Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.12.2020 / 17:55:43
Солнечный Моцарт накануне зимыМузыкальная гостиная ГАБТа им. А. Навои этой осенью частенько радует своих зрителей постановками малой сцены, в которых участвуют ведущие солисты нашей оперы. Эти спектакли неоценимы, прежде всего, тем, что проходят на благотворительной основе - актеры, музыканты, режиссеры и постановщики самоотверженно дарят свой труд, приносящий ташкентцам радость. А радость важна для каждого человека, особенно в период нелегких испытаний для очень многих из нас, которые пришлись на этот високосный год … Этот ноябрь был не по-осеннему холодным и снежным, и очень кстати в самые последние дни собрал в музыкальной гостиной своих почитателей, чтобы согреть нас своей искрометной музыкой бессмертный «солнечный маэстро» Вольфганг Амадей Моцарт. Собрал, безусловно, не лично сам, хотя образ этого композитора, чья слава перешагнула далеко за два столетия, присутствовал на сцене. Весь этот оригинальный спектакль был посвящен Великому Моцарту, он так и назывался «Viva, Mozart!» Моцарта сыграл Сухроб Раджабов. Он же – дирижировал камерным оркестром ГАБТа. Оперный спектакль длился всего один час пятнадцать минут. Но нам показалось, что он закончился, едва начавшись… С таким восхищением зрители впитывали в себя энергетику искрометного юмора в синтезе с прекрасной игрой актеров и виртуозным исполнением вокальных номеров. Оперный спектакль, постановщиком которого стал Заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер и сценограф ГАБТа Андрей Евсеевич Слоним, состоял из двух частей, но одновременно был монолитным, т .е. обе части шли без перерыва. Постановщик балетных сцен - Заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова, концертмейстер и партия фортепьяно – Людмила Слоним. Часть первая, поставленная в жанре зингшпиль-буфф (комедийный спектакль, сочетающий и вокально-сценические номера, – и остроумные диалоги героев), называлась «Директор театра» - композитор, разумеется, Вольфганг Амадей МОЦАРТ. Либретто Готтлиба Штефани. Спектакль исполнялся на русском языке. Это произведение Моцарта исполняется достаточно редко, хотя его тема на удивление современна... Это – конкурентная борьба за первенство в вокальном искусстве. Суть этого спектакля в том, что два театральных авантюриста – директор оперной труппы господин Франк и его помощник – комедийный актёр Буфф – решили создать театральную труппу из артистов с самыми дешёвыми гонорарами. Они делают это для того, чтобы попытаться вылезти из многочисленных финансовых проблем. И вот тут выясняется нечто весьма поучительное и занимательное. С первых моментов этого камерного спектакля, зрители оказываются свидетелями нелепой гротескной ситуации, в которой две соперничающие певицы-примадонны стараются утвердить право каждой быть «первой и единственной». Дело доходит почти до драки, в которой в качестве орудия применяются палка и метла! Потому как кроме конкуренции за место главной примадонны присутствует еще и борьба за внимание молодого и симпатичного директора театра. В эту же труппу нанимается и незадачливый герой-тенор, уверенный в том, что именно он – главное лицо в опере... А молодые певицы изо всех сил «работают локтями», расчищая в создаваемом театре место для себя, и каждая тоже мечтает стать первой и единственной! Все эти же атрибуты творческих союзов, с их интригами и сомнительными способами самоутверждения - увы – остаются достаточно актуальными и в 21 веке! Разумеется, и сам великий Моцарт, и актеры в спектакле – остроумно и озорно шутят! И вся цель этого сарказма понятна - творчество было настоящим, талант – подлинным, а трудолюбие и единение творческих сил – плодотворным... А ведь только в единстве, в единении разных дарований, темпераментов, индивидуальностей в одно прекрасное целое – и должно состояться подлинное искусство!.. Мастерством вокального и актёрского исполнения в первой части оперного спектакля порадовали: Господин Франк, директор театра – Хислат Камилов, Буфф, актер – Жасур Саидов, Господин Эйлер, банкир – Ришат Решитов, мадам Герц примадонна – Анжелика Мухмедзянова, мадемуазель Зильберкланг, примадонна – Елена Шавердова, Господин Фогельзанг, тенор – Бекзод Садыков. Две певицы – Галина Голубкова и Валерия Шароватова. В конце первой части спектакля постановщик Андрей Слоним произнес торжественную Оду, воспевающую бессмертие Великого Моцарта, и все действующие лица как в карусели, по кругу, символизирующему вечный круговорот жизни ушли со сцены для того, чтобы сразу же появиться в ином качестве во второй части завораживающего сценического действия, прославляющего Моцарта. «МИР ОБРАЗОВ МОЦАРТА» - свободный театрализованный дивертисмент. Это было похоже на некий экспромт, когда актеры поют один другого лучше, непринужденно и с удовольствием, в игровой форме показывая максимум своих возможностей. Наверное именно в этом заключается гений Моцарта, его солнечность, легкость и воздушность его опер и симфоний, которые продолжают жить в наш век нано-технологий в форме разнообразных жанров и аранжировок, и даже в виде мелодий на смартфонах… )) Настолько популярность Моцарта не теряется во времени, а наоборот, приобретает все больший рейтинг. Это воистину невероятно и непостижимо! Во второй части исполнителями были представлены фрагменты оперы «Свадьба Фигаро». Здесь в дополнение к уже знакомым понравившимся именам присоединяется Гульмира Нурметова в роли Сюзанны. Арию Царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта» исполнила – Анжелика Мухамедзянова и из оперы «Дон Жуан» прозвучали: дуэт Дона Жуана и Церлины в исполнение Хислата Камилова и Гульмиры Нурметовой. В финале все участники спектакля спели коды оперы «Свадьба Фигаро», после чего зрители долго не отпускали актеров, постановщика и маэстро с оркестром, аплодируя им стоя. Этот трогательный момент единения, признания, восторга сполна выразил душевное состояние всех присутствующих в этот день на этом празднике, посвященном Вольфгангу Амадею Моцарту, - австрийскому композитору, который почтил присутствием своей лучезарной музыки Ташкент прямо в канун зимы… СОФИЯ ДЕМИДОВА
|
|