Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.05.2021 / 19:12:45
МУЗЫКА ЕЕ ЖИЗНИ – И ЖИЗНЬ ЕЕ МУЗЫКИ...(к юбилею выдающегося дирижера, Народной артистки СССР и Узбекистана, Лауреата Государственной премии, профессора Дильбар АБДУРАХМАНОВОЙ) Дильбар Гулямовна Абдурахманова, вне всякого сомнения - личность и чрезвычайно высокой степени одаренности, и необыкновенной творческой энергии. С самых юных лет необыкновенной устремлённостью она направила свой путь к совершенствованию себя в профессии, к постижению новых, неизведанных ступеней творчества. Сегодня, 1-го мая – ей исполнилось бы 85 дет... В дни ее юбилея о ней, как и ожидалось - уже сказано и обширно, и сердечно,и много. Поэтому, оставив в стороне «полагающуюся» хронологию ее жизни и творчества. хотелось бы осмыслить самую главную суть творческого пути этого большого Мастера.
Первая в Узбекистане женщина – дирижёр... Это понятие необычайно ёмко, оно свидетельствует и о новой формации отношения к женщине в Узбекистане середины прошлого века. Получившая свою первую музыкантскую профессию – юная артистка симфонического оркестра нашего театра тех лет упорно и методично осваивала дирижёрскую профессию. Её замечательный наставник – выдающийся дирижёр, композитор, педагог и общественный деятель Мухтар Ашрафи разглядел в своей юной ученице полноценную дирижёрскую Личность. И вводил ее в таинства дирижерской профессии мощно, методично, позволяя ей во всей полноте начинать проявлять черты своей индивидуальности, совершенно не копируя своего мэтра. Да, Мухтар Ашрафович воспитал целую плеяду ярких дирижёров – разных, своеобразных, совершенно не схожих друг с другом. И в их числе индивидуальность Дильбар Гулямовны отчетливо выделяется своими особыми качествами и свойствами. Предельно требовательный и строгий наставник, но музыкант, с радостью отмечающий талантливость своих воспитанников – Ашрафи смело доверил совсем юной Абдурахмановой труднейшую задачу продирижировать одной из самых любимых его опер – «Аидой». В весьма юном возрасте мне довелось быть на этом спектакле – и я хорошо помню, как совсем молодая Дильбар Гулямовна с удивительной излучательной энергетикой продирижировала этим своим первым спектаклем, передав оркестру все динамические контрасты музыкальной драматургии Верди. Конечно, многое тогда еще она наследовала от своего великого наставника – но вот эта редкостная энергетика, точность излучения, жеста, - остались с нею до последних моментов ее земной жизни... Дильбар Абдурахманова как-то очень динамично и быстро освоила сложный и разнообразный репертуар тогдашней афиши театра. И «Травиата», и «Паяцы», и многое другое в оперном разнообразии тех лет были раскрыты смело и чётко по замыслу. Очень раскрылось ее дарование и в сложнейшей отрасли профессии дирижера балета, где нужны особые, не схожие с оперным искусством, свойства дирижерской техники для утонченного и непрерывного контакта с танцовщиками в целях создания стройного хореографически оптимального «полотна», в котором пластика балерин и солистов балета вершится во всей гармоничности в теснейшей связи с Музыкой. И вот по этим двум путям – оперного и балетного дирижирования Дильбар Абдурахманова уверенно и весомо вершила свой путь.
Ко многим ее выдающимся начинанием применим термин «первая». «впервые». В ее огромном и обширном репертуаре этот термин звучит весьма часто. Среди множества известных классических названий, это - и первые постановки в Узбекистане в более ранние периоды и знаменитого «Тановара» А. Ф. Козловского, и «Анны Карениной» Р. Щедрина, и «Барышни и Хулигана» Д. Шостаковича, и «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина, и «Сотворение мира» А. Петрова... А в зрелую пору формирования своей индивидуальности Д.Г.Абдурахмановой было суждено найти прекрасного и постоянного творческого партнера по созданию истинно легендарных спектаклей. С конца семидесятых ее творческий союз с мастером оперной режиссуры, ныне народным Артистом Узбекистана и Азербайджана Фирудином Сафаровым подарил искусству Узбекистана и легендарного «Петра Первого» Андрея Петрова, и новую версию «Фауста» Ш. Гуно, и первую в тогдашнем Союзе полную авторскую версию прокофьевского «Огненного Ангела», и многое, многое другое...
Невероятная энергия и жажда творчества отличала особенность ее натуры и характера. Сейчас можно открыть, что в течение всей жизни обладая отнюдь не богатырским здоровьем, она мужественно преодолевала все более или менее серьезные недуги – и буквально рвалась к творчеству. Нередки были случаи, когда Дильбар Гулямовна экспрессивно дирижировала одним из множества своих спектаклей, вопреки высокой температуре или другому недомоганию, о котором многие и не подозревали. С особой экспрессией и чувством среди множества прекрасных ее балетных спектаклей она дарила зрителям совершенно особую энергетику и атмосферу «Спартака» А. Хачатуряна – как в первой постановочной версии конца шестидесятых, так и на пике своего мастерства в постановке 2001 года. Тогда по личной просьбе нашего замечательного балетмейстера, народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова я сделал сценографическое оформление «Спартака» и теснейшим образом был связан со всем процессом выпуска этого легендарного спектакля. Исключительная мобильность, умение быстро войти в процесс дирижирования абсолютно новым для себя спектаклем, нередкие случаи экстренной замены за пультом заболевших коллег даже не в «своем» дирижерском репертуаре – сопровождали Дильбар Гулямовну всю жизнь. Она символично соединила поколения исполнителей, взращенных еще ее могучим наставником Мухтаром Ашрафи и прочертила четкую линию, связавшую воспитание и развитие нескольких творческих поколений как оперной, так и балетных трупп. И неистовое рвение к творчеству – до самых последних лет, когда силы стали уже изменять, когда даже подъем и спуск по лестницам родного театра давались с трудом – озарило самые последние годы выдающегося дирижера. Она ложилась в стационары для необходимого лечения – и возвращалась. И снова за пультом излучала свойственное ей торжество дирижерской энергетики. И опера пела и действовала, а балет танцевал с неизбывной силой... Даже в самые последние месяцы, когда роковой недуг лишил ее возможности вставать – она рвалась душой в театр и внушала себе: « Вот станет легче – и я снова встану за пульт...». Но в роковой миг эта неукротимая устремлённость трагически оборвалась...
Мы очень хотели провести торжественный вечер ее памяти именно 1-го мая, точно в день знаменательной даты Мастера. Но возрастающая серьезность пандемической обстановки и экстренный переход театра с начала мая на внутренний режим работы – вызвал потребность провести этот знаменательный вечер 30-го апреля, в канун дня рождения незабвенной Дильбар Гулямовны. Очень хотелось воздать должное ее дару и натуре в предельно сердечной и доверительной форме, вне ложной патетики. И, к счастью, наш замысел силами ВСЕХ творческих и технических коллективов нашего театра – воплотился во всей полноте. Со всей полнотой творческой отдачи раскрывали образы своих героев и опытные мастера – народный артист Узбекистана Самандар Алимов, заслуженные артисты Узбекистана Хатам Юлдашев, Кирилл Борчанинов, Маъсума Болтабаева, Надира Хамраева, Амина Бабаджанова, ведущие солисты оперы и балета разных поколений – Малика Норматова, Гульнар Альджанова, Яника Багрянская, Елена Шавердова, Лятифе Абиева, Феруза Юсупова, Дильбар Салихджанова, Рустам Алимарданов, Дамир Рахмонов, Умид Исроилов, и совсем молодые.Ришат Решитов, Хислат Камилов, Жасур Саидов. Достойно выступили и солисты балета - Радион Исянов, Мадина Юсупова, Бекзод Акимбаев, Ольга Сабирова, Замир Фазлутов. Хор и оркестр театра под руководством главного хормейстера, Народногь артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой - с необходимой экспрессией совершил свое приношенние памяти Дильбар Абдуразмановой, отдавшей без остатка свою жизнь и творчество и родному театру, и искусству Узбекистана, и многим поколениям прекрасных артистов. А наши замечательные дирижеры – Заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов, Народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева и Лауреат Международного конкурса Бобомурод Худойкулов ярко и достойно представили значимость дирижерского начала. А мне выпала честь стать режиссером этого памятного вечера – действа. И мы рады, что наш замысел был полностью раскрыт замечательными артистами и горячо принят нашими дорогими зрителями...
Сменялись и образы, и картины... А Дильбар Гулямовна, по ощущениям буквально каждого участника вечера – явственно незримо присутствовала в зале театра. Она смотрела на всех и с большого портрета, который был расположен на сцене, смотрела своим привычным, быть может, чуть усталым взглядом – и все, что происходило на сцене - каждый участник всей энергией духа и полнотой творческого раскрытия адресовал именно ей. В финале сцена преобразилась в триумфальную площадь из вердиевской «АИДЫ» со всем многообразием ее героев. Этим спектаклем начался блестящий дирижерский путь Мастера, этой же оперой увенчалось наше чествование ее светлой памяти и высоких заслуг и достижений... Особенно трогательным был момент, когда в финале луч высветил в директорской ложе Народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова, который после долгого и, к счастью, успешного лечения после известного всем нынешнего опасного недуга решился прийти на вечер памяти замечательной творческой соратницы и друга, в содружестве с которой они подарили нам столько замечательных сапектаклей... ...Дильбар Гулямовна вместила в свою творческую жизнь в родном театре непостижимо обширный период – почти 67(!!!) лет активного творчества. Множество ее работ стали истинно легендарными, множество солистов, спевших и станцевавших в ее спектаклей – стали мастерами нескольких поколений. Ее имя поистине вписано золотыми буквами в историю искусства и творчества нашей страны. Она отмечена высочайшими званиями и регалиями. И остается в истории и нашего театра, и далеко за его пределами истинной дочерью своего народа и выдающимся Мастером, творчество которого необходимо почитать и ценить необычайно высоко. Музыка ее Жизни, как и жизнь её Музыки – навеки остаются с нами......
Андрей СЛОНИМ, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои. Фото Ю. ПОЛЯНСКОГО.
|
|