Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.01.2015 / 10:59:38
А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО…( О необычном спектакле ГАБТ имени А.НАВОИ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН», адресованном молодым зрителям) Этот спектакль, сыгранный в минувшую субботу был необычным во многих отношениях. Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои в очередной раз своеобразно проявил заботу о зрителях молодых поколений. Такие экспериментальные спектакли и концерты силами молодых артистов для юных зрителей театр с успехом давал и раньше. Но в эти дни, когда несколько лет реконструкции исторического здания ГАБТ имени А. Навои предполагают его работу не на «стационаре», а на сцене Дворца Искусств «Туркистон» - эта проницательная забота о тех, кто только начинает свое приобщение к миру оперы предстала особенно явственной и плодотворной. «Евгений Онегин» П.И. Чайковского на сюжет знакомого с детства пушкинского романа в стихах. Казалось бы, герои этой оперы хорошо известны и достаточно понятны каждому из нас с юных лет. И – заметим! – все они очень молоды, полны замыслов, мечтаний. Но встречаются с неумолимыми обстоятельствами жизни, которая не схожа с мечтой. В этом противостоянии далеко не каждый из них оказывается в состоянии сохранить непосредственность чувств и полет мечты – многие из них изменяются, порой опустошив свою душу. И хотя действие оперы происходит в уже как будто отдаленном XIX веке – выясняется, что ее очень молодые герои, их надежды и их души поразительно похожи на нас, сегодняшних в непрестанном поиске ответа на многие вопросы жизни. Вот почему «Евгений Онегин», спетый и сыгранный молодыми артистами – в качестве спектакля, в очередной раз адресованного молодым – оказался очень органичным для такой встречи. Конечно, не покидали сомнения – сможет ли молодой зритель сразу и безоговорочно принять все условности оперы как «театра пения» - а потом и воспринять действие в целом? Не придется ли молодым своей энергетикой «пробивать» настороженный холодок зала, а то и гул невнимания? И хотя «Евгений Онегин» на сцене нашего театра уже несколько лет весьма благоприятно «живёт» в постановке Заслуженного работника культуры Узбекистана Андрея Слонима, хотя сменилось уже более пяти исполнительских составов этого театра – каждое исполнение прибавляет нечто новое и свежее к тому, что уже прочно существует в спектакле. Следуя замыслу, заложенному в партитуре, сознавая особую тонкость мира Пушкина и Чайковского, режиссер воссоздает действие «Евгения Онегина» в законах его эпохи, в обстановке и костюмах того века. Но – наделяет героев темпераментом и чувствами современных людей. По сути, главный смысл их перипетий спектакля заключается в пушкинской фразе «А счастье было так возможно, так близко…». Именно эту реальную возможность обретения гармонии яркие герои «Евгения Онегина» и пропустили, не разглядели, отдавшись полностью потокам судеб и обстоятельств. И – мучительно опустошая свои души в столкновении с суровой реальностью. Являясь в этом спектакле не только постановщиком, но и художником-сценографом, Андрей Слоним решает спектакль в двух холодных временах года – поздней осени и снежной зиме. И души героев переживают соприкосновения именно с этими осенними и зимними заморозками – и по-разному реагируют на эти встречи. Одним из свойств творческого почерка А.Слонима является отдельная работа с каждым новым исполнителем и новым составом. Общий постановочный замысел органично преломляется через индивидуальности молодых, особенности их голоса, темперамента. Чувствовалось, что эта детальная проработка «обновлений» жизни персонажей велась и перед этим спектаклем. Собственно говоря, молодежный состав субботнего «Евгения Онегина» формально не был абсолютно новым, многие исполнители уже были хорошо знакомыми публике. Но в силу многих как объективных, так и субъективных причин - именно в этом спектакле явственно проступили черты первозданной свежести, искренности и правдивости исполнений, вызвавшие горячее сопереживание зала. Спектакль, что называется – «пошёл» буквально с первой ноты, и живая атмосфера излучений чувств существовала в нем до самого финала. Что очень показательно – зал, заполненный зрителями, процентов семьдесят которых представляла молодежь – затих и начал не только активно воспринимать, но и тепло реагировать на каждый эпизод. А перед ними проникновенно раскрывалась драма героев, утрачивающих и светлость грез, и первозданность чувств. Пожалуй, в этот вечер молодые талантливые солисты с особой силой выявили не только драматизм, но и почти «чеховскую» скрытую трагичность этой оперы. Молодые исполнители (среди которых звания заслуженного артиста Узбекистана удостоен лишь Самандар Алимов-Ленский - остальные являются лауреатами Международных конкурсов), обладатели прекрасных голосов, одаренные артистически – пели и действовали в этот вечер особенно убедительно, тонко и многогранно. И пресловутый миф о неком «барьере» между оперой и современным зрителем был развеян сразу и напрочь – между сценой и залом установился добрый и тесный союз внимания и взаимодействия. Особо стоит сказать и о том, что осмысленность пения и действия молодых артистов сделала особенно понятным каждое звучащее слово – и зал с удовольствием вслушивался не только в пение, но и в глубокий смысл произнесенного. Пожалуй, трудно было выделить в этом ярком составе «главных». Надежде Банделет – Татьяне – удалось, пожалуй, самое непростое. Она уверенно провела свою героиню от царства мечты, от юношеской упоенности грезами – к мужанию, и вместе с тем – почти опустошению духа в финале, во внешнем светском блеске, в кажущемся благополучии – но и в одиночестве и мятежной безысходности. Ее выразительное пение в сочетании с правдой жизни на сцене вызвало горячее сопереживание зала. Рахим Мирзакамалов в роли Онегина показал Евгения в разных качествах – от играющего в «разочарованного скептика» юнца до искренне разочарованного в себе самом молодого человека, ищущего в любви к Татьяне спасения от полного опустошения. Самандар Алимов предстал в своем Ленском и романтиком, и ранимым очень молодым существом, и мужественным человеком, предчувствующим свой ранний роковой уход из жизни. Анастасия Юдина раскрыла в своей Ольге беззаботность, но никак не пустоту, а острый ироничный ум. Она, фактически, как и Онегин, излишне иронизируя, так и не осуществила встречу со своим счастьем. Мудрой, доброй предстала Рада Смирных в роли Няни – она очень любила Татьяну, желала ей счастья, и исподволь раскрыла и свою несостоявшуюся судьбу. Как и сама Ларина – Галина Голубкова – в которой явственно угадывались утраченные черты юношеской мечтательности Татьяны. Красив и импозантен был Кирилл Борчанинов в роли князя Гремина, искренне любящего Татьяну – и от этого пронзительность её драмы ощущалась еще полнее. Изящно и обаятельно сыграл француза Трике стажер театра Аббосхон Рахматуллаев, выразителен был опытный Шавкат Зиямухамедов в роли Зарецкого. На редкость живо и динамично работал хор театра, представая то в облике крестьян – то в образах светских гостей. Дирижер Садык Гаибов убедительно раскрывал состояния героев в звучании оркестра, воссоздавая музыкальную жизнь партитуры в согласии с жизнью героев на сцене. И когда отзвучала последняя нота, когда одинокий, отринутый Онегин остался один на фоне морозного Петербурга – воцарилась пауза. Зал осмысливал услышанное и увиденное. А потом взорвался аплодисментами. Аплодировали школьники старших классов, студенты ВУЗов и колледжей Ташкента – с энтузиазмом, выкриками «браво». Аплодировали представители старшего и среднего поколения, которые получили от спектакля свои впечатления, судя по реакции – не менее яркие. Многие, выходя из зала, говорили и об особой праздничности, и даже о коме в горле, который возник у многих, сопереживающих в этот вечер героям. Да и сами Рахим Мирзакамалов и Надежда Банделет – Онегин и Татьяна - признались, что в заключительной сцене, где герои трагическеи прощаются навеки и друг с другом, и с грезами ушедшей юности – их самих нередко «пробирает» до слез, которые никак нельзя выдать зрителям. В этот момент в который раз подумалось о многом. О том, что на земле Узбекистана почитают русскую культуру столь высоко, что воплощают ее произведение силами узбекистанских певцов и постановщиков на уровне поистине международном. Пришло на ум и другое – а не придуманы ли все домыслы о том, что «опера – это искусство для избранных, мало кто ее сегодня воспринимает!» - теми, кто её попросту не понимает? Но не стремясь понять особую, непохожую на бытовую достоверность Правду оперы, такие люди слепо и глухо пытаются «оградить» от чуда театра оперы других. И вспомнился блестящий афоризм великого оперного режиссера Бориса Покровского: «Высокопрофессионально поставленная, спетая и сыгранная опера не нуждается НИ В КАКОЙ ОСОБОЙ ПОДГОТОВКЕ, ЭТО – ТЕАТР СВОЕЙ, ОСОБОЙ ПРАВДЫ, КОТОРАЯ ВСЕГДА ОЧЕНЬ НУЖНА ЛЮДЯМ ЛЮБОГО ВЕКА, ЛЮБОЙ СТРАНЫ, ЛЮБОЙ ЭПОХИ».
Б.РАХИМОв Фото: М.ЛЕВКОВИЧ
|
|