Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.08.2021 / 13:04:02
На студии Kayumov film в Ташкенте идут съемки нового документального фильма "Дамир Салимов. Прерванный полет". Я попросил ответить на вопросы директора студии, известного режиссера и оператора Тимура Каюмова- Тимур-ака, прежде всего хочу вас от души поблагодарить за то, что вы взялись за создание этого фильма. Дамир Салимов был удивительным, интеллигентнейшим человеком, отличным режиссером. Этот фильм очень и очень нужен, конечно. Как возникла идея его создания, когда вас свела судьба с Салимовым? – Идея создания фильма о прекрасном человеке и классике узбекского кинематографа Дамире Салимове родилась у его супруги Фариды Садыковны. Она высказала свое желание вскоре после кончины моего друга и коллеги, где-то в мае-июне 2019 года. Фарида Садыковна хотела обратиться к знакомому режиссеру. После этого разговора я решил, что фильм о друге и коллеге надо делать мне самому. Судьба свела меня с Дамиром Исмаиловичем очень рано, он начал снимать свой дипломный фильм «Мощный пласт», куда меня пригласили на фотопробы. К счастью, пробы я не прошел, это было в 1958 -1959 годах, когда я уже трудился на Ташкентской студии телевидения, где и проработал до 1966 года телеоператором. Перейдя на киностудию «Узбекфильм» ассистентом оператора, уже в качестве второго оператора в 1971 году был прикреплен к фильму «Горы зовут», режиссером которого был Дамир Салимов, а оператором постановщиком Мирон Персон. С первых дней нашей работы Мирон Максимович, естественно с позволения Дамира Исмаиловича, доверял мне вести съёмку второй камерой. Следующий фильм с Салимовым Мирон Максимович начал снимать в 1974 году, я также работал вторым оператором, но в середине съемок он заболел и я до сих пор благодарен и ему и Дамиру Исмаиловичу за то, что они убедили руководство киностудии доверить съёмку мне, а не более опытному оператору-постановщику. Позже мы с Салимовым сняли ещё два фильма - «Шум бола» и «Ленинградцы, дети мои». Работа с ним мне всегда доставляла большое удовольствие и радость. Более интересного и требовательного режиссера я больше не встречал. У меня самые приятные воспоминания о нашей совместной работе и я благодарен ему за оказанное доверие пригласить меня оператором-постановщиком ставшего широко известным фильма «Шум бола», который в 1978 году на Всесоюзном кинофестивале в Ереване получил приз жюри за высокую изобразительную культуру. Когда наш фильм показывали в Центральном Доме кино в Москве, Дамир Исмаилович познакомил меня со своим однокурсником Андреем Тарковским, чему я был бесконечно рад и благодарен. - Сегодня мы с уверенностью говорим, что Дамир Исмаилович является классиком узбекского кино. Что, по вашему мнению, этому способствовало? - Думаю, что учеба во ВГИКе у известного педагога, профессора Михаила Ромма, самого известного кинорежиссёра того времени, во многом способствовала этому. У него он прошел очень большую подготовку как режиссер. Вместе с ним в группе учились будущие великие мастера кино: Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Александр Митта. Все они были старше Дамира Исмаиловича, но он был с ними очень дружен и они долгие годы вели переписку после окончания учебы в Москве. Главное, что он очень многому научился у Михаила Ромма. Классиком узбекского кино мы называем Салимова потому, что у него фильмы один лучше другого. Это картины на все времена. Другой пример. Фильм «Шум бола» - один из самых любимых у нас в Узбекистане. Более того, ЮНЕСКО включил его в десятку лучших фильмов 20-го столетия. В этом большая заслуга, конечно, и самого Салимова и всей творческой группы. Широкое признание получил фильм «Ленинградцы, дети мои» , который выдвигался на Государственную премию СССР. Безусловно, это подняло настроение у Дамира Исмаиловича и он с новыми силами принялся за новый фильм «Смысл жизни». Это очень сложная постановочная картина, которая была прекрасно снята лучшим оператором Узбекистана Хатамом Файзиевым. К сожалению, фильм не вышел на экраны Узбекистана, о чем очень сильно переживал Дамир Исмаилович. Чиновники от кино боялись того, что там чрезвычайно остро поставлены вопросы повседневной жизни. Следующий его фильм - «Облава на одичавших собак» - также положили на полку, лишив его прокатного удостоверения в Узбекистане по той же причине. Но он тогда с большим успехом демонстрировался в России и за рубежом. То, что два фильма не вышло на экраны Узбекистана, сильно расстроило Салимова и, возможно, подорвало его здоровье… - Салимов прославился и как режиссер-мультипликатор. Что вы могли бы рассказать об этом? - Да, это так. Видимо, особая любовь к детям подтолкнула Дамира Исмаиловича к созданию мультфильма «В квадрате 6з6». Не имея опыта и специальной аппаратуры, Дамир Исмаилович начал съёмки первого в Узбекистане мультфильма в 1964 году. И когда из Москвы приехали консультанты со студии «Союзмультфильм», первый узбекский мультфильм был уже готов. Впоследствии на киностудии «Узбекфильм» организовали объединение мультипликационных фильмов , а Дамир Исмаилович был его художественным руководителем.
- Длительное время Дамир Исмаилович не появлялся на Узбекфильме, остро переживая постигшие неудачи с прокатом своих фильмов. Что случилось? - Лет через десять он написал сценарий о дружбе народов после страшного землетрясения, произошедшего в Ташкенте в 1966 году, когда вся огромная страна помогла восстановить город , восстановить его инфраструктуру , были созданы новые жилые массивы любимого Ташкента. Но сценарий был очередной раз отвергнут руководством киностудии Узбекфильм. Дамир Исмаилович, получив отказ, остался один на один с собой , прекратив там появляться. Это продолжалось довольно долго. Несколько успокаивало мастера международное признание фильма «Шум бола» и других картин. В 2018 году в Ташкенте прошел кинофестиваль «Пролог», на котором Салимов получил приз за вклад в развитие кинематографии. А тогда, воспрянув духом, Дамир Исмаилович принес в Узбеккино свой сценарий о дружбе народов в годы восстановления Ташкента. Мы вместе много рассуждали о том, как будет выглядеть наш фильм с учётом новых цифровых технологий, бурно развивающихся во всем мире. К сожалению , сценарий не одобрили, с мотивом устаревшей неактуальной темы. Дамир Исмаилович пригласил меня, мы вместе с ним приехали в Узбеккино и забрали сценарий фильма «Ташкент любовь моя». Это был конец 2018 года. Спустя некоторое время поменялось руководство Узбеккино и было принято решение снять совместно с российскими кинематографистами фильм о восстановлении Ташкента после землетрясении 1966 года. Но, к сожалению, Дамир Исмаилович уже ушел из жизни. Совсем недавно вышел Указ Президента Узбекистана о присвоении имени Дамира Салимова самаркандской школе №20. И это не может нас, его коллег и друзей, не радовать. Уверен, что в этой школе будет создан стенд о фильмах, снятых им. Мы его помним! Память о нашем товарище, коллеге и друге навсегда останется в наших сердцах. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|