Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.12.2020 / 19:39:40

Бомарше и Моцарт: премьера "Женитьбы Фигаро" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана


В минувшую субботу 28 11 20 в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана состоялась феерическая премьера «Женитьбы Фигаро». Музыкальная комедия «Женитьба Фигаро» на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести. Истинный секрет успеха – в захватывающей жизнелюбивой музыке Моцарта, злободневной комической драматургии Бомарше и, конечно, в характере главного героя: талантливый Фигаро потерпел крушение во всех своих общественных и творческих начинаниях, но он полон достоинства, созидательной силы, жизнелюбия, и главное — он влюблён.

Главный режиссёр Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух  Мухаметжановна Нажидова в эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» откровенно рассказывает, как долго и ответственно они готовились к реализации мега-проекта в их театре, где впервые эта комедия была по ставлена четверть века назад.

К таким полотнам какмузыкальная комедия в двух действиях «Женитьба Фигаро» приходят режиссёры не сразу: для этого надо иметь достаточно большой багаж. Я десять лет вынашивала эту задумку, хорошо ознакомилась с российским кино - и театральным материалом с участием Александра Анатольевича Ширвиндта и Евгения Миронова в Московском академическом театре Сатиры и только теперь смогла его осуществить, накопив личный девятилетний постановочный опыт в ташкентском театре оперетты.

В нашей постановке мы использовали новый формат: в спектакле звучат оперные партии («живые голоса») В.А.  Моцарта и в одном только эпизоде – Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» в сопровождении нашего оркестра, которым управляет молодой талантливый дирижёр с академическим консерваторским образованием Гайрат Абраров. Богатая музыкальная часть – балетные номера и сложнейшие терцеты в оперных ариях Моцарта, характерные для колоратурного сопрано второй половины XYIII века, - органично соединена с живой, остроумной драматургией Пьера де Бомарше.

Это была командная коллективная работа одной творческой семьи, построенная на взаимопонимании и требующая от всех участников проекта полной самоотдачи. Художественная комиссия в составе представителей Министерства культуры Республики Узбекистан и театральных деятелей Узбекистана достойно оценила наш спектакль, над которым мы начали работать задолго до пандемии, продолжили репетиции в режиме on-line на карантине и смогли выпустить сейчас, благодаря нашим талантливым солистам, самоотверженному дирижёру оркестра.  Думаю, нам удалось подружиться с Амадеем Моцартом: надеюсь, спектакль понравится нашим столичным и зарубежным зрителям, потому что такой мега-постановки в Средней Азии и в России пока ещё не было на театральных подмостках. Тут можно говорить о двух шедеврах мировой культуры, соединённых в одном спектакле.

 

Дирижёр Гайрат Шавкатович Абраров, совмещающий работу в театре оперетты с преподаванием в ГКУз, подтвердил, что это было очень смелое решение:

- Играть Моцарта – это не только огромное удовольствие, но и большая ответственность, высший пилотаж для оркестра: у нас почти не было никаких отступлений от партитуры Моцарта. Над музыкальным материалом мы начали работу в конце февраля этого года и потом начались репетиции с оркестром, прерванные пандемией. За 10 дней до премьеры мы вспомнили и восстановили весь музыкальный материал, внося в него режиссёрские поправки. В первоначальном замысле Моцарта это должна была быть опера-буфф - «шуточная опера»: об этом нельзя забывать.

Для дирижёра очень важно было в оркестровке добиться взаимодействия текста Бомарше с музыкальной тканью оперы Моцарта, ведь именно вокальные партии, по его мнению, могут стать основой для воссоздания не только характерных персонажей спектакля, но и творческих портретов самих исполнителей. Этот опыт работы в театре Гайрат Абраров готов использовать в своей педагогической практике руководителя оперной студии в ГКУЗ и будущей концертной деятельности, возможно, с труппой театра оперетты. С коллективом у него сложились самые тесные дружеские отношения. В перспективе они вместе с режиссёром Г. Нажидовой хотят поставить на театральной сцене Кармен-сюиту Бизе-Щедрина в форме музыкального спектакля.

Разумеется, это не единственная оригинальная постановка, с которой театр оперетты выходит к зрителям в канун Нового 2021 года. Продолжается работа над детской музыкальной сказкой «Морозко»; в недалёкой перспективе - музыкальная постановка по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К Новому году театр для взрослых зрителей поставит тематический концерт «Дед Мороз меняет профессию», который со временем должен перерасти в музыкальный спектакль «Иван Васильевич меняет профессию» по Михаилу Булгакову. А уже в новом 2021 году планируются следующие постановки: водевиль «Женитьба Гусара», лирическая комедия «Собака на сене» (Лопе де Вега), музыкальный спектакль «Счастливчик».

Ну, а в преддверии холодной зимы зрители насладились музыкой Моцарта и бессмертными остротами Бомарше, откровенно смеющегося над неистребимыми человеческими слабостями. Действие происходит в течение одного «безумного дня» в замке графа Альмавивы. Его превосходно, в шутовской манере, играет заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков. Домочадцы за это короткое время успевают сплести головокружительную интригу со свадьбами, судами, усыновлением, ревностью и примирением.

Сердце интриги – Фигаро, домоуправитель графа. Молодой актёр театра Валерий Климов с хорошими вокальными данными и широким репертуарным диапазоном в течение спектакля правдоподобно показал разные свойства человеческой натуры – от возвышенной влюблённости до безрассудной ревности. Именно из-за любви на долю его персонажа выпадает «безумный день», в течение которого ему предстоит плести интриги, выкручиваться на суде, обрести потерянных родителей, испытать предательство друга, мнимую измену молодой жены Сюзанны.  Наталья Лапкова отлично справилась с не менее главной, содержательной, ролью невесты Сюзанны и её сложными вокальными партиями в музыкальной комедии: без неё не обходится ни одно событие в замке. Оба героя проходят через все перипетии судьбы, но при этом не теряют веру ни в любовь, ни в самих себя.

Главным героям помогают в этом поединке больше с комическими, чем серьёзными, житейскими обстоятельствами их дворцовое окружение: графиня Розина – Олеся Зварцева даже в самых смешных ситуациях без сучка и задоринки не теряет своё родовое достоинство и держит прямо голову и аристократическую осанку, а главное, изумительно поёт самые простые и сложные арии, включая знаменитую Каватину Розины из оперы «Севильский цирюльник». Юный Керубино, безутешно влюблённый в графиню, - Бабур Чулиев - смешон всегда – от походки до мимики – в женском и мужском парадном одеянии. Марселина – Тамара Мадонова и её спутник жизни Бартоло – Феруз Сафаров гибко действуют по обстоятельствам и поэтому всегда правы в любом обличье. Антонио - заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов - немногословен, но его реплики вносят сумятицу и путаницу в дворцовый этикет и запутывают всех действующих лиц. Барбарина - Ифода Алижанова, Дубльмен – Хабиб Рахматов, Судья - Константин Морозов – без них спектакль не был бы таким живым, смешным и полноценным. Артисты хора и балета театра придали особый лиризм и исповедальный характер спектаклю.

           Эту оперу Моцарт написал в 1786 году, но история её создания настолько любопытна, что начинать её нужно с 1782 года, и не с Вены, где творил великий Моцарт, а с Парижа, где жил и работал драматург, политик, великолепный часовщик и купец Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Бомарше уже сделал себе имя как драматург прекрасным «Севильским цирюльником», все главные герои которого действовали и в новой пьесе. Герои были те же, только вот этого антиаристократического пафоса в «Цирюльнике» не было ещё и следа. Противопоставление живого и энергичного слуги его далеко не глупому, но всем мешающему и распутному господину так явно указывало на всё более обостряющиеся общественно-политические отношения в самой Франции, что автор и его пьеса были обречены на неприятности.

Русская императрица Екатерина II просила запрещённую пьесу для постановки в России, англичане предлагали самые выгодные условия, но все получили отказ. Французский король запретил пьесу, значит, пьеса будет поставлена во Франции — и точка! Многие историки считают, что этот трагикомический поединок сделал для крушения французской монархии больше, чем энциклопедисты и хронический голод среди французского населения. Бомарше вышел победителем в этой борьбе. Так великолепный Фигаро победил всех своих врагов не только на сцене, но и в жизни. «Женитьбы Фигаро» с бешеным успехом прошла в «Комеди Франсез», а потом пьеса побила все рекорды по количеству спектаклей, по сборам, по количеству увидевших её зрителей... Достаточно сказать, что эта была первая в истории театра пьеса, которая принесла своему создателю настоящее богатство. А по воздействию на умы современников она не имеет себе равных до сих пор!

Премьера музыкальной комедии «Женитьба Фигаро» имела большой успех и в этот раз и завоевала полный восторг у ташкентских зрителей. Они стоически выдержали низкую температуру помещения старейшего столичного театра оперетты и единодушно аплодировали после спектакля вышедшим на поклон артистам, художнику-постановщику Наталье Глубокиной за  выразительную романскую сценографию, художнику по костюмам  Захро Касымовой за прекрасные дворцовые костюмы в стиле XYIII века и, конечно, режиссёру-новатору Гульрух Нажидовой, и вдохновенному дирижёру Гайрату Абрарову. Надеемся, эту музыкальную комедию-«буфф» ожидает долгая успешная сценическая жизнь в нашей стране и ближнем зарубежье.

 

Гуарик Багдасарова

Фото Баходира Эргашева





Другие материалы рубрики

01.12.2020 / 18:04:02

Поздравляем с юбилеем Заслуженного артиста Узбекистана Фируза Максудова!

Вашему таланту можно только удивляться и восхищаться, страсть и ответственность, с которой вы работаете, вызывает глубокое уважение Далее...

25.11.2020 / 14:23:33

Состоялись семинар-встречи деятелей театров для детей Узбекистана и Германии

Сотрудничество между Узбекистаном и Германией в сфере культуры и искусства, на ряду с другими отраслями имеет большую историю, с высокой активностью сегодня, и планами на будущее Далее...

24.11.2020 / 20:11:20

Большой успех Молодежного театра Узбекистана в Москве. Искусство объединяет

Очень тепло приняла российская публика, критика, многочисленные гости и участники IIФестиваля русских зарубежных театров, который прошел с 16 по 22 ноября в Москве, коллектив Молодежного театра Узбекистана, представивший в его рамках спектакль "Лекарь поневоле" по пьесе Ж.-Б. Мольера в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Наби Абдурахманова Далее...

22.11.2020 / 13:30:19

"Viva, Mozart!" на Малой сцене ГАБТ покорил музыкальную общественность узбекской столицы

Эта премьера необычной мини-оперы "Viva, Mozart!" состоялась 19 ноября, в снежный четверг, в Музыкальной гостиной Большого театра. Она покорила всех зрителей, уставших от пандемии и пришедших в любимый театр забыть обо всех человеческих невзгодах, свалившихся на голову в этот високосный год, разлучивший многих близких людей на долгое время Далее...

18.11.2020 / 21:38:23

Большой театр Узбекистана имени А. Навои продолжает радовать зрителей и музыкальную общественность нашей столицы новыми яркими проектами. Об одном из них в нашем следующем комментарии

Наряду с регулярным репертуаром основной сцены заметно оживилась работа Музыкальной гостиной театра, которую сейчас по праву можно назвать полноценной Малой сценой Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте