Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.12.2021 / 19:37:25
Виолончельный вечер Мухаммадризо РузматоваВ Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся сольный концерт лауреата международных конкурсов Мухаммадризо Рузматова, прошедший в рамках абонемента «устоз – шогирт» («учитель – ученик»). Программа, представленная молодым виолончелистом в ансамбле с пианисткой Аделиной Фатхутдиновой, была принята ташкентской публикой с энтузиазмом. Несколько слов о солисте. Мухаммадризо Рузматов – выпускник Республиканского Специализированного Академического лицея имени В.А. Успенского, где занимался в классе специальности Мадины Борисовны Галиулиной, которой он благодарен за внимание, чуткость, терпение, открытие истинной сути виолончели и ее своеобразия. Она оказала большое влияние на музыкальное развитие своего способного ученика, приобщая его к выступлениям на концертной эстраде. Сегодня Мухаммадризо является студентом III курса бакалавриата Государственной консерватории Узбекистана, где начался новый этап творческой биографии юного виолончелиста: поиск, накопление знаний, впечатлений, первые серьезные испытания на исполнительском поприще. Третий год он занимается в классе заслуженного артиста Узбекистана, доцента Анвара Хусаиновича Раимджанова, имя которого хорошо известно как художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра «Солисты Узбекистана». Этот мягкий, добрый человек и прекрасный музыкант обладает отличной школой – прекрасной постановкой технического аппарата, легким, полетным звуком, штриховой культурой. Он очень много играет студентам на уроках, заставляет их читать с листа самую разнообразную музыкальную литературу. Как правило, занятия по специальности у Мухаммадризо проходят активно и продуктивно в освоении сложного репертуара. Помимо этого, виолончелист Рузматов ведет активную исполнительскую деятельность, выступая, как солист и ансамблист. Думаю, многие помнят его интерпретации концертов Йозефа Гайдна с камерным оркестром «Солисты Узбекистана», Камиля Сен-Санса с симфоническим оркестром РСМАЛ им. Успенского и других композиторов. Однако вернусь к виолончельному вечеру, в программу которого вошли произведения Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана и Дмитрия Шостаковича. Публика с особым интересом и трепетом слушала все эти музыкальные опусы. Программу открыло сочинение Иоганна Себастьяна Баха – великого немецкого композитора и органиста эпохи барокко, автора более 1000 музыкальных сочинений, написанных во всех значимых жанрах своего времени, начиная от духовной музыки, заканчивая хорошо известной нам полифонией. Особое место в его творчестве занимают виолончельные сюиты, написанные в кётенский период. Всего их шесть, причем каждая из них состоит из семи пьес (танцев). Солист исполнил две – прелюдию и сарабанду из сюиты №3 для виолончели соло, которые переливались под его пальцами оттенками нежности, чуткости и мечтательности. Следующим номером концертной программы были «Три фантастические пьесы» Роберта Шумана – композитора эпохи романтизма. Фантастические сюжеты в творчестве этого автора занимают отдельное место, через них выражается неограниченное воображение художника и стремление к свободе. Шумановские пьесы Мухаммадризо в ансамбле с Аделиной Фатхутдиновой исполнил ярко и эмоционально. Венчала концерт виолончельной музыки Соната ре минор Дмитрия Шостаковича, которого справедливо называют классиком и музыкальным барометром ХХ века. Он был тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, сумев с невероятной силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Его творчество насчитывает большое количество произведений, среди которых есть сочинения, написанные и для виолончели. Первым опытом обращения композитора к этому инструменту стала соната для виолончели и фортепиано. Критики справедливо называют ее самым романтичным произведением Шостаковича. Причем, эта романтичность проявляется не в буйстве нот, а в осмотрительности и, скорее всего, осторожности музыкальной ткани. Не дав прийти в себя после ошеломительного Шумана, Рузматов погрузил слушателей в бурные волны сонаты Шостаковича, которую он озвучил выразительными, сочными штрихами, естественно переходя из одной эмоции в другую, играя, как дыша, без малейшего надрыва. Глубокая внутренняя сосредоточенность виолончелиста органически уживалась с внешней сдержанностью, не мешающей раскрытию эмоционального мира и стихии разворачивающейся музыки. Достойным партнером Мухаммадризо Рузматова выступила Аделина Фатхутдинова. Безусловно, этот виолончельный вечер, прошедший на одном дыхании, подарил слушателям массу положительных эмоций и впечатлений!
Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|