Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.11.2022 / 12:13:12
Концерт дружбыВ конце нынешнего октября в зале Дворца творчества молодёжи состоялся концерт Государственного симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижер заслуженный артист Республики Узбекистан Камолиддин Уринбаев). За дирижерским пультом в тот вечер были гости из Южной Кореи – Но Тэ Чоль и Сан Ким. Мероприятие было посвящено 30-летию установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Республикой Корея. Заметим, история не раз доказывала, что наиболее прочные мосты дружбы между народами возводятся через плодотворное культурное сотрудничество. Налажено оно и в Узбекистане, в частности с корейскими музыкантами, свидетельством которому является совместная постановка традиционной корейской оперы «Чунхянчжон» в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои, организатором которой выступило Посольство Республики Корея в Узбекистане. К этому следует добавить и недавние гастроли Государственного симфонического оркестра Узбекистана по городам Южной Кореи – Сеул, Анян, Пусан и другие. Этот тур имел не только большое художественное значение, но и стал своего рода увертюрой к прошедшему концерту дружбы. Его программу открыла корейская народная песня «Ариран» (в аранжировке Син Сон Хвана) – одна из популярных в Корее, символизирующая корейскую нацию. Она существует в нескольких вариантах. В декабре 2012 года ЮНЕСКО включило «Ариран» в список нематериального культурного наследия человечества. Её поют повсеместно в Корее и за её пределами. Она является также популярным мотивом в различных видах искусства и медиа, включая кино, мюзиклы, драму, танцы и литературу. Поэтому не случайно, а закономерно «Ариран» считается неофициальным национальным гимном Кореи, способным укрепить общение и единство между корейцами дома или за границей. Первым номером концертной программы дирижировал главный дирижер оркестра «Пьонг-Тэк филармония» и «Концертного оркестра Сеула», профессор Университета Пьонг-Тэк Но Тэ Чоль. Маэстро также работает со многими оркестрами Америки, Австрии, Венгрии, Канады, Германии и других стран. Под его управлением красивая и нежная мелодия «Ариран», отражающая национальное чувство и душу корейского народа, напомнила его историю, полную страданий, возбудив горячее чувство любви к родной земле. Она восхитительно была исполнена Государственным симфоническим оркестром. Далее прозвучала ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта – одного из главных её персонажей. Это последняя опера композитора и его последняя радость. Этим номером концертной программы, как и последующими, дирижировал маэстро Сан Ким. Несколько слов о нашем госте. Сан Ким получил прекрасное музыкальное образование: окончил факультет дирижирования Корейского национального университета искусств, получив диплом дирижера, а так же Миланскую академию имени Джузеппе Верди, получив специальность хорового дирижера. В настоящее время работает дирижером Сеульского филармонического оркестра и Международной оперной труппы Кимсун в Сеуле. Дирижирует такими известными операми, как «Богема» Дж. Пуччини, «Эликсир любви» Г. Доницетти и другими. Вернёмся, однако, к арии Царицы ночи – одной из сложнейших и красивейших для колоратурного сопрано, которую замечательно исполнила лауреат Государственной премии «Нихол» Хадича Имомназарова, сделав этот образ живым и волнующим. Её пение, никого не оставило равнодушным в зале, который затаив дыхание, очень внимательно слушал певицу. Далее прозвучала знаменитая каватина Фигаро из комической оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в исполнении лауреата Государственной премии «Нихол» и международных конкурсов Акилбека Пиязова, мастерски презентовавшего своего героя. Певцу удалось с точностью воссоздать образ ловкого и предприимчивого, жизнерадостного, оптимистичного насмешника и острослова, смело ведущему борьбу с всесильным вельможей. Концертная программа завершилась исполнением Пятой симфонии (ми минор, соч.64) П. И. Чайковского – одного из величайших русских композиторов XIX века. Автор более 80 произведений, написанных в самых разных жанрах, Пётр Ильич немало внимания уделял и симфонии, которых у него шесть, не считая программной «Манфред». Свою Пятую композитор написал через 11 лет после Четвёртой. В этих двух опусах Чайковский обращается к одной и той же теме – теме рока. Однако в Пятой симфонии он решает вступить в борьбу с ней и победить её. Отсюда и возникает вопрос композитора к слушателям: подчинится ли тема рока, окажется ли она побежденной? Известный русский композитор, педагог, учёный и ученик Чайковского Сергей Танеев считал Пятую симфонию своего педагога его лучшим сочинением, ведь она о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. Вот уже более ста лет дирижёры пытаются открыть тайный смысл этого опуса. Что происходит в его финале? Кто побеждает? Роковые силы или человек над судьбой? Не стал исключением и Сан Ким. Оркестру под его управлением удалось передать удивительную, завораживающую красоту бессмертной музыки Чайковского, притянув к ней не только оркестрантов, но и слушателей. И когда дирижёр сделал завершающий жест, зал начал восторженно аплодировать. А аплодисменты, как известно, являются оценкой качества исполнения. Время концерта прошло незаметно. Воодушевленные игрой слушатели, не спешили покидать зал, а продолжали восхищаться и громко аплодировать.
Сабина Гимадиева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|