Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.03.2024 / 12:14:57
ЮНЫЕ ПИАНИСТЫ ИГРАЮТ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА13 марта 2024 года в рамках заседания Методического объединения Детских школ музыки и искусств города Ташкента состоялась лекция-концерт «О фортепианных произведениях композиторов Узбекистана в репертуаре юных пианистов». Инициатива проведения данного мероприятия принадлежит педагогам Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А.Успенского и руководству Методобъединения. После лекции о роли фортепианной музыки в развитии отечественного музыкального образования прозвучали сочинения композиторов Узбекистана в исполнении учащихся отдела специального фортепиано РСМШ им.В.А.Успенского. Роль фортепианной музыки в истории узбекской музыкальной культуры переоценить невозможно. Практически все композиторы обращались и продолжают обращаться к произведениям для фортепиано. Первые образцы фортепианной литературы имели сугубо практическое значение. Ведь формирование профессиональной культуры было немыслимо вне развития музыкального образования, а подготовка местных музыкальных кадров не могла проходить в отрыве от народной узбекской музыки. Первым шагом на пути создания педагогического репертуара стал «Сборник узбекских пьес для фортепиано» в двух тетрадях выдающегося композитора, этнографа и музыкально-общественного деятеля В.А.Успенского. Все пьесы сборника, изданного в 1936 году, – это несложные обработки мелодий народных песен и макомов, при этом каждая обработка стала миниатюрной пьесой лирико-бытового содержания. В конце 1930х-1940е годы несколько сборников детских пьес опубликовал замечательный композитор Б.Надеждин – «Детские пьесы для фортепиано» (1938), «Детский альбом для фортепиано» (1948), «Три узбекских танца» (1939), «Шесть пьес для детей» (1940), «Пьеса для малышей» (1948). Эти сборники получили широкое распространение в репертуаре юных пианистов. В них очевидно глубокое проникновение в узбекскую народную музыку. Большую помощь маленьким исполнителям оказывают программные заголовки, вызывающие конкретные музыкальные образы. Многообразны жанровые типы пьес – песни, марши, танцы. Специалисты отмечают, что для юных пианистов методически особенно полезны пьесы, основанные на узбекских танцевальных ритмах. Конец 1940х – 1950е годы характеризуются интенсивным ростом фортепианной музыки. Во многом это связано с творчеством известного композитора-новатора Г.Мушеля. Фортепианная музыка на раннем этапе творчества была для композитора областью стилевых поисков и новых решений. Подавляющее большинство сочинений основано на интонациях, ритмах и ладах узбекской народной музыки. К наиболее простым образцам фортепианных миниатюр относятся пьесы педагогического назначения – «Детский альбом для фортепиано» (1948), «Девять нетрудных пьес» (1950), «Восемь этюдов» (1951), «Альбом легких пьес» (1955) и другие. Все компоненты музыкальной речи, в том числе и средства жанровой характеристики, направлены на поэтизацию образов, а технические задачи подчинены раскрытию образного содержания. В разнообразных по содержанию и жанрам пьесах доминируют два типа – лирическая миниатюра и моторные танцевальные пьесы. В лирических миниатюрах раскрывается мелодический дар композитора, а в танцевальных – ярко выявляется природа узбекской танцевальной музыки, а также имеет место работа композитора над фактурой, имитирующей звучание узбекских народных инструментов. В 1960-70е годы ведущими жанрами фортепианной музыки остаются концерт и миниатюра. При этом наблюдается расширение жанровой палитры – появляются сонаты, сонатины, прелюдии, вариации, различные циклы (например, прелюдии и фуги Мушеля, «Стены древней Бухары» Сайдаминовой, «Рубаи» Гиенко и другие). В жанрах фортепианной миниатюры возрастает роль виртуозного начала, расширяется образное содержание. Стоит сказать и о расширении стилистических горизонтов: если на начальном этапе наблюдалось влияние рахманиновской линии пианизма, то далее заметно влияние традиций Бартока, Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, усвоение современных технических норм композиторской техники. Таким образом, весь путь развития фортепианной музыки в Узбекистане говорит о закономерности поиска и эксперимента во взаимосвязи с национальной традицией. Отрадно, что эти поиски и эксперименты, а также интерес к фортепианной музыке продолжается и в настоящее время. В Республиканской специализированной музыкальной школе им.В.А.Успенского фортепианные произведения композиторов Узбекистана входят в репертуар юных пианистов на всех этапах обучения. Подтверждением тому стал состав участников концерта – на сцене Концертного зала ДШМИ №2 выступили ученики 2-10 классов. Открыли концертную программу изумительные программные миниатюры «На ослике» Л.Муждабаевой, «На велосипеде» С.Вареласа, «Вальс» Ф.Янов-Яновского и «Бабочка» В.Успенского в исполнении самых юных участников – второклассников Лайло Каримовой и Марка Карякина (пед.Абдуназаров Р.Р.), Марии Балухатиной (пед.Мухитдинова Л.А.) и Махбубы Акатовой (пед.Тишкунова Е.Ю.). Далее прозвучали разнохарактерные и разножанровые пьесы Р.Глиэра, Г.Мушеля, Б.Гиенко, М.Бафоева, А.Вареласа, Х.Азимова, М.Мухтарова в исполнении учеников средних классов – Александры и Виктории Александровых (пед. Василенко В.Г.), Анваровой Мубины, Латифы и Лазизы Эгамбердиевых (пед.Салджанова Р.К.), Закии и Нуршоды Мусаевых, Далера и Олима Жумаевых (пед.Расулова Ф.Э.), Сабины Мухамедовой (пед.Абдуназарова Н.Ю.), Бехруза Юлдашева (пед.Мирсалимова А.М.), Несибе Чифтджи (пед.Шин Н.Г.), Гулрух Ходжибековой (пед. Абдуназаров Р.Р.), Самиры Хайдаровой (пед.Мамадалиева Д.А.). В заключение программы были представлены яркие концертные пьесы – мистическое «Молению огню» В.Успенского, виртуозная «Токкатина» Д.Амануллаевой и эпическое «Посвящение» Д.Сайдаминовой, которые блестяще исполнили лауреаты международных конкурсов Анна Алимова (9 класс, пед.Тишкунова Е.Ю.), Нигина Камилжонова (10 класс, пед.Мухитдинова Л.А.) и Севара Юлдашева (10 класс, пед.Мамадалиева Д.А.). Как сказала глава Методического объединения ДШМИ г.Ташкента Галия Валентиновна Касымова: «Лекция-концерт, которая была подготовлена нашими коллегами – педагогами знаменитой школы Успенского, стала весьма ожидаемым, ярким и важным в профессиональном плане событием для всех нас. И мы надеемся на продолжение сотрудничества и новые совместные мероприятия». «Тема, связанная с музыкой композиторов Узбекистана в репертуаре юных пианистов, - многогранная, - подчеркнул заведующий отделом специального фортепиано РСМШ им.В.А.Успенского Равшан Раимович Абдуназаров. – Так что с уверенностью можно сказать, что продолжение будет».
Татьяна Петренко, музыковед, педагог РСМШ им.В.А.Успенского
|
|