Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.03.2024 / 20:38:02
КОМПОЗИТОР СУЛЕЙМАН ЮДАКОВ. КОРИФЕЙС утра было солнечно. Базар в Коканде был любимым местом горожан. Народ ходил туда если не за покупками, то для того, чтобы пообщаться и посплетничать. Туда же шел человек, одетый в простой халат, и тюбетейку. Вдруг его взгляд упал на сидевшего у ворот мальчика лет двенадцати. Рядом с ним стоял ящик, щетка и гуталин. Человека не удивило то, что мальчик работает чистильщиком обуви — в то время многие дети из бедных семей промышляли этим занятием. Его поразило, что мальчик так лучезарно улыбался, что казалось, его улыбка освещала все вокруг и делала пространство более чистым и радостным. Человек с сомнением посмотрел на свои видавшие виды сапоги, но все-таки подошел к чистильщику. Тот улыбнулся еще радостней и с энтузиазмом начал чистить старые сапоги. - Как тебя зовут, - поинтересовался незнакомец? - Сулейман, - ответил мальчик и было заметно, что ему нравится его имя. - А меня домла Хамза. - Кто твои родители? - Мой отец недавно умер, - его улыбка погасла, - теперь я занимаюсь его ремеслом. - Ты грамотный? - опять спросил Хамза. - Я умею читать, - с гордостью ответил Сулейман. - А что бы ты хотел больше всего? - опять спросил неравнодушный к людям, известный в Коканде поэт и драматург. - Я хочу учиться музыке, - не раздумывая ответил мальчик. Хамза на пару минут задумался. - В детском доме обучают музыкальной грамоте. Подумай об этом. Если захочешь, то я отведу тебя туда. Вот так, в один момент изменилась жизнь Сулеймана. В детском доме он погрузился в волшебный мир музыки. Под руководством педагога Михаила Найгофа он осваивал игру на флейте, мандолине, гитаре. Когда была возможность, Сулейман приходил в театр под открытым небом, где репетировали пьесу Хамзы «Проделки Майсары». Тогда постоянно слышался его смех — так мальчику нравилась постановка. На репетиции смеялись и актеры что делало их непростую жизнь немного легче и приятней. Однажды Сулейман сказал Мастеру: - Когда вырасту, то напишу музыку к вашей пьесе и прославлю вас в веках. Парень никогда бы не поверил, что в далеком 1970 году он станет Лауреатом Государственной премии имени Хамзы Узбекской ССР.
Хамза только улыбнулся — он не нуждался в прославлении. Всю свою жизнь он посвятил народу. Поэт создал бесплатную школу для детей бедняков, боролся за права женщин. Он создал передвижной театр — первый драматический театр Узбекистана Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах . Хамза писал стихи и пьесы. Он был отчаянно храбрым человеком и боролся против несправедливости. В 1929 году его забросали камнями мужчины, подстрекаемыми местным духовенством.
В благодарность за все его старания, современные чиновники объявили его врагом народа, и переименовали театр его имени и даже станцию метро и еще много чего. Их имена в отличии от имени Хамзы не сохранятся в веках и никто не вспомнит их добрым словом.
В 1935 году Сулеймана как талантливого ученика отправляют в Москву на рабфак при Московской консерватории, а три года спустя на Основной курс под руководством Рейнгольда Глиэра. Сулейману нравился наставник. Потомок немцев, переселившихся в Россию, он был интеллигентным и деликатным человеком. Частенько наставник играл на пианино в другой комнате, а ученики записывали ноты. Если бы Сулейман мог предвидеть будущее, то увидел волнующую картину. Любимый учитель тепло поздравляет его, когда на Декаде Узбекского искусства в Москве, в 1951 году с огромным успехом прозвучала его вокально симфоническая сюита «Мирзачуль», удостоенная Государственной премии. И многие слушатели, переполнившие Большой зал Московской консерватории стоя аплодировали. Как счастлив был бы Глиэр узнав, что опера «Проделки Майсары» звучала во Франции и Польши, что она переведена на туркменский, таджикский, киргизский, башкирский языки .
Москва Сулейману казалась другим миром. Музеи и театры города являлись для него настоящим откровением. Однажды, в Пушкинском музее он заметил стройную светловолосую девушку. Она долго стояла у картины Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Сулейман тоже подошел к картине и его поразила ее необычайная красота. Там была изображено четыре девушки или все-таки одна в движении? Парня поразила мерцающая красота пастелей. Так получилось, что они с девушкой переглянулись и стеснительный и скромный Сулейман едва не покраснел. - Это вы изображены на картине? - парень решился пошутить. - Конечно нет, - смеясь ответила девушка, но я тоже балерина, которых так любил писать Дега. После, они с Анной долго гуляли по улицам города, сидели в кафе. Анна была уроженкой города Гродно в Белорусии, а в Москве училась в хореографическом училище. Сулеймана пленила красота девушки и чувства нежные ростки проросли в его душе. Влюбленный юноша написал романс «Не пой красавица»(Куйлама сохибжамол), который являлся открытием узбекской пушкинианы. За этот, полный восточной неги и возвышенных эмоций романс, он удостоился первой премии на конкурсе.
Анне многое нравилось в скромном восточном юноше: его простота в общении, природная жизнерадостность и оптимизм. Он был большим любителем шуток и явно обладал даром актера-комика. Однажды, когда они сидели в кафе, официант ненароком уронил бокал на их столике. Сулейман незаметно положил яблоко в карман и бешено вращая глазами направился в сторону бедняги- официанта. Весь зал в испуге замолк, ожидая ссоры, стрельбы, драки. Но, Юдаков как ни в чем не бывало достал из кармана яблоко и смачно откусил от него кусок. Все присутствующие с облегчением рассмеялись - настолько хорошо он сыграл эту сценку. Анна пригласила Сулеймана на отчетный концерт в хореографическом училище. На всю жизнь он запомнил завораживающую музыку Адана в балете Жизель, игру света и тени, полёт белых шопенок в ночном тумане и легкую фигурку девушки парящую над сценой. После концерта девушка должна была вернуться на родину и Сулейману было грустно. Они обещали переписываться и не терять друг друга. Но, грозный 1941 год нарушил их планы. Не закончив образования, начинающий композитор вернулся на родину и они потеряли друг друга в пучине войны.
В 1943- 1946 году молодому композитору предложили работать в Душанбе художественным руководителем Таджикской государственной филармонии . Он с радостью согласился с этим предложением. Композитор оставил большой след в таджикской истории и культуре, написав гимн Таджикистана.
После войны маэстро сочинил множество произведений. Его уникальная «Танцевальная сюита» завоевала сердца как профессионалов, так и публики. Она состояла из трех частей: «Хорезмское праздничное шествие», «Азербайджанский лирический танец» и «Ферганская пляска» И все они были контрастны. Праздничность шествия сменялась томным, прихотливым ритмом лирического танца, который вдруг прерывался веселой, уверенной, ритмически упругой пляской.
Борис шел из школы. Он уже предвкушал вкусные пирожки бабушки Рахили, но шум во дворе дома привлек его внимание. Многие обитатели дома стояли на улице, большинство же выглядывало из окон. Среди небогатого скарба стоял плотный, лет сорока, небольшого роста человек. Его лысина блестела на солнце. Рядом с ним стояла пожилая женщина. Оказалось, что это новые жильцы переехали в большой дом с балханой, где сняли комнату у дружной бухарско- еврейской семьи, главой которой была бабушка Рахиля. Там весной, на земляной крыше прорастала трава, трепетали красные нежные маки. В общем дворе проживало несколько семей. В таких дворах всегда царила атмосфера гостеприимства и взаимопомощи. Люди жили одной общей семьей. Вместе обедали, угощали друг друга и помогали продуктами, вместе горевали и радовались
Сулейман пришелся по душе обитателям общины. Борису импонировала его веселость, оптимизм и хорошее настроение. Он и другие обитатели дома ждали его шутки, розыгрыши, он был постоянным праздником для жителей. Общение с многими людьми, их колоритные образы и характеры, помогли композитору в создании его поистине бессмертной оперы «Проделки Майсары» Юдаков относился с любовью и большим уважением к жителям двора. Поэтому в январе 1959 года он нанял бортовую машину и пригласил всех желающих поехать в театр Навои на премьеру. Борис Бабаев был человеком, которому в возрасте четырнадцати лет посчастливилось присутствовать на премьере комической оперы Юдакова «Проделки Майсары» Он помнил тот замечательный вечер: «Театр был переполнен, много красиво одетых людей, много цветов и шквал аплодисментов. Звучала изумительная музыка, на сцене возникали образы в исполнении Халимы Насыровой, Карима Закирова, Саодат Кабуловой и других корифеев узбекской сцены» Этой опере была присуща театральность, зрелищность , выпуклые национальные характеры. В ней сочетались восточная музыка в единстве с общечеловеческими ценностями. Сулейман Александрович был счастлив. Он сделал большую работу и сделал ее хорошо. И выполнил обещание, которое дал Хамзе. Счастлив был и театральный режиссер, Владимир Канделаки- поистине большой мастер сцены. У Бориса зародилось чувство уважения к Юдакову, человеку, композитору. Ему было позволено заходить в его большую комнату, где он творил. Беседы с композитором производили большое впечатлении. Это были уроки жизни, время его духовного обогащения. Потом Юдакову наконец дали квартиру в Доме специалистов на улице 9 января. Борис помогал его старой матери по хозяйству, когда Сулейман уезжал по делам. Когда умерла матушка композитора, в летний вечер, во дворе бабушки Рахили с магнитофонной ленты звучала «Поэма о матери» Композитор, тяжело пережив потерю самого близкого человека, создал это впечатляющее произведение и посчитал нужным провести вечер ее памяти в дружном доме с близкими людьми. Потом он получил квартиру в доме композиторов на улице Гоголя,69 и блистательно сделанный художником Юсуфом Елизаровым портрет матери композитора- тетушки Лайли, занял свое место над пианино. Впоследствии Борис Бабаев стал известным тележурналистом и деятелем культуры Узбекистана и приложил много сил для увековечивания памяти композитора.
Сегодня для Африды Хакимовой и для других студентов Ташкентской консерватории был знаменательный день. Студентов отпустили с занятий послушать выступление корифеев на заседании Пленума Союза композиторов Узбекистана. На трибуну поочередно выходили прославленные мэтры музыкального искусства. Они говорили определенно правильные вещи, но девушка заскучала. Тут председательствующий объявил выступление Юдакова, и к трибне «покатился» полноватый, небольшого роста человек, многозначительно поглядывая на присутствующих своими большими с блеском глазами. Голова композитора «блистала» под стать его глазам. Взойдя на трибуну, выступающий начал говорить «без бумажки»: выразительно и эмоционально. Африда не слушала его речь, ей было интересно следить за мимикой известного композитора. Судя по всему, он на кого-то или на что-то сетовал, распаляясь все больше и больше. В кульминационный момент его глаза стали угрожающе большими, руки резко взметнулись к голове и он произнес сакраментальную фразу: «У меня волосы встали дыбом!» Здесь зал не выдержал и взорвался гомерическим хохотом. Юдаков замолк, ошарашенный реакцией зала. В его глазах выразилась печаль и обида одновременно. В этот момент резко и явственно высветилась человеческая драма этого большого ребенка, обрекавшая его на одиночество по жизни.
Африда окончила консерваторию и стала профессиональным хормейстером. Она познакомилась с вокально-хоровой музыкой Юдакова и поняла незатейливую магию ее очарования. В завораживающей вокально-симфонической поэме «Алер»(Величальная), при всей ее простоте и доступности для исполнения схвачен вариант восточной формулы жизнеутверждающей любви и всеобщего благоденствия.
Рустам Абдуллаев, известный композитор, как то вечером случайно встретился с не менее известным композитором Сулейманом Юдаковым. Был приятный прохладный вечер. Люди, думая о предстоящих домашних заботах сосредоточено шли домой. Кто-то шел из магазина с тяжелыми сумками, кто- то вел ребенка из детского сада. Никто не смотрел на окружающих, погруженный в собственные мысли. Рустам решил проводить старшего товарища домой. Они шли прогулочным шагом, беседуя о музыке. Вдруг, Юдаков остановился и запел свою «Застольную песню». Он пел ее так громко и так зажигательно, что прохожие оторвавшись от дум, стали один за другим присоединяться образуя целую процессию. При подходе к дому, шествуя за ними, мотив песни подхватили уже человек сто. Талантливый человек талантлив во всем. На генеральной репетиции оратории «Победа», Юдаков, вместо отсутствующего по болезни певца, без всякой вокальной подготовки «вытянул» сложную партию солиста. Тем самым заслужив шквал аплодисментов всех присутствующих. В другом случае он увековечил свой голос, чтобы не сорвать записи пластинки оперы «Проделки Майсары»: маэстро исполнил фрагмент партии Хидоята вместо отсутствующего солиста. Рустаму нравился этот общительный и компанейский человек, всеобщий любимец, наделенный от природы жизнерадостным и светлым юмором. Тем более, что он был способен делиться с окружающими своим жизнелюбием. Слушая его произведения люди ощущали светлые эмоции, вдохновение и свежесть чувств.
Галия Измайлова, блестящая балерина, готовилась к роли Гули в постановке балета «Юность Насретдина» Ее партнером был прекрасный танцовщик Сонмас Бурханов. Несмотря на то, что труд балерины нелегок, Галия не чувствовала усталости. Музыка Маэстро была удобна для балета: пластична, эмоциональна и необыкновенно выразительна. Галия уважала композитора за его чудесную музыку и за многие черты характера: жизнелюбие, коммуникабельность и гостеприимство. А также легкость в общении: из любой щекотливой ситуации он выходил с улыбкой на устах и умел разряжать надвигающиеся конфликты. Галия с блеском исполняла «Памирский танец», очень красивый, но трудный для исполнения. А Юдаков, глядя на балерину вспоминал другую сцену из далекой молодости. Игру света и тени и легкую, почти прозрачную фигурку танцовщицы, парящую над сценой.
Некоторые из его друзей и знакомых считали, что его квартира была обставлена старинной мебелью и производила впечатление застывшего времени. Многие не сразу могли понять как уживаются веселый нрав хозяина и эта старина. Но, некоторые считали, что предметы обстановки стали ему близкими друзьями, и создавали Сулейману Александровичу уют, необходимый для творчества. А может, как и многие талантливые люди, Юдаков не растрачивал себя на житейские мелочи. Он полностью посвятил себя служению музе и несомненно был корифеем узбекской музыки.
Муталь Бурханов, написавший гимн Узбекистана, обласканный властью и уважаемый народом композитор, был невесел. Его друг, с которым он шел по жизни плечо в плечо был болен. Сулейман Юдаков, с которым они были знакомы с самого детства, вместе учились в Московской консерватории и дружбу пронесли через всю жизнь лежал в больнице . Муталь собирался навестить его и с горечью подумал, что оба не имели семьи и были одиноки. Их ближайшими «родственниками» были друзья. В последние годы Юдаков не любил оставаться дома один. Он часто приглашал друзей домой, готовил чай, старался быть веселым и предупредительным. С горечью вспоминал Муталь предчувствие, с которым с ним поделился Юдаков; - Вот ушел наш друг, Манас Левиев, а за ним уйду и я. - Перестань, хватит себя накручивать, - пытался успокоить его Муталь.
Сулейман Алекандрович ушел из жизни внезапно, не дожив до своего 75- летия. Перед смертью он сокрушался, что его забыли. Конечно, это было не так.
Юдаков был истинным сыном своего народа. Музыкальное наследие композитора будет жить многие годы, радуя и вдохновляя все новые поколения узбекистанцев. Его музыка будет звучать в наших сердцах, жить на сценах театров, в концертных залах, в эфирах радио и телевидения. Скоро его балет «Юность Насретдина» снова будет поставлен на сцене театра имени Навои. Мы этого ждем и в это верим.
ГАЛИНА ШИРЯЕВА, член литературного семинара при Союзе писателей Узбекистана
|
|