Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.05.2022 / 20:22:40
Согласитесь, это красиво: 6-й Международный фестиваль джаза 2022 года организован в любимой ташкентцами Консерватории в год ее 85-летияСогласитесь, это красиво: 6-й Международный фестиваль джаза 2022 года организован в любимой ташкентцами Консерватории в год ее 85-летия, а открылся в Международный день джаза, 30 апреля. После Церемонии открытия, немало порадовав любителей джазовой музыки, успешно прошел сольный концерт "Ginetta's Vendetta" (США), с участием "Jazzirama" (Узбекистан). Такой же концерт состоялся в Хиве, близ крепости Ичан Кала, двумя днями позже. В другие дни фестиваля, который порадовал искусством мастеров джаза из разных стран мира, музыканты группы "Jazzirama" встречались со звездами российского и французского джаза. Фестиваль удался – благодаря объединенным усилиям и поддержке Представительства UNESCO в Узбекистане, Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, Государственной консерватории Узбекистана и ряда зарубежных посольств. 8-го мая «Jazzirama» пригласила зрителей на свой сольный концерт: Саидмурат Муратов (саксофон), Санжар Нафиков (фортепьяно), Андрей Просвирнов (бас-гитара), Владислав Немтинов (ударные). С ними на сцене были также Шавкат Матъякубов (вокал, этнические духовные) и Дильфуза Нурметова (вокал). В Большом зале консерватории, заполненном до отказа (эту группу знают и любят), восторженными аплодисментами зрители возвращали музыкантам тот энергетический заряд, который получили от них за время концерта, ведь каждый музыкант этой группы – талантлив и уникален. Именно в этом зале девять лет назад «случился» концерт «Jazzirama», на котором они представили свой первый альбом. Тот же диск представляли в театре Марка Вайля «Ильхом», и в этот день родился «Ilkhom Jazz Club». Потом было много проектов, концертов, мастер-классов приезжих звезд и поездок на зарубежные семинары и фестивали. Смысл и мотивация всей этой работы – формирование своего, узбекского джаза. И начинается эта история со встречи двух музыкантов, Саидмурата Муратова и Санжара Нафикова, а также с загадочного слова «этно-джаз», которым они увлеклись в 2008 году. Загадка заключалась в том, что их не устраивало, как оно интерпретировалось, и что подразумевалось под этно-джазом. Многие зарубежные фестивали в этом смысле разочаровывали: это понималось просто как объединение в одном пространстве джазового и этнического исполнения. Джаз в нашей стране зазвучал с середины прошлого века. Правда, был период, когда это слово произносили чуть ли не шепотом, но даже в это запретное время джаз исполняли, и он был услышан, благодаря усилиям выдающихся музыкантов и энтузиастов, – однако это все же было подражание американскому джазу. Классический джаз прекрасен и разнообразен, но, услышав, к примеру, композиции великого азербайджанского джазмена Вагифа Мустафазаде или построенный на молдавских напевах «воображаемый фольклор» знаменитого трио Михаила Альперина, невольно задаешься вопросом: а существует ли узбекский джаз? Что ж, недаром слово «джаз», пришедшее из американского сленга, изначально означало энергию, бодрость и отвагу. Именно эти качества понадобились музыкантам Джаззирамы, чтобы неутомимо доказывать коллегам: этно-джаз – это не просто соединение двух стилей, это то новое, что рождается от взаимодействия классического джаза и этнической музыки. Долгие годы они искали и пробовали, хорошо понимая: чтобы соединить джаз и этническую музыку, нужно глубоко знать то и другое. В изучении традиционной музыки им очень помог Шавкат Матъякубов, известный в стране и за рубежом исполнитель макомов. Концерты Джаззирамы всегда пользовались успехом, но поиск продолжался. Санжар и Саидмурат создавали свои композиции, часто приносили на репетицию просто гармоническую сетку с некоторыми ритмическими указателями, остальное дописывали в процессе живой репетиции со всей группой, бесконечно пробуя и затем отбирая лучший найденный вариант. Процесс творческого поиска продолжался много лет. И вот в конце туннеля забрезжил свет. Вернее, звук. Похоже, загадочный ингредиент узбекского джаза уже практически найден. Это еще не новый стиль, но это уже новый путь! В структуру фестивального сольного концерта включена небольшая лекционная часть, в которой Санжар сформулировал концепцию этно-джаза изящно и просто: классический американский джаз – это «существительное», это язык, методология. А восточный джаз – это «глагол». Это действие. Это постоянное движение, направление которого определяет методология американского джаза. Кому-то надо расшифровать? Просто приходите на следующее выступление Джаззирамы, и все будет ясно. Фестивальный концерт с самого начала порадовал теплой дружеской атмосферой. Этому способствовала и интерактивная манера общения музыкантов, и их мастерство и погруженность в мир звуков, их умение слушать, следить за игрой партнеров и реагировать на нее за доли секунды, полюбившиеся зрителям сольные выступления пианиста (Санжара Нафикова), саксофониста (Саидмурата Муратова), бас-гитариста (Андрея Просвирнова) и ударника (Владислава Немтинова). И конечно же – великолепные орнаменты узбекских, таджикской и казахской мелодий в их джазовом исполнении, в сочетании с вокалом замечательного Шавката Матъякубова и завораживающего пения Дильфузы Куроловой. Финальный номер создал уже совершенно праздничное настроение – «Лязги»! Что может быть ближе к джазу, чем мелодия лязги, что может больше вдохновить на импровизацию, чем свободный, абсолютно зикровый танец лязги! Рукоплескали стоя, радовались от души. Послушали бы еще, пусть то же самое – ведь джаз нельзя сыграть дважды одинаково. Джазовый концерт – это всегда сюрприз, и на этот раз он назывался «узбекский джаз». Теперь мы знаем, он есть, и он звучит гордо! Закончился фестиваль. Музыканты возвращаются к другим проектам – продолжению ставшего уже популярным детского фестиваля «Джаз умидлари», созданию нового образовательного проекта… Но об этом – в следующий раз. Барно Тургунова Фото: Е. Скляревского
|
|