| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
07.11.2025 / 10:45:19
В Ташкенте с большим успехом прошел фестиваль "Сердца четырех". Эта встреча объединила русские драматические театры Узбекистана. Сегодня, 7 ноября, состоится заключительный вечер![]() На сцене Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана будут представлены отчет лаборатории режиссеров, эскизы участников из пьесы «Лес»Островского, эскизы из пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Состоится также вручение призов зрительских симпатий и экспертной группы. Театральный праздник проводился при поддержке представительства Россотрудничества в Узбекистане и Министерства культуры Республики Узбекистан. Его организатор— театральный продюсер, автор и создатель международных проектов «Сердца четырёх» и «Миссия русского театра за рубежом» Ирина Хилкова. В этой программе принимали участие Государственный Академический русский драматический театр Узбекистана, Ферганский областной русский драматический театр, Самаркандский областной русский театр драмы и Государственный Молодёжный театр Узбекистана. А теперь немного о самой программе и показанных спектаклях. Третий день театрального фестиваля подарил зрителям спектакль Молодёжного театра Узбекистана “Бобок” по фантастическому рассказу Достоевского. Фёдор Михайлович отдал дань и этому жанру, правда, в его сатирической форме. Ожившие герои Достоевского
Интервью ташкентского писателя и историка ВЛАДИМИРА ФЕТИСОВА Лет 50 назад я уже смотрел инсценировку по этому рассказу. Владимир Рецептер, наш прославленный земляк, а в то время уже актёр БДТ, показывал моноспектакль в зале ОДО по двум произведениям Достоевского – “Крокодил” и “Бобок”. Тогда это театральное действо произвело на меня неизгладимое впечатление. Тем интересней было сравнить эти два прочтения. Смысл истории, рассказанной русским классиком такова: Главный герой литератор, забулдыга и алкоголик, приехал отдохнуть от городской суеты на кладбище. Как позже напишет Ножкин: А на кладбище всё спокойненько, От общественности вдалеке. Всё культурненько, Всё пристойненько, И закусочка на бугорке. Он шутит, что «понаехало» мертвецов человек пятнадцать, бродит, разглядывая памятники и в итоге засыпает на надгробной плите. А дальше происходит фантасмагория. Из-под земли он слышит голоса мертвецов, которые переговариваются между собой. И выясняет, что сознание после смерти угасает не сразу, и есть ещё 2-3 месяца жизни в виде разлагающегося трупа. К этому времени тела жителей могил уже подверглись разложению, но это не останавливает их пороков. Они хотят потратить 2-3 месяца своей могильной жизни весело. Разорвать, так сказать, гнилые верёвки земной морали, ведь стыдиться уже нечего. - Долой верёвки, и проживём эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся! Сцена оргии мертвецов потрясает. Скажу откровенно, спектакль Молодёжного театра оставил очень хорошее впечатление. Всё было замечательно: актёрские работы, динамика действия, сценография. Уже с фойе начинается ввод в эту мистическую историю. Группами входят зрители в небольшой зал, где уже на некоторых местах сидят манекены без голов (этакий коллективный Берлиоз). Снимаются с кресел белые покрывала, люди в чёрном усаживают пришедших. И начинается мистика. Приятным сюрпризом стало появление в зрительном зале Виктора Вержбицого, блистательного артиста и нашего земляка. В общем вечер удался
Очень запоминающимся и немного неожиданным по содержанию, стал в программе фестиваля спектакль Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана «Выбор», созданный по мотивам трагикомедии польского драматурга Славомира Мрожека (1930-2013) «Кароль». Эта пьеса написана им в 1960 году . В ней автор анализирует поведение и выбор человека перед лицом опасности. По мнению театральных критиков это ироничная притча об интеллигенции в жанре «черной клоунады». Она напоминает , что человек, живущий в обществе, не может быть свободен от этого общества. Рано или поздно, но он будет вынужден определиться в своей человеческой, политической и общественной позиции. В противном случае она будет ему навязана. И вот как это происходит на ташкентской сцене . К доктору-окулисту, умному, интеллигентному человеку, приходят два странных посетителя: Дедушка с ружьем и Внук. Они хотят подобрать для слабовидящего Дедушки очки, чтобы он стал зорким и мог безошибочно находить среди людей некоего Кароля, находить чтобы уничтожать без суда и следствия...Но кто же он? В данном случае любой человек может оказаться Каролем , если он хоть чем-то отличается от этого Дедушки и Внука, которые носят с собой заряженное ружье и всегда готовы произвести роковой выстрел... Особенно когда ищешь внутренних врагов. И по ходу действия делаешь вывод, очень короток путь от страха за собственную шкуру до соучастия в преступлении. И всю эту жуткую атмосферу наблюдаешь на сцене в постановке режиссера Ирины Авдюшкиной. Ее замысел раскрывается в полной мере тремя очень хорошими актерами театра — Сергеем Архиповым (Окулист), Алексеем Кимом (Дедушка), внук (Александр Попов). И что еще интересно, после окончания спектакля состоялось его обсуждение с участием московских и ташкентских театральных критиков. Различных мнений и пожеланий было высказано немало, но все они , как и сами зрители, были едины во мнении, что спектакль состоялся , а мы добавим к этом, что будущие зрители оценят его по достоинству.
Интервью с места события ИРИНА СТАРОСЕЛЬСКАЯ, глава представительства Россотрудничества в Узбекистане - Мне кажется, что праздник театральный здесь состоялся. Я даже не ожидал, что наши артисты смогут так хорошо сыграть свои роли. И постановка очень интересная… Вы со мной согласны? - Полностью согласна. Вы знаете, я смотрела с большим удовольствием . Мне кажется, что именно такая подача, такая форма самая результативная. Зритель все время держится в напряжении . Это же здорово, что тема такая прикольная, вообщем, я довольна, мне очень нравится. Я очень рада, что нам удалось как-то объединить русские драматические театры Узбекистана в этом проекте . Тем более,что из такого вуза, как ГИТИС к нам приехали и дали свои оценки этим спектаклям, актерским и режиссерским работам. И нам самим тоже интересно высказать свое мнение по этому проекту. Нам ведь тоже все очень интересно. Иногда наши линии не сходятся, но надо как-то объединяться, потому что еще ведь будет голосование за лучший спектакль, за лучшую мужскую, за лучшую женскую роль. Причем голосовать будут не только специалисты, но и сами зрители. Они могут бросать свои пригласительные билеты в специальные урны указав за они, или против. Мы сделаем подсчет, когда закончится показ спектаклей, сделаем выводы и объявим имена победителей. Еще у нас работает творческая лаборатория, вне конкурса участвовал кукольный театр ташкентский . Всем очень понравилось. Показывали Ходжу Насриддина. Всем нам это очень близко и мы отметили с каким удовольствием пришли на спектакль многие дети. Был полный зал детишек и зарубежных туристов. Здорово же… Я надеюсь, что в перспективе мы подтянем к проекту и этот театр и тогда он станет в формате «Сердца пятерых». - Россотрудничество делает свое дело на достойном уровне. - Спасибо большое. Работа для галочки это не наша история. Кгда у нас закончится работа мы хотим чтобы остался добрый след, чтобы было видно, что мы принесли пользу в деле укрепления российско-узбекского сотрудничества.
ВЛАДИМИР ОСТРОВСКИЙ, завлит. Академического русского драматического театра Узбекистана - Владимир Леонидович, как вы могли бы оценить то, что мы сейчас здесь увидели? Мне все очень понравилось, а вам? -Мне тоже. Это событие, в том плане , что обратились вот к такой многозначной драматургии. Смотрите, как давно эта пьеса написана и как актуально она звучит сегодня. У нее современное звучание. Мы живем сегодня в таком мире , когда все возникает неожиданно. И вот неожиданность, которую мы увидели все ставит на свои места. Прежде всего я хочу сказать , как наш режиссер, заслуженная артистка Узбекистана Ирина Авдюшкина подошла к постановке эой пьесы, как она подобрала актеров. Это сделано очень хорошо и на достойном творческом уровне. Здесь каждый актер для меня открытие. Я даже не представлял, что Сергей Архипов может так здорово сработать вот в такой , можно сказать, политической ситуации. И дедушка здесь, носитель зла, как он органичен, я бы сказал, что в спектакле органичны все три актера. Я могу также сказать, что в этом спектакле органично буквально все. События здесь идут по нарастающей и все логично и последовательно и доходят до кульминации. Спектакль поставлен очень грамотно, по всем законам драматургии. И я считаю, что его постановка для нашего театра очень хорошее событие, появление вот такого спектакля.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz фото Владимир Фетисов, Антонина Терехина
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||



















