Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
31.10.2021 / 21:30:31

Молодёжный театр: играем Кафку


Парад премьер в государственном Молодёжном театре Узбекистана продолжается! Несмотря на «ковидные» волны, накатывающие одна за одной, жизнь в театре ни на один день не останавливается. Совсем скоро – 10, 12 и 13 ноября – на суд зрителей будет представлена ещё одна премьера – спектакль «Превращение» по одноимённой повести Франца Кафки в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Игоря КАЧАЕВА. Это итог большого международного проекта Фонда науки и культуры при министерстве культуры Республики Узбекистан совместно с Молодёжным театром. Фонд и театр тесно сотрудничают второй сезон.

КАФКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ МИФ

Безусловно, Франц Кафка – одна из знаковых фигур современной культуры. Владимир Набоков считал Кафку величайшим немецкоязычным писателем своего времени. «Нет у меня наклонностей к литературе, я просто из литературы состою, я не что иное, как литература, и ничем иным быть не в состоянии», – писал Кафка в одном из писем. Тем не менее, небольшой экскурс в жизнь этого неординарного человека, думается, будет совсем не лишним.

Миф № 1. Франц Кафка был одиноким затворником, меланхоликом, невротиком, мизантропом, ипохондриком.

Каким же был человек, написавший романы «Процесс» и «Замок»? Франц Кафка был высоким худощавым человеком (1,82 м.) с приятными правильными чертами лица. Своего роста он стеснялся и потому сутулился. Кафка был вегетарианцем, трезвенником, обливался холодной водой, любил пешие прогулки, плавал, занимался верховой ездой, греблей, теннисом, плотницким делом, садоводством. Возможно, благодаря этому он и в сорок лет выглядел на двадцать. Он не был затворником и, как только представлялся случай, отправлялся в путешествия – в Вену, Берлин, Лейпциг, Веймар, Мюнхен, Париж, Милан, Венецию, Будапешт или проводил время в небольших чешских городках.

Кстати, Прага, где жил Кафка, это динамичный, живой, развивающийся космополитичный город. В Пражском немецком университете в 1911–1912 годах преподавал Альберт Эйнштейн, и его выступления, на которых бывал Франц Кафка, широко освещались в прессе. В городе читали лекции и доклады европейские знаменитости – философ Рудольф Штайнер и психолог Адольф Адлер. И этот культурный взрыв позволил Праге сравниться с такими европейскими столицами, как Берлин, Вена и Париж.

У Кафки были верные друзья, которые много сделали для сохранения и публикации его наследия. Он был обаятельным, умным, красивым человеком, и его любили женщины. Известны имена четырех дам, с которыми он хотел связать свою судьбу, но так и не смог этого сделать: Фелица Бауэр, Юлия Вохрыцек, Милена Есенская, Дора Диамант. Но у Кафки было большое количество мимолетных романов, иногда в письмах он даже жаловался на слишком пристальное внимание женщин к своей персоне...

Конечно, Франц Кафка не был таким темпераментным жизнелюбом, как, например, Хемингуэй или Маркес, но у него была возможность прожить свою жизнь иначе. Однако постепенно под гнетом внешних и внутренних обстоятельств Кафка становится таким, каким его часто представляют: ипохондриком и невротиком с гигантским комплексом вины, бессонницей и частыми депрессиями. При этом невротизация Кафки совпадает с переходом его творчества на качественно новый уровень. Осенью 1912 года он создает новеллы «Приговор» и «Превращение» и начинает работу над романом «Америка».

Миф № 2. Франц Кафка ненавидел своего деспотичного отца.

Герман Кафка оказал большое влияние на судьбу и творчество Франца, но все-таки не стоит считать его главным виновником всех психологических проблем писателя. Тяжелое голодное детство, быстрый деловой успех, отсутствие воспитания и природной чуткости сделали Германа Кафку властным, грубым, самоуверенным, самодовольным, нетерпимым человеком. Герман Кафка постоянно попрекал детей тем, что они, благодаря его труду, живут, не испытывая никаких лишений – в покое, тепле, на всем готовом. Кроме того, отец мог прилюдно накричать на впечатлительного и ранимого сына, унизить.

Писатель испытывал к отцу противоречивые чувства. С одной стороны, в письмах и дневниках он постоянно говорит о своей ненависти к нему. Но при этом он ищет отцовского одобрения, контакта с ним, хочет, чтобы отец им гордился. Не случайно, что Франц дарил отцу все свои напечатанные книги.

Миф № 3. Кафка всю жизнь проработал рядовым клерком.

Действительно, служебную карьеру писатель начал скромным служащим, но закончил ее в солидной должности старшего секретаря. Под его начальством было 70 человек, и все они его обожали. И хотя Кафка постоянно говорит о ненависти к своей работе и служебным обязанностям, он станет выдающимся специалистом по страхованию. Его будут любить подчиненные, ценить начальники за добросовестность и профессионализм. Когда у Кафки откроется туберкулез, его не отправят на пенсию, как того требовал трудовой кодекс, а продержат на службе целых 5 лет, постоянно продлевая отпуск для лечения.

Миф № 4. Кафка стал популярным после смерти.

Большая часть написанного Францем Кафкой, действительно, будет опубликована лишь после того, как писатель умер. При жизни он издал три сборника новелл и малой прозы, не считая публикаций в журналах. Однако Франц Кафка не был неприметной литературной фигурой, его «неоцененность» несколько преувеличена. Как только он опубликовал в журналах несколько коротких миниатюр и рассказов, немецкие издатели Эрнст Ровольт и Курт Вольф из Лейпцига, Роберт Музиль из Франкфурта обратили на Кафку внимание и предложили сотрудничество. Кстати, Курт Вольф несколько раз заявлял, что если автор «Превращения» напишет роман, то издательство сделает из него сенсацию.

Как говорил Макс Брод, творчество Кафки состоит «из девяти частей отчаяния и одной части надежды». В кафкианских новеллах и романах есть и проблески ускользающей истины, и мужественный поиск знания о мире, и тонкий сатирический юмор. Автор новеллы «Превращение» писал в дневнике: «Не отчаиваться, не отчаиваться и по поводу того, что ты не отчаиваешься. Когда кажется, что все уже кончено, откуда-то все же берутся новые силы, и это означает, что ты живешь».

СЛОЖНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?..

«Превращение» –самая популярная и самая цитируемая вещь Кафки. О чём же хочет нам рассказать режиссёр Игорь Качаев в своей версии? Почему он обратился к этой новелле? «Превращение» – такой автобиографический отклик на жизнь Франца Кафки. Как писали современники, отец Грегора – это абсолютно точная копия отца Кафки. Для меня Грегор – очень знаковый персонаж. И вообще та ситуация, которая рассматривается в этом произведении, она очень современна. Это взаимоотношения людей в малом кругу – в родном; в среднем и большом кругу», – говорит питерский режиссёр. Не будем «спойлерить»: фабула «Превращения» наверняка знакома многим зрителям. В постановке Игоря Качаева рассказ Франца Кафки – это захватывающая история о том, как не просто быть человеком – в горе и радости, трудах и заботах, болезнях и счастье. О том, как важно оставаться человеком, отвечая на сложные вызовы, которые ставит перед нами реальность ХХI века. Что же до формы, в которую облечена эта история?.. Разве мало в нашей жизни абсурда? Разве не  звучит то и дело по самым разным поводам: «Это просто «сюр» какой-то!..»

Игорь Качаев считает, что спектакль хорошо «зайдёт» и взрослой, и молодёжной аудитории. Приходите  и убедитесь, что эта пьеса – не изыски мрачного эстета-ипохондрика на отвлечённые темы, а живой рассказ о нас, сегодняшних. О наших проблемах и трудностях, поражениях и победах. И конечно же, это яркое театральное зрелище с разными выразительными средствами, с двумя пространствами на сцене, с живой музыкой. Напомним, что начиная работу над спектаклем, режиссёр-постановщик видел два варианта финала спектакля. Пришло время узнать, на каком же из них он остановился. В любом случае будет круто!

 

Виктория СЕЙФУЛЛИНА

НАША СПРАВКА

Игорь КАЧАЕВ (г. Санкт-Петербург) – заместитель декана факультета актёрского искусства и режиссуры, профессор кафедры режиссуры Российского Государственного института сценических искусств. В марте 2021 года награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» IIстепени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.





Другие материалы рубрики

29.10.2021 / 16:08:00

О показе в Ташкенте нового д.ф. "Мой старший брат Иса Якубов", созданного в США, и удивительных судьбах его героев и создателей

В день премьеры зал театра был переполнен до отказа. И ожидания собравшихся полностью оправдались. Брат Исы Рафаиловича, Иосиф - по профессии он ученый-физик - приложил немало усилий, чтобы фильм состоялся и был интересным во всех отношениях. Я был в этот день в театре и мне довелось увидеть эту картину и реакцию зала... Далее...

21.10.2021 / 20:55:09

Смена руководства Большого театра Узбекистана

Настоящим уведомлением информируем вас о том, что Муратов Махмуд Муминович передал свои полномочия на должность директора Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои Далее...

18.10.2021 / 22:56:22

"Петербургское русское чудо" в Самарканде, Ташкенте и Гулистане

Восьмого октября 2021 г. после гастролей в Самарканде Санкт-Петербургский театр песни и танца "Морошка" дал концерт во Дворце искусств "Туркистон" в Ташкенте. Театр выступил с благотворительной концертной полуторачасовой программой "Петербургское русское чудо". Концерт был организован в рамках культурно-деловой миссии Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Далее...

17.10.2021 / 13:58:50

В театре "Ильхом" состоялась премьера спектакля по пьесе российского драматурга Ивана Вырыпаева "Людка" (Женечка Палехова). Вот, что пишет в связи с этим завлит театра Анастасия Прядкина

"Людка" – танцующая по жизни, не то одинокая, не то уставшая от череды навязчивых кавалеров женщина, неопределенных лет Далее...

11.10.2021 / 19:18:58

В Ташкенте пройдёт Вечер современной российской и зарубежной хореографии. В его программу войдут постановки фестиваля Context. Diana Vishneva, а также выступление прима-балерины Дианы Вишнёвой

5 ноября в Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои пройдет Вечер современной российской и зарубежной хореографии. Его программу составят постановки российских хореографов - участников международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Также гости увидят выступление прима-балерины Дианы Вишнёвой с выдающимся балетным артистом XX века Владимиром Малаховым в дуэте "Старик и я" голландского хореографа Ханса ван Манена Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 


21.12.2024 / 14:13:05
Итоги года: Korzinka Go доставила более одного миллиона заказов
 
18.12.2024 / 17:37:49
"Корзинка" представила финальную книгу серии "Время героев" и подарочный комплект из всех четырех историй
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте