В Органном зале Государственной Консерватории Узбекистана 19.10.2023 г. с большим успехом прозвучали произведения двух авторов, причисляемых сегодня к самым исполняемым в мире. Это немецкий композитор Йоганн Себастиан Бах, автор более 1000 произведений всех значимых жанров, востребованный уже пять с лишним веков, и наш современник, эстонский композитор Арво Пярт, автор многочисленных симфонических, камерных, инструментальных произведений.
Арво Пярт считается одним из самых глубоко мыслящих и духовных авторов нашего времени, это художник большой внутренней убежденности и суровой простоты. Пярт - создатель авторского стиля "tintinnabuli", в котором он специфически воплотил принципы техники минимализма и эстетики «новой простоты». Композиционные приёмы tintinnabuli (от лат. «колокольчик») известны своими протяжными нотами, витающими в воздухе подобно вибрациям после удара в колокола. Его композиции Für Alina и Spiegel im spiegel (1978 год) до сих пор остаются двумя наиболее широко известными произведениями в этом стиле.
Большинство произведений Арво Пярта духовно и вдохновлено сакральными текстами, как это произошло и в нынешний октябрьский вечер, когда состоялась премьера одного из наиболее ярких творений композитора - Кантата "Stabat Mater". Она создана в 1985 году, для трёх солистов и струнного трио. Впоследствии появилась и более расширенная версия - для смешанного хора и струнного оркестра, именно она прозвучала в Государственной консерватории в исполнении Камерного Оркестра "Юные Дарования" Государственной Филармонии Узбекистана, (художественный руководитель Муборак Лутфуллаева), под управлением молодого дирижёра Кирилла Чахлова, кавалера Медали "За заслуги перед культурой и искусством". В премьере участвовал также молодежный хор творческого объединения "Бульбульча" (художественный руководитель Уктам Шокаримов). Модератором концерта, комментирующим отдельные пассажи музыкального произведения, был Кирилл Чахлов.
Молодым исполнителям удалось новаторским музыкальным языком донести до слушателей композицию, написанную на канонический латинский текст. Полигармония, секундовые ходы, сопоставление голосов инструментам и наоборот, обилие пауз - все это держало слушателя в напряжении и внимании. Трёхголосный хорал, звучащий как пение ангелов, словно нисходящее с небес, трижды перемежался бурной земной реальностью, каждый раз всё более стремительной и жестокой.
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА