Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.04.2014 / 08:42:07
Магия балета "Жизель"
Среди множества любовных историй, рассказанных когда-либо языком танца, «Жизель», без сомнений является самой волнующей и проникновенной. Созданный в середине XIX века, этот фантастический балет продолжает и сегодня оставаться любимым у ташкентского зрителя. Легенда о виллисах-девушках, не переживших измену возлюбленных и умерших до свадьбы, а затем превратившихся в дев-духов, мстительных и безжалостных, была опоэтизирована Генрихом Гейне. Мелодичная музыка Адольфа Адана и превосходные по композиции танцы легли в основу сценария Теофиля Готье. Премьера балета состоялась в 1841 году в парижской «Гранд опера». В репертуаре ГАБТа им А. Навои балет «Жизель» прочно утвердился в 1970-х годах. Постановку балета осуществил Народный артист Узбекистана Ибрагим Юсупов. Художником по костюмам стал Заслуженный деятель искусств России Михаил Новиковский. Дирижер спектакля - Заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлитддин Якубджанов. И вот уже многие годы балет «Жидель» радует ташкентцев и гостей столицы. Одна из труднейших в классическом репертуаре партия Жизели, требует от исполнительницы необычайного разнообразия танцевальных и артистических красок: от внешней привлекательности и простодушной увлеченности в первом акте, до неземной, духовной красоты в финале. Как и в любой истории о любви, не обошлось и без трагедии: возлюбленный Жизели - Альберт оказывается обрученным со знатной девушкой. Тайна Альберта раскрыта, ранимая душа Жизели не может пережить такого обмана. Она сходит с ума и умирает. Жизель в исполнении Заслуженной артистки Узбекистана Надиры Хамраевой удивительно естественна и очень проникновенна. На сцене она была на редкость многосторонней по силе переживаемых чувств. В суровых руках судьбы и нежных руках партнера, выглядела поразительно хрупкой. На протяжении всего спектакля она приближалась к невесомой и бестелесной форме - через влюбленность, легкий воздушный танец, наконец, сумасшествие. Обманутая в своих ожиданиях, с разбитым сердцем Жизель умирает. Словно сотканная из «любви», в интерпретации Надиры Хамраевой, ее Жизель словно «растаяла» на глазах у зрителей. Партию возлюбленного Альберта исполнил Замир Фазлутов. Хорошая техника и яркое актерское мастерство помогли создать образ аристократичного графа. Альберт скрывает свое знатное происхождение. Он очарован красотой Жизель и клянется ей в вечной любви. Однако у девушки есть и другой поклонник - лесничий Ганс, который и раскрывает его тайну. Отказ Альберта от Жизель естественен, он с самого начала знал об этом. После гибели Жизель он приходит на могилу. Его мучает совесть, и он искренне скорбит об умершей девушке. Приговор виллис беспощаден: юноша должен умереть. Но чистая, всепобеждающая любовь Жизель, спасет Альберта от неминуемой гибели. Замир Фазлутов не просто восхищает искусством танца, а живет на сцене стихией музыки и движений, раскрывая самые трагические чувства героя. Партию лесничего исполнил Андрей Немировский. Он поразил своим неистовым желанием всячески оградить Жизель от Альберта, тем самым, возбуждая в зрителе даже ненависть к персонажу, что в полной мере соответствует его персонажу. В крестьянском па-де-де в этот вечер выходили Р. Исянов и Е. Тихоновская. Их дуэт был исполнен очень выразительно. Они сумели создать запоминающийся и невероятно гармоничный образ Танцевальная манера исполнительницы партии Мирты - Заслуженной артистки Узбекистана Амины Бабаджановой была широка и живописна. Так бестелесный дух Жизели был поначалу под властью непоколебимой Мирты, великолепно исполненной Аминой Бабаджановой. Даже такая сильная натура как Жизель не сразу смогла противостоять колдовству этой властной повелительницы виллис. Балет «Жизель» - является ярчайшим образцом романтического балета, где главная тема, донесенная до зрителя это любовь. Любовь, сильная и безграничная, чарующая и завораживающая своей магией. Асаль Холматова
|
|