Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.12.2021 / 21:15:49
Что такое маком, кто его создал? Когда? Кто придумал лады макома? С чем связано их количество? Кто написал музыку макомов? Об этом далееЧто такое маком, кто его создал? Когда? Кто придумал лады макома? С чем связано их количество? Кто написал музыку макомов? Кто занимался их формой? Почему на протяжении веков в «Шашмакоме» количество макомов уменьшалось, а не увеличилось? Как так вышло, что в трех регионах Узбекистана есть свои макомы? Чем они связаны друг с другом? А какие различия есть между ними? И если есть общность, то в чем? Это вопросы, извечно интересующие музыкантов и любителей жанра маком. И не все из них на сегодняшний день имеют ответы, а так же требуют глубокого, фундаментального изучения. Чем и стала заниматься большая и мощная структура, которая организовалась совсем недавно. Однако обо всём по порядку. Великие поэты и мыслители Востока считали, что Музыка – это от Бога. Это пища для человеческого духа, это великое благо, которое наделяет людей хорошим настроением. Маком – это совершенный музыкальный жанр, имеющий глубокое содержание и возникающий на основе сложных канонов и правил. Он выражает прекрасное сочетание гармонии и мелодии, слова и движения. В основе этого национального искусства лежат философия, наука и образ. Тем самым маком позволяет слушателю глубже воспринимать мир. Музыка, это мир, который завораживает и вдохновляет. И уникальное наследие нашего народа этому пример. Магическая сила макомов даёт слушателю безграничную духовную силу, завораживает и поражает сердца людей на протяжении многих веков. На протяжении долгих лет советского периода к такому жанру как маком не уделялось достаточно внимания. Маком считали отсталой одноголосной музыкой и ею пренебрегали, что прискорбно было наблюдать. Но настоящие ценители понимали феномен макома, его мощь, его глубину и его роль в искусстве Узбекистана. И о том, что однажды, когда упадёт железный занавес Советского Союза, весь мир заворожено будет рукоплескать нашим музыкантам, можно было только догадываться. В середине 90-х наши именитые певцы и музыканты стали уважаемыми гостями концертных площадок стран Европы. Европейский слушатель проявил огромный интерес и симпатию к нашей музыке. Для них это было чем-то новым. Эта музыка произвела на них шок в хорошем смысле этого слова. Музыка, стиль её изложения, ритмы, тембры производящие эти звуки для них открывали новый, ранее неизведанный ими Восток. Другое звучание, другую философию. В 2003 году музыкальный жанр маком, международной организацией ЮНЕСКО объявлен достоянием цивилизации и был включен в список всемирного культурного наследия. Нужно заметить, что наряду с Европой искусством маком стали интересоваться так же и в Америке, в Японии, Корее, в Арабских странах и Турции. Маком стал раздвигать границы и постепенно приобрел интерес и огромную симпатию со стороны слушателей всего мира. Стимулом к тому, чтобы маком стал актуальной проблемой и развивался уже в другом измерении явилось постановление главы государства «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства маком» от 17 ноября 2017 года и последовавшая за ним Концепция дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан, утвержденная постановлением Президента от 28 ноября 2018-го года. «Действительно, искусство макома – это бесценное духовное сокровище – на протяжении столетий отражает глубокие чувства, надежды и мечты, благородные устремления человека». Это цитата из речи главы нашего государства Шавката Мирзиёева, произнесённой на открытии Международного форума искусства макома в 2018 году. Как говорят профессионалы и пишут все СМИ, она стала отправной точкой в решении проблемы макома. Но не все знают, что этому событию предшествовало другое, когда в 2014 году тогда ещё премьер-министр страны Ш. Мирзиёев, выступал за развитие и усовершенствование музыкального наследия Узбекистана. Вскоре по его инициативе началась работа по развитию макомной музыки нашей республики. Так, в ноябре 2014 года была создана группа, в состав которой вошли ведущие музыковеды, мастера макома, композиторы и музыканты. Среди них Ирода Дадажонова (известный музыковед, главный редактор журнала «Ёш куч»), Аброр Зуфаров (певец, исполнитель макома, мастер игры на тамбуре), Абдулазиз Хасанов (композитор, педагог Государственной консерватории Узбекистана), Уктам Расулов (музыкант, педагог Государственного института искусств и культуры Узбекистана) и Озодбек Назарбеков (певец, народный артист Узбекистана). Эта творческая группа была собрана в целях изучения проблем нотописи звуковой системы, сохранению уникального наследия узбекского народа, чтобы передать его в первозданном виде новым поколениям, а также способствовать дальнейшему развитию искусства узбекского национального макома. Это также касалось исполнительских школ и традиций, создания и обогащения «золотого фонда» макома, его широкой пропаганды, в том числе за рубежом. Таким образом, вышеназванная группа в полном составе побывала в Турции, посетив музыкальные учебные заведения Стамбула и Анкары, где обучают макаму[1] в специальном вузе – макомной консерватории. Наши музыканты встречались с известными турецкими учеными-макамистами и музыкантами, вели интересный и полезный для обеих сторон информационный диалог… А в ноябре 2017 года теперь уже Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Постановление «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства макома». Об этом сообщила пресс-служба главы нашего государства. Так в республике был создан Центр узбекского национального искусства макома, который занялся изучением и популяризацией этого культурного явления. В задачу Центра вошло составить «золотой фонд» классических и современных записей макомов, переложить их на ноты и начать научное изучение, а также написать учебники и научно-методическую литературу, которую можно было бы использовать для преподавания макома как отдельного предмета в системе музыкального образования. Также Центру было поручено оказывать материальную и моральную поддержку музыкантам, педагогам и ученым, работающим в этой сфере, проводить в областях Узбекистана концерты и мастер-классы, организовывать международные форумы и конкурсы. Все это подвигнуло главу нашего государства выступить в 2019 году с еще одним предложением – создания научно-исследовательского центра «Школа макома» («Маком мактаби»), который уже начал свою деятельность. Центр занимается формированием репертуара искусства макома в соответствии с требованиями, а также создает условия и возможности для реализации творческого потенциала исполнителей этого жанра. В центре экспериментальной маком школы под руководством А.Зуфарова был создан макомный оркестр, руководителем которого был назначен А. Хасанов. На основе макомных ладов, старых, забытых ладов как А.Зуфаров, так и А. Хасанов сегодня трудятся и создают мелодии на основе этих ладов и аранжируют их. А исполняет эту музыку экспериментальный оркестр, созданный в стенах этого заведения. Музыка получается невероятно красивой, самобытной, свежей и с иным подходом к гармонизации и аранжировке. Маком – это вершина среднеазиатской классической суфийской музыки, наследие высоких традиций дворцового искусства средневекового Востока. Для восприятия неподготовленного слушателя она может быть немного сложной, поэтому одной из главных задач Центра является приобщение узбекского народа к нашим истокам, к нашей классической музыке. И начинать это надо с раннего возраста – с дошкольных учреждений и начальной школы. Причём давать её поначалу в более доступной форме. Что бы люди в дальнейшем могли слушать узбекскую традиционную музыку в оригинальной версии. А для этого надо активно её пропагандировать, чем центр макома и занимается. Таким образом, время всё расставило по своим местам, и то, что должно было случиться, оно случилось. С тех пор прошло 7 лет. И музыканты-энтузиасты, желающие сохранить музыкальное наследие Узбекистана, плодотворно работают в этом направлении, чтобы поднять маком на новый уровень: они глубоко его исследуют, усовершенствуют нотную графику, внедряют центовые тона, которые точнее отображают мелизматику и более точное звучание музыки и т.д. Сегодня именно такие люди стоят у штурвала, и ведут этот процесс, постепенно, шаг за шагом, продвигаясь к своей цели. Вот уже второй год работают в регионах три детские музыкальные макомные школы, готовится начать свою деятельность и четвёртая школа в столице. Помимо этого, открылся маком-ценр, экспериментальная маком школа. В развлекательных центрах Ташкента организованы караоке бары с макомной музыкой. Озодбек Назарбеков, стал министром культуры, а так же ректором института Национального музыкального Искусства им Ю.Раджаби. Ирода Дадажонова – проректор по науке и инновациям этого музыкального вуза, Аброр Зуфаров преподаёт в его стенах игру на инструменте тамбур (сато), являясь также автором и соавтором нескольких книг по нововведениям и нотографике, а Абдулазиз Хасанов приступает к руководству кафедры национальной композиции. У всех у них грандиозные планы. Но самое главное – процесс пошел!
Гўзал Хасанова, композитор-музыковедмакам[1]- Арабский макам (Арабский: مقام, романизированный: maqām, буквально «место»; pl. مقامات maqāmāt) - система мелодических ладов, используемых в традиционной арабской музыке, которая в основном мелодичный. Слово макам по-арабски означает место, место или положение. Арабский макам - это тип мелодии. Это «техника импровизации», которая определяет высоту звука, паттерны и развитие музыкального произведения и которая «уникальна для арабской художественной музыки».
|
|