Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.05.2022 / 12:47:36
Вдохновенная музыка женщин-композиторов на сцене консерваторииВ череде разнообразных музыкальных событий, охвативших столичную публику, живой интерес вызвал концерт камерной музыки, посвященный необычной, даже неожиданной тематике – «Фортепианные шедевры женщин-композиторов». Он прошел в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана в атмосфере духовно-возвышенного состояния, погружения в мир музыки, предназначенной для узкого круга ее ценителей и почитателей. Идея обратить всеобщее внимание к творчеству женщин-композиторов как особой сфере музыкального искусства принадлежит талантливой узбекской пианистке, автору множества уникальных музыкальных проектов и концертных программ, Заслуженной артистке Узбекистана, профессору Адибе Шариповой. Ее идея была с воодушевлением поддержана командой музыкантов-единомышленников, принявших участие в концерте.
– Удивительно, почему так мало внимания обращают на творчество женщин-композиторов, – делится своими мыслями Адиба Рауфовна. – Ведь в истории музыки немало имен талантливых женщин, ставших авторами интереснейших музыкальных сочинений самых разных жанров, художественная значимость которых не уступает многим произведениям мужчин-композиторов. В работе над сценарием концерта ставилась главная задача – показать динамику в развитии «женского» композиторского творчества и, что не менее важно, изменение отношения к нему со стороны критиков, коллег и общественности в целом. Исходя из этого, программа вечера состояла из камерных сочинений женщин-композиторов разных стран и эпох, начиная с XIX века – эпохи романтизма и вплоть до на стоящего времени. Зрителям были представлены фортепианные произведения Клары Вик (Германия), Софьи Губайдулиной (Россия-Татарстан), Зарины Миршакар (Таджикистан), Хуршиды Хасановой и Дилором Амануллаевой (Узбекистан), а также два дуэта: «Весенняя песня» для скрипки и фортепиано Лили Буланже (Франция) и «Вариации на тему Паганини» для дутара и фортепиано Хироми Яно (Япония). Большой временной диапазон (более полутора столетий) и широта географии представленных имен композиторов позволила познакомить аудиторию с музыкой разного стиля, характера, опирающейся на традиции своего народа, родной культуры, что вместе и формируют мышление автора. В результате программа вечера отличалась содержательностью, динамизмом и, вместе с тем, лаконичностью как в звучании произведений, так и в комментариях и видео ряде, предваряющих, дополняющих каждый номер. Незабываемым стало выступление солистки концерта Адибы Шариповой. Ее виртуозное владение инструментом, свобода в передаче образного строя сочинений, детализированность в проработке каждого музыкального элемента, не теряя композиционной цельности, стилевого своеобразия композиций, способствовали созданию оригинальных интерпретаций классических и современных произведений женщин-композиторов. Органично сливались в едином «потоке» рояль и скрипка, партию которой исполнила Аселе Овчинникова. Перед слушателями яркими красками расцвел весенний пейзаж, наполненный голосами птиц, красотами цветущего сада, согревающими лучами солнца. Никого не оставил равнодушным дуэт дутара и фортепиано, исполнивший «Вариации на тему Паганини». Это достаточно известная в композиторском творчестве тема, к которой обращались композиторы прошлого (Р.Шуман, Ф.Лист, И.Брамс). Сочинение современного японского автора Хироми Яно – новый оригинальный вариант классического образца, написанная для балалайки и фортепиано. В интерпретации узбекского дутара и фортепиано, представленного Иродой Рихсиевой и Адибой Шариповой, данное произведение получило еще одну смелую и невероятно интересную версию. Узбекский народный инструмент в ансамбле с фортепиано звучал в этот вечер по концертному ярко, виртуозно и сценически эффектно.
Поэтично прозвучали четыре пьесы из цикла «24 байта» современного таджикского композитора Зарины Миршакар. В соответствие с характером восточной лирики, ее глубокой содержательностью Миршакар создала лаконичные и образно выразительные фортепианные миниатюры, тонко прочувствованные А.Шариповой и вдохновенно исполненные в концерте. В программе также были исполнены пьесы из знаменитого цикла «Музыкальные игрушки» Софьи Губайдулиной, в которых можно было услышать и звуки природы, и голоса животных и птиц, и, конечно, имитацию звучания музыкальных инструментов. Отдельной темой для гордости явилось включение в концерт сочинений узбекских женщин-композиторов – Хуршиды Хасановой и Дилором Амануллаевой. Оба композитора работая в песенном жанре (детская и эстрадная, соответственно), тем не менее внесли заметный вклад в развитие фортепианной музыки. Две прелюдии Х.Хасановой представили на суд зрителей современные композиции, пронизанные модернистским мышлением автора, с элементами импрессионизма и сонористики. Сочинение «Сны Амира Темура» Д.Амануллаевой, завершавшее концерт, отличалось особым мистическим характером. Благодаря интерпретации Шариповой публика погрузилась в мир грез великого полководца, образ которого заметно отличался от того, каким его привыкли представлять современники, то есть больше человеком с живыми чувствами и эмоциями, нежели грозным завоевателем. Надо сказать, что весь концерт был пронизан особой атмосферой красоты и вдохновения, вызываемого музыкой женщин-композиторов, полной нежности, душевности в передаче различных образов и настроений. Вот почему эти произведения заслуживают того, чтобы звучать на современных концертных площадках, обогащать репертуар современных музыкантов. Ташкентская публика, побывавшая на данном концерте, оказалась в числе тех, кому посчастливилось услышать шедевры фортепианного искусства в исполнении талантливых музыкантов, стать свидетелями их творческого откровения и высокого профессионального мастерства.
Венера Закирова, музыковед
|
|