самоизоляции и работы в удаленном режиме. Нам удалось выпустить несколько удачных проектов онлайн – но это, вне сомнения, ни в какой мере не может заменить удивительного феномена живого спектакля с излучением эмоций и энергетики со сцены – и встречной энергией зала. В период карантина безвременно ушли из жизни два выдающихся деятеля искусств Узбекистана: Анвар Эргашев и Зубайдулло Батыров. Они безвременно покинули нас... Многие замечательные спектакли нашего театра хранят их удивительную незабываемую творческую энергию. И недавняя премьера новой сценической редакции оперы "Сельская честь" - также отличный результат их высокой одарённости и вдохновения. И мы посвящаем наш спектакль их светлой и негасимой памяти и ещё раз воздаём должное их удивительным талантам и самобытному творчеству, которое оставило глубокий и яркий след в истории нашего театра и всего искусства Узбекистана. Напомним, что в целях безопасности мы вынуждены временно заполнять зал лишь на 30%, причём, зрительские места в нашем зале размечены по принципу соблюдения необходимой дистанции. Мы верим, что эти меры - временные, и просим нашего дорогого зрителя с пониманием отнестись к ним. Все мы глубоко надеемся на то, что с желанным уходом пандемии мы сможем возвратиться к привычной встрече со зрителем в традиционном и полном объёме. Премьера знаменитой оперы «Сельская честь» на сцене ГАБТ им. А. Навои в декабре прошлого года определила её дальнейшую судьбу. По стечению обстоятельств, 13 марта мы должны были сыграть третью премьеру нашего спектакля – однако решение о самоизоляции нарушило наши планы. Но мы решили при первой возможности возобновления регулярного репертуара сыграть этот спектакль именно в том составе, который по независящим от него причинам не смог выйти на сцену в феврале этого года...
Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе всемирно известный кинорежиссёр, автор знаменитого фильма «Ночной портье», Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти. Сценическая предыстория знаменитой оперы такова. «Сельская честь» (итал. Cavalleria rusticana) — опера Пьетро Масканьи, созданная в 1890 году по одноимённой новелле Дж. Верги. Впервые «Сельская честь» была представлена публике в Риме 17 мая 1890 года и имела большой успех. Первая постановка в Великобритании состоялась 19 октября 1891 года (театр Шафтсбери, Лондон), а 16 мая 1892 года «Сельская честь» представлена в «Ковент Гарден». В США опера впервые поставлена в 1891 году в Филадельфии, а затем почти сразу в Чикаго и Нью-Йорке. В «Метрополитен Опера» «Сельская честь» выдержала более 650 представлений, первое из которых состоялось 30 декабря 1891 года. Первая постановка в России была осуществлена в 1891 году в Москве (итальянской труппой) и Екатеринбурге (Музыкальным кружком). На профессиональной сцене «Сельская честь» появилась в 1892—1893 годах в Казани и в Москве. 18 января 1894 года опера представлена публике в Мариинском театре. Большим поклонником оперы был П. И. Чайковский. Итальянская опера неоднократно ставилась в Большом театре. Последняя постановка в Большом театре относится к 1985 г. С 2001 года «Сельская честь» идёт в театре «Новая опера», а 25 января 2008 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы в постановке Лилианы Кавани. «Сельская честь» не сходит с мировой сцены, в главных её партиях выступали крупнейшие артисты — Э. Карузо, Б. Джильи, Дж. ди Стефано, Ф. Корелли, Дж. Ансельми, Р. Панераи, Дж. Симионато, Е. Образцова, З. Соткилава и др. В честь персонажа оперы Лолы назван астероид Лола, открытый в 1900 году. В фильме «Крестный отец» сын Майкла Корлеоне, Энтони, поёт именно в этой опере. Внимание режиссёра-постановщика ГАБТ им. А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, Андрея Слонима к творчеству Масканьи можно объяснить его интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в 1890-х годах. Для опер этого направления характерна предельная простота сюжетов, взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не обходится. Но в сердцевине этой кажущейся простоты (как и в душах героев отнюдь не аристократического, а самого, что ни на есть – простого происхождения!) – бушуют страсти огромного масштаба и силы, буквально, испепеляющие их души. Кредо веризма – это предельное обнажение острейших противоречий человеческой натуры, раскрытие каждого характера в его личных устремлениях – и непременно в переступании неких принципиальных границ допустимой морали. Герои веризма в открытом разгуле своих страстей расцвечены самыми различными «тонами», и, право же, трудно определить, кто в произведении такого рода «положителен», а кто – негативен. Веризм жёстко смешивает все эти тона – и драматические коллизии судеб героев и сюжета углубляют эти противоречия, непременно доводя их до рокового конца, когда исправить что-то уже просто невозможно! Опера Масканьи — один из самых ярких образцов веризма в музыке. Стремительно и сжато развивается действие, в которое вовлечены непривычные для старой итальянской оперы герои — простые люди, жители села. Сюжет развивается в сицилийской деревне. На сцене задействованы крестьяне и крестьянки, слуги трактира, священник, артисты хора, миманса и детской вокально-хоровой студии театра, придавшие всенародный масштаб происходящему действию - от первой до заключительной сцены. Андрей Слоним сжал в два действия напряжённый сюжет — предчувствие катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина, раскручивается как бы тривиальная и одновременно полная неизменной пронзительности и открытости бушующих чувств история любви-измены-тайны, которую режиссёр-постановщик ГАБТ им. Навои смог поднять до важного философского обобщения. Герои оперы совершают неразумные и далеко не добрые поступки, а позднее – они испытывают раскаяние за свои грехи и жестоко расплачиваются за них. И что особенно трагично – все эти роковые страсти закипают в полную мятежную силу в день великого праздника Пасхи, когда души людей должны быть необычайно чисты и обращены к Всевышнему. А люди, как и во все времена, – попадают в рабство собственных страстей и амбиций... В обновлённом памятном спектакле ГАБТ оркестром дирижировал Садык Гаибов. Конечно, в его исполнении спектакля ощущались черты своего видения нюансов, темпов и штрихов, но в целом, музыкальный облик спектакля, унаследованный от музыкального руководителя и дирижёра Анвара Эргашева имел своё «лицо» и ярко выраженную экспрессивность исполнения. Садык Гаибов с оркестром ГАБТ сумел передать всю палитру драмы чувств, выраженную итальянским композитором правдиво, сильно. Сочетание реалистически-бытовой картины крестьянской жизни, переданной в красочных декорациях готической архитектуры, ярких красочных национальных сицилийских костюмах незабвенным художником-постановщиком, заслуженным работником культуры Республики Узбекистан Зубайдулло Батыровым, с музыкой, впитавшей традиции старой итальянской школы, создало своеобразный эффект нового решения известной оперы. Масканьи использовал сицилийский фольклор, чтобы передать колорит народной среды: его ненавязчиво, органично воспроизводит хор – живой и прекрасно действующий на сцене (главный хормейстер – народный артист Республики Узбекистан Сулейман Шадманов, хормейстер – Наталья Куприянова). Волей и мастерством балетмейстера, заслуженной артистки Республики Узбекистан Амины Бабаджановой, артисты хора органично и уверенно совершают непростые движения народных танцев – что вносит еще большую динамику в массовые сцены. Торжественно и с большим чувством была исполнена знаменитая месса – воззвание к Творцу, ярко прозвучавшая в исполнении хора и солисток. И конечно же, особенно хочется отметить обновлённый исполнительский состав спектакля. Наших зрителей приятно поразили три дебютанта – яркие и красивые голоса исполнителей в сочетании с эмоциональной жизнью на сцене неподражаемо раскрылись в этом спектакле и доставили зрителям в его общей палитре особенную радость. В роли Туридду впервые предстал молодой тенор Бекзод Садыков; в образе Альфио - ещё один талантливый представитель творческой молодёжи, баритон Ришат Решитов. Молодой Бекзод Садыков в сложнейшей вокальной партии и образе Туридду уже в первом выступлении убедительно решает весьма непростые вокальные и образные задачи, ведя своего героя, буквально, сквозь сети охвативших его противоречивых страстей. Он уверенно приводит героя к трагической расплате за совершённые необдуманные поступки. В партии Сантуццы - знакомая нам по предыдущим постановкам замечательная солистка ГАБТ Марина Полякова, чья роль особенно сложная, полная отчаяния отверженной любви, мести и раскаяния за поспешное необдуманное желание отомстить своему возлюбленному, предавшему её. Марина Полякова обладает красивым и выразительным драматическим сопрано – и уверенно, и внятно лепит образ своей противоречивой героини в излучении подлинного драматизма. Ришат Решитов порадовал и эмоциональным звучанием своего яркого баритона, и осмысленной фразировкой, и явственно читаемым «портретом» богатого возчика Альфио – то самодовольно упивающегося своим благополучием и счастьем с красавицей женой Лолой, то ожесточенно агрессивного в жажде мести изменившей ему супруге и Туридду, то саркастически унижающего соперника перед смертельной схваткой... Образ Лолы впервые раскрыла раскрепощённая и неудержимая в своей страсти Галина Голубкова. А образ Мамы Лючии, полный драматизма, великолепно, многопланово сыграла в спектакле талантливая солистка ГАБТ - Рада Смирных, хорошо запомнившаяся зрителям по прошлым постановкам этой замечательной оперы. В кульминационной сцене прощания – её дуэт с сыном Турриду – вызвал у зрителей слёзы прощения бездумного ловеласа, осознавшего свой грех в преддверии смертельной дуэли и предчувствии неизбежного конца. Просветлённый Турриду просит мать позаботиться, как о своей дочери, о своей брошенной возлюбленной Сантуцце. В этой сцене Бекзод Садыков достиг необходимого в драме катарсиса – исповедального покаяния и очищения души, который растопил сердца зрителей. Все артисты смогли показать своих персонажей не в замороженном виде, а в «живом» психологическом развитии, принёсшем особый успех и постановке в целом, и этому спектаклю. Во всём течении спектакля ощущается детальная углубленная работа и молодых, и опытных артистов с постановщиком, их стремление как можно более полноценно раскрыть его замысел, пропустив его через себя. И ещё один факт и ярок, и особенно ценен. Все исполнители, кроме Галины Голубковой, – питомцы замечательной вокальной школы нашего большого мастера оперы и замечательного вокального педагога, заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой. Её ученики с большим успехом служат искусству оперы не только в Узбекистане, но и далеко за пределами нашей страны. ...Представляется очень ценной и финальная находка режиссёра-постановщика Андрея Слонима в показе поединка двумя огромными тенями главных героев, сражающихся на фоне грозового неба. И в этой режиссёрской находке предельно сконцентрирован драматизм текущего момента. А далее – ужас толпы. И небесный гром... Прибежавшая Лола отчаянным криком сообщает о гибели Туридду. Лишившаяся жизни Сантуцца падает замертво. Окровавленное тело Туридду, смертельный ужас поражённого народа и разразившийся надо всем небесный гром... Так завершается этот истинно ужасный день Пасхи, в котором люди, забыв о Высшем – стали рабами и пленниками своих тёмных и пагубных страстей. Зрители, стоя, долго аплодировали всем ярким и запоминающимся участникам, наконец, состоявшейся третьей премьеры спектакля, и особенно - режиссёру-постановщику Андрею Слониму. Вся драма развёртывается на фоне ярко выписанной картины сельской жизни. Драматизм музыки, её напевность, свежесть красок, экспрессивное решение, на редкость выразительное пение дебютантов и артистическая игра ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои определили успех состоявшейся новой премьеры. Многие зрители говорили, что этот спектакль смотрится как кинофильм по обилию тонких деталей и своеобразной «раскадровке действия». Хочется верить в дальнейшую счастливую судьбу этого захватывающего спектакля, который неизбежно оживят и другие яркие артисты театра. Публика в количестве предъявляемых требований к ней «полагающегося» по правилам пандемии 30% заполнения зала в шахматном порядке – своими горячими рукоплесканиями во время действия и в финале - в едином порыве - не только высоко оценила мастерскую работу постановщиков и исполнителей, но и предопределила дальнейшую добрую и плодотворную судьбу оперы «Сельская честь» на сцене нашего любимого театра... «Мы будем очень рады встрече с вами, дорогие наши зрители, на спектакле "Сельская честь" и других новых оперных и балетных постановках в ближайшем будущем!», - завершил своё обращение к поклонникам Мельпомены А.Е. Слоним на открытии 91-го театрального сезона в ГАБТ им. А. Навои.
Гуарик Багдасарова Фото: Юрий Полянский
|
|