Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.12.2021 / 13:53:54
Икрам Акбаров. Творческие горизонты мастера (к 100-летию композитора)«… с его именем связан по существу весь путь новой узбекской музыки-от ее первых щагов до обретения подлинной художественной зрелости»
Н.Янов-Яновская
Начало становления композиторского искусства Узбекистана приближается к своему столетнему рубежу. В 20-е годы прошлого века появились первые опусы обращения к многоголосным жанрам, и они принадлежали русским композиторам, среди которых был В.А.Успенский, А.Ф.Козловский, С.Василенко, Р.М.Глиэр и др. Благодаря им стали проявлять активный интерес к музыке европейского формата и представители узбекской музыки. М.Ашрафи, С.Юдаков, М.Бурханов, М.Левиев- их можно назвать первыми композиторами страны, которые не боялись пробовать себя в новом для того времени многоголосном творчестве. Нынешний год для музыкальной культуры страны знаменателен столетним юбилеем корифея узбекского музыкального искусства, композитора мирового значения Икрама Акбарова. Среди композиторов Узбекистана старшего поколения Икрам Акбаров занимает одно из весомых мест, как создатель всех существующих в музыке жанров, их новых сочетаний. Слияние национальных и европейских традиций, использование принципов современных музыкальных стилей ХХ-ХХ1 веков сделали творчество композитора, стоявшего у истоков композиторского искусства, своеобразным маяком для последующих поколений музыкантов. По творчеству Икрама Акбарова можно рассматривать эволюцию композиторского искусства Узбекистана, почти от её истоков - до наших дней. Среди его опусов можно найти почти все существующие в музыке жанры: песни и хоры, квартеты и трио, симфонические произведения (поэмы, сюиты, симфонии, концерты), музыкально-сценические сочинения (музыкальные драмы, балеты, оперы), музыку к кинофильмам. Каждое сочинение автора отличает новаторский подход, оригинальную трактовку жанра, итогом которых, как правило, является новое решение в инструментовке и тембровом воплощении. Постоянный поиск композитором новых выразительных возможностей, обновление существующих стилистических принципов в трактовке национального начала, способствовали появлению совершенно новых жанровых разновидностей и их сочетаний (опера-оратория, хореографическая сюита, симфония-эпитафия). Важным является и то, что творчество Икрама Акбарова - пример воплощения инонациональной тематики, благотворного взаимодействия и взаимовлияния различных национальных культур. Об этом свидетельствует активное обращение к культурным ценностям многих народов мира, в частности, индийской (симфонические картины по драмам Калидасы «Шакунтала», Тагора «Почта»), испанской (музыкальная драма по трагедии Г.Лорки «Конли туй»), киргизской (музыкальная драма по повести Ч. Айтматова «Момо ер») и других культур. Большой интерес привлекают и те произведения, в которых он обращается к локальным пластам узбекского фольклора. Это, прежде всего балет «Навруз», который можно трактовать как хореографическую сюиту, отразившую богатое многообразие узбекского национального наследия, в частности, танцевального искусства. В этом оригинальном сочинении композитору удалось подчеркнуть многообразие стилей, традиций, музыкальных пластов Узбекистана, что делает этот балет современным на протяжении многих десятилетий. Примечательно и то, что Акбаров одним из первых обратился в хоровом творчестве к узбекским народным текстам, в которых он нашёл источник для создания ярких произведений, воссоздающих различные пласты национального наследия («Ёр-ёр» («Свадебная»), «Гуль гунча» («Бутон розы»). Творчески развивая традиции использования фольклора другими композиторами, Акбаров вникает в специфику интонационного и ритмического склада и характера народных мелодий. Он почти не использует подлинный материал, но передает духовный мир и строй народного мелоса, характер народного танца, что проявляется в особенностях интонационного строя его музыки, метроритмических, ладо-гармонических, тембровых и других находках. Создание музыки национальной по духу путем подчинения народного индивидуальному художественному замыслу является особенностью стиля композитора, его целью, Икрам Акбаров не следует буквально образцам народного искусства, не копирует их, а находит новые пути их претворения. Стоит особо подчеркнуть, что композитор, ставя перед собой задачу воплотить тот или иной национальный колорит, ищет и ассимилирует то, что близко его собственному художественному замыслу. Обобщенный подход в отображении инонационального присущ стилю Акбарова, он прослеживается во всем творчестве композитора. В воссоздании инонационального колорита он не стремится к дифференцированному подходу, а, напротив, главным творческим критерием считает обобщенный подход, где сочетается национально-почвенное с индивидуально-стилевым. Композитор крайне редко использует цитаты, можно указать лишь на некоторые: это тема испанского танца, использованная в «Куёв ва каллик ракси» из музыкальной драмы «Конли туй», две песни Р.Тагора и тема бенгальской песни из симфонической картины «Почта». В балете «Навруз» перед композитором стояла определенная задача - воплотить подлинный дух различных пластов узбекских народных танцев, чем было вызвано использование цитатного материала. Творческие достижения Акбарова нельзя рассматривать вне традиций узбекской музыкальной культуры, ибо, являясь одним из основоположников узбекской симфонической музыки, он своими партитурами предложил различные пути освоения жанров западноевропейской музыки при прочной опоре на национальные истоки. Он один из немногих узбекских композиторов, который затронул все симфонические жанры- сюиту, симфоническую поэму, симфонию, концерт. В творческом арсенале композитора также немало камерно-инструментальных сочинений, среди которых особое место занимают 6 квартетов, секстет, трио, романсы для голоса и камерного оркестра, хоровые произведения. Икрам Акбаров для музыкального искусства Узбекистана один из классиков, ибо традиции и жанровый диапазон его творчества является мерилом развития и обновления композиторского мастерства. Практически все его современники и авторы последующих периодов становления многоголосной музыки страны стремились достичь той планки, которую установил этот мастер. Декабрь 2021 года будет связан с юбилейными концертами Икрама Акбарова, на которых будут исполнены известные произведения маэстро, отдана дань памяти великого композитора. Удивительно то, что прожив долгую жизнь, композитор избегал в своем творчестве конъюнктурных тем и образов, он воплощал только то, что глубоко волновало его и современников. Вспоминается последний концерт, на котором звучали новые сочинения маэстро, он был юбилейным, к его 90 -летию. В моей памяти моменты, связанные с выходом композитора на сцену после исполнения каждого произведения, музыка словно давала ему силы. Он благодарил каждого исполнителя, ничто не предвещало, что это был последний концерт, на котором он присутствовал… Имя Икрама Акбарова, его многочисленные сочинения, горизонты, которые он наметил, навсегда останутся в классическом золотом фонде узбекского народа. Эльнора Мамаджанова, музыковед
|
|