Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.11.2018 / 22:36:02

Музыкально-поэтический вечер "Но и любовь – мелодия…"


…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает.

Но и любовь – мелодия…

А.С. Пушкин

 

Великая и вечная тема Любви в ариях, романсах, песнях и поэзии прозвучала в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия. Автор проекта и композиции, ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты ГАБТ перед концертом поздравили митрополита Викентия с его Днём рождения и пожелали ему здравия и доброй энергии духа на долгие годы. Во вступительном слове владыка поблагодарил артистов за их благородную просветительскую миссию и ещё раз напомнил всем, что история свидетельствует, что Православная церковь сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях. 

В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты международных конкурсов: Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Рада Смирных (контральто), Анжелика Мухаметзянова (сопрано) и молодые солисты — Султанбек Абдурахимов (бас) и Хислат Камилов (баритон). Музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним.

Обширная и беспредельная тема вечера определилась известными знаковыми строками А.С.Пушкина:

«Из наслаждений жизни одной любви

музыка уступает, но и любовь – мелодия…».

В слиянии высоты полета духа на уровне излучения энергетики великой Музыки, неразрывно связанной с Поэзией,  – и происходило в полноводном течении всего вечера многогранное и многокрасочное приношение Любви как Мелодии, или вернее,  – целой Симфонии возвышенных чувств человека, подаренных нам свыше. Программа концерта охватила широкие границы вокальной музыки на тему любви разных жанров и эпох — от народной песни, салонного русского романса Серебряного века, классических оперных и опереточных арий XIX-XX столетий, а также незабвенных лирических хитов советской эпохи.

Главным действующим лицом вокальной музыки остаётся исполнитель. Каждое выступление в концерте отличалось не только утончённым своеобразием содержания, богатством мелодии, напевностью выбранного произведения, но и индивидуальным искусством владения вокалом, неповторимым стилем исполнения каждого солиста, словно соревновавшихся друг с другом не только в технике, но и во вдохновенной самоотдаче пению, в выразительности интонаций и фразировки, вне которых невозможен подлинный артистизм. Успех артистов и признание у зрителей был обеспечен, во многом, благодаря концертмейстеру Людмиле Слоним, чей аккомпанемент на фортепиано всегда звучит на одном дыхании с вокалом, с рефреном, паузами, необходимой модуляцией. И в этом нерушимом ансамбле, полном тонких нюансов и выразительности, развивалось действие всей композиции вечера.

Так, органично и возвышенно прозвучал дуэт Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной «Хочу молиться…» (стихи и музыка С. Чичагова), открывший программу концерта. Публика особо оценила то, что этот «номер-эпиграф» бы специально посвящен Владыке Викентию и органично довершал праздничное поздравление в его адрес. Их же чарующий дуэт открыл новые краски в палитре чувства любви в редко звучащем романсе-песне П. Чайковского «В огороде возле броду» на стихи И. Сурикова. В этом номере сквозили широта, свобода и распевность, идущие от мелодики народной песни. Не менее захватывающими и сокровенными были их сольные номера в этом вокальном цикле: трепетные и экспрессивные «Колокольчики мои» П. Булахова на стихи А.К.Толстого и полный испанской страстности романс Д. Шостаковича (русский текст Т. Сикорской) «Звёздочки» в исполнении А. Юдиной. А «восточный» по особой мелодике томления романс Н. Римского-Корсакова на стихи А.

Кольцова «Пленившись розой, соловей…», исполненный Лятифе Абиевой, оттенил палитру вечера новой краской. Ведущий А. Слоним в преамбуле к этому романсу, в котором затронута вечная тема Соловья и Розы, драматизм недопонятого и недооценённого чувства, – особо подчеркнул, что влияние А.С. Пушкина на автора текста А.Кольцова здесь не случайно и предстаёт основой особой драматургии этого романса. 

Ольга Александрова покорила публику особым драматизмом исполнения романсов П. Чайковского на стихи А. Апухтина «Забыть так скоро…»; «Полюбила я на печаль свою…» С. Рахманинова (стихи А. Плещеева) и ещё одного творения П. Чайковского — «Закатилось солнце…». В первом романсе боролись два чувства — протест и отчаяние покинутой женщины о безвозвратно ушедшей любви. Во втором звучала истинно народная тоска из-за утраты грёз, а в третьем – восторг упоения страстью.

В знаменитую «Элегию» Ж. Массне (стихи Галле) Султанбек Абдурахимов вложил смирение и покорность судьбе со всей мощью и нежностью своего неповторимого баса. А в знаменитой песне Арно Бабаджаняна «Благодарю тебя» на стихи Р. Рождественского этот солист выразил необъятный спектр душевных эмоций, заставивший вспомнить неповторимое исполнение этой песни в своё время народным артистом Муслимом Магомаевым, и этим заслужил восторженные аплодисменты и возгласы «Браво!» от признательной публики. При этом примечательно, что молодой певец не пытался копировать исполнительскую манеру великого певца Магомаева, а стремился найти собственные краски и штрихи в этом произведении. И отрадно, что очень молодой возраст С. Абдурахимова, с одной стороны, вовсе не является препятствием для демонстрации его уже вполне сложившегося мастерства, а с другой – вселяет радующие надежды на  полноценное развитие своеобразной и яркой творческой личности.

Другой молодой певец – Хислат Камилов – сумел передать весь диапазон  чувств — от сдержанной трогательной сентиментальности (С. Рахманинов, стихи А.Фета — «В молчанье ночи тайной») до страстной мольбы (С. Рахманинов, стихи Д. Мережковского — «О, нет, молю, не уходи!..») — характерный для русских романсов рубежа XIX -XX веков. Не может не радовать и тот очевидный факт, что оба этих весьма молодых исполнителя узбекского происхождения отлично прочувствовали и убедительно раскрыли непростые особенности стиля исполняемых русских романсов.

Анжелика Мухаметзянова (сопрано), виртуозно владея вокалом, многогранно проявила себя и в озорно-романтических куплетах Адели из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, и  комических куплетах Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в потрясающем юмористическом образе заводной куклы. Рада Смирных своим глубоким контральто донесла тайну любви – загадки, от которой порой зависит жизнь человека, в романсе, полном душевной неги, композитора Серебряного века — В. Борисова (стихи Е. Дитерикс) «Звёзды на небе»; испанской, полной страсти и огня, песне П. Сарасате (русский текст Г. Гнесина) «Чёрный веер» и в искромётной шуточной партии кокетливой дамы «Но я вас всё-таки люблю…» в дуэте с А. Слонимом, обаятельно, с юмором исполнившим роль её незадачливого

партнёра.

Андрей Евсеевич дополнил и тем самым обогатил музыкальную программу лирико-философским объёмным циклом своих стихов о любви, в котором совершенно особое место занимало его авторское стихотворение под условным названием «Письмо к Татьяне» («Я к Вам пишу…»). Неожиданность содержания и формы этого стихотворения прозвучала, буквально, как гром среди ясного дня. Это было не просто очень трогательно, но и знаменательно в наш компьютерный век, когда в современном мире высокая любовь нередко профанируется и опошляется, когда мы больше говорим об иллюзиях, подделках, искажениях любви, о том, что не является любовью «на самом деле». Автор в этот вечер выразительно прочёл девять совершенно разных стихотворений о Любви – от философских, просветлённо-лирических – до полных иронии, Юмора и сарказма. Так весь вечер со сцены, как в прежние времена, звучали в стихах и музыке нетленные слова о Любви. И во всём своём могуществе предстал своеобразный нерушимый мост, соединивший века минувшие с веком нынешним, построенный на вечных незыблемых устоях Любви, которая, по словам Данте, «движет солнца и светила». Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью…

                                                                                                                            Автор Гуарик Багдасарова

                                                                                                                             Фото - Михаил  Левкович

 





Другие материалы рубрики

24.11.2018 / 23:37:38

Юбилейный концерт Геннадия Арефьева в ахматовском музее

В минувший четверг — 22 11 18 — в клубе-музее "Мангалочий дворик Анны Ахматовой" при РЦНК в Ташкенте собрались поэты и музыканты из различных творческих объединений послушать выступление двукратного лауреата фестиваля авторской песни "Чимганское эхо" Геннадия Арефьева. Далее...

24.11.2018 / 23:21:39

Маленькая звезда Ташкента покоряет мир

11 лет назад в обычной семье Андижана родился обычный мальчик, тогда он был вторым ребенком у родителей. Ничего необычного в то время семья не ожидала и не подозревала, что буквально через несколько лет об их сыне заговорят и будут знать во всем мире. Далее...

20.11.2018 / 22:36:31

На концерте Камерного оркестра "Туркистон" в Большом зале консерватории впервые исполнены сразу пять Концертов для скрипки с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта

Для ташкентских слушателей это был большой подарок, поскольку подобный концерт состоялся в нашем городе впервые. Исполнение всех скрипичных концертов Моцарта в одной программе требует большого мастерства и не по силам многим музыкантам. Далее...

14.11.2018 / 00:10:46

Израильские музыканты Иттай Биннун и Иван Цереснес с шоу "Ittai & the Toys"

Гости и участники Второй Глобальной Недели Предпринимательства "GEW Uzbekistan" на нетворкинг-ужине, который состоится 13 ноября в ресторане "ВинаРыба", помимо блюд израильской кулинарии в стиле "Israeli Street Food", насладятся музыкальным представлением "Ethno Digital Music Show - Ittai & the Toys ". Далее...

13.11.2018 / 11:58:35

Не стало Ахмеда Хамидовича Джаббарова

Музыкальная общественность понесла глубокую потерю. На 93 году жизни скончался Заслуженный деятель искусств Узбекистана, замечательный музыковед, педагог и наставник многих музыкантов, композиторов и музыковедов, человек с большой буквы Ахмед Хамидович Джаббаров. Далее...





09.12.2018 / 21:43:29
Режиссер Шухрат Махмудов вновь порадовал зрителей. В этот раз документальным фильмом "Слово Абая"
 
02.12.2018 / 20:04:24
IV Международный кинофестиваль PROlogue стал важным событием в культурной жизни Ташкента, порадовал зрителей очень хорошими фильмами
 


24.11.2018 / 00:21:39
Первый Международный инвестиционный форум в сфере туризма. День 2.
 
17.11.2018 / 14:58:33
День города в Бухаре
 


27.11.2018 / 22:25:34
"От мира в доме к миру на планете" Вопросы профилактики насилия в отношении женщин обсудили в Ташкенте
 
16.10.2018 / 12:50:16
Пронзительное и точное рассуждение Михаила Жванецкого
 


27.09.2018 / 17:59:33
IT-технологии в Узбекистане. Что планируют в образовании?
 
05.06.2018 / 10:43:20
В Самаркандском государственном университете прошел Международный научный семинар на тему "3D технологии в музеях"
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте