Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
02.12.2021 / 13:53:54

Икрам Акбаров. Творческие горизонты мастера (к 100-летию композитора)


«… с его именем связан по существу весь путь новой узбекской музыки-от
ее первых щагов до обретения подлинной художественной зрелости»

Н.Янов-Яновская

 

Начало становления композиторского искусства Узбекистана приближается к своему столетнему рубежу. В 20-е годы прошлого века появились первые опусы обращения к многоголосным жанрам, и они принадлежали русским композиторам, среди которых был В.А.Успенский, А.Ф.Козловский, С.Василенко, Р.М.Глиэр и др. Благодаря им стали проявлять активный интерес к музыке европейского формата и представители узбекской музыки. М.Ашрафи, С.Юдаков, М.Бурханов, М.Левиев- их можно назвать первыми композиторами страны, которые не боялись пробовать себя в новом для того времени многоголосном творчестве.

Нынешний год для музыкальной культуры страны знаменателен столетним юбилеем корифея узбекского музыкального искусства, композитора мирового значения Икрама Акбарова. Среди композиторов Узбекистана старшего поколения Икрам Акбаров занимает одно из весомых мест, как создатель всех суще­ствующих в музыке жанров, их новых сочетаний. Слияние наци­ональных и европейских традиций, использование принципов со­временных музыкальных стилей ХХ-ХХ1 веков сделали творчество композитора, стоявшего у истоков композиторского искусства, сво­еобразным маяком для последующих поколений музыкантов. По творчеству Икрама Акбарова можно рассматривать эволюцию ком­позиторского искусства Узбекистана, почти от её истоков - до на­ших дней.

Среди его опусов можно найти почти все существующие в музыке жанры: песни и хоры, квартеты и трио, симфонические произведения (поэмы, сюиты, симфонии, концерты), музыкально-­сценические сочинения (музыкальные драмы, балеты, оперы), му­зыку к кинофильмам. Каждое сочинение автора отличает новатор­ский подход, оригинальную трактовку жанра, итогом которых, как правило, является новое решение в инструментовке и тембровом воплощении. Постоянный поиск композитором новых выразительных возможностей, обновление су­ществующих стилистических принципов в трактовке национально­го начала, способствовали появлению совершенно новых жанровых разновидностей и их сочетаний (опера-оратория, хореографическая сюита, симфония-эпитафия).

Важным является и то, что творчество Икрама Акбарова - пример воплощения инонацио­нальной тематики, благотворного взаимодействия и взаимовлияния различных национальных культур. Об этом свидетельствует актив­ное обращение к культурным ценностям многих народов мира, в частности, индийской (симфонические картины по драмам Калида­сы «Шакунтала», Тагора «Почта»), испанской (музыкальная драма по трагедии Г.Лорки «Конли туй»), киргизской (музыкальная дра­ма по повести Ч. Айтматова «Момо ер») и других культур.

 Боль­шой интерес привлекают и те произведения, в которых он обраща­ется к локальным пластам узбекского фольклора. Это, прежде всего балет «Навруз», который можно трактовать как хореографическую сюиту, отразившую богатое многообразие узбекского национально­го наследия, в частности, танцевального искусства. В этом оригинальном сочинении композитору удалось подчеркнуть многообразие стилей, традиций, музыкальных пластов Узбекистана, что делает этот балет современным на протяжении многих десятилетий.

Примечательно и то, что Акбаров одним из первых обратился в хоровом творчестве к узбекским народным текстам, в которых он нашёл источник для создания ярких произведений, воссоздающих различные пласты на­ционального наследия («Ёр-ёр» («Свадебная»), «Гуль гунча» («Бу­тон розы»).

Творчески развивая традиции использования фольклора дру­гими композиторами, Акбаров вникает в специфику интонационно­го и ритмического склада и характера народных мелодий. Он поч­ти не использует подлинный материал, но передает духовный мир и строй народного мелоса, характер народного танца, что проявляет­ся в особенностях интонационного строя его музыки, метроритми­ческих, ладо-гармонических, тембровых и других находках. Соз­дание музыки национальной по духу путем подчинения народного индивидуальному художественному замыслу  является особенностью стиля композитора, его целью,  Икрам Акбаров не следует буквально образцам народно­го искусства, не копирует их, а находит новые пути их претворения.

Стоит особо подчеркнуть, что композитор, ставя перед собой задачу воплотить тот или иной национальный колорит, ищет и асси­милирует то, что близко его собственному художественному замыс­лу. Обобщенный подход в отображении инонационального присущ стилю Акбарова, он прослеживается во всем творчестве компози­тора. В воссоздании инонациональ­ного колорита он не стремится к дифференцированному подходу, а, напротив, главным творческим критерием считает обобщенный подход, где сочетается национально-почвенное с индивидуально-­стилевым. Композитор крайне редко использует цитаты, можно ука­зать лишь на некоторые: это тема испанского танца, использованная в «Куёв ва каллик ракси» из музыкальной драмы «Конли туй», две песни Р.Тагора и тема бенгальской песни из симфонической кар­тины «Почта». В балете «Навруз» перед композитором  стояла определенная задача - воплотить подлинный дух различных пла­стов узбекских народных танцев, чем было вызвано использование цитатного материала.

Творческие достижения Акбарова нельзя рассматривать вне традиций узбекской музыкальной культуры, ибо, являясь одним из основоположников узбекской симфонической музыки, он своими партитурами предложил различные пути освоения жанров западно­европейской музыки при прочной опоре на национальные исто­ки. Он один из немногих узбекских композиторов, который затро­нул все симфонические жанры- сюиту, симфоническую поэму, сим­фонию, концерт. В творческом арсенале композитора также немало камерно-инструментальных сочинений, среди которых особое ме­сто занимают 6 квартетов, секстет, трио, романсы для голоса и камерного орке­стра, хоровые произведения.

Икрам Акбаров для музыкального искусства Узбекистана один из классиков, ибо традиции и жанровый диапазон его творчества является мерилом развития и обновления композиторского мастерства. Практически все его современники и авторы последующих периодов становления многоголосной музыки страны стремились достичь той планки, которую установил этот мастер.

Декабрь 2021 года будет связан с юбилейными концертами Икрама Акбарова, на которых будут исполнены известные произведения маэстро, отдана дань памяти великого композитора. Удивительно то, что прожив долгую жизнь, композитор избегал в своем творчестве конъюнктурных тем и образов, он воплощал только то, что глубоко волновало его и современников.

Вспоминается последний концерт, на котором звучали новые сочинения маэстро, он был юбилейным, к его 90 -летию. В моей памяти моменты, связанные с выходом композитора на сцену после  исполнения каждого произведения, музыка словно давала ему силы. Он благодарил каждого исполнителя, ничто не предвещало, что это был последний концерт, на котором он присутствовал… Имя Икрама Акбарова, его многочисленные сочинения, горизонты, которые он наметил, навсегда останутся в классическом золотом фонде узбекского народа.

                                                        Эльнора Мамаджанова,
музыковед
     

 





Другие материалы рубрики

22.11.2021 / 20:15:17

Вечер фортепианного дуэта

26 ноября в 17:00 в Малом зале Государственной консерватории Узбекистана состоится вечер фортепианного дуэта Далее...

20.11.2021 / 16:21:49

Ташкентский певец прошел в следующий тур "Голоса"

Александр Ли выиграл поединок с Аной Агрба Далее...

19.11.2021 / 11:18:14

Концерт лауреата международных конкурсов Севары Мирсидиковой в ташкентской консерватории произвел на публику большое впечатление

Концерт фортепианной музыки в исполнении Севары был посвящен Международному дню слепых, который ежегодно отмечается 13 ноября. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения. Она приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих... Далее...

18.11.2021 / 19:13:53

Состоится концерт Мухаммадризо Рузматова (виолончель)

3 декабря в 18:30 в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоится концерт Мухаммадризо Рузматова (виолончель) Далее...

17.11.2021 / 09:12:09

Состоится концерт Никиты Стеценко (фортепиано)

23 ноября в 17:00 в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоится сольный концерт Никиты Стеценко (фортепиано) Далее...





24.12.2024 / 12:01:48
Х-Международная Биеннале детских рисунков "РАДОСТИ ТАШКЕНТА"
 
18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте