Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.04.2024 / 10:08:56
"Соловей узбекской эстрады" Батыр Каримович Закиров (26 апреля 1936 – 23 января 1985)Звезда Батыра Закирова взошла на небосклоне в 1950-е гг. Мягкий, сокровенно пронизывающий душу голос покорил тогда миллионы любителей зарождающейся в Узбекистане эстрады. В исполнении Батыра Закирова узбекская песня впервые зазвучала в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. В сущности, это была революция в национальном песенном искусстве. Сегодня мы слушаем его лирические песни с таким же трепетом, как когда-то их слушало поколение наших родителей. Батыр Закиров пел не только на узбекском, но и на французском, арабском, афганском и индийском языках, его песни облетели весь мир. Батыр Каримович Закиров – узбекский советский певец, писатель, поэт, художник и актер, родоначальник эстрадного искусства в республике. Народный артист Узбекской ССР (1965), старший брат певца Фарруха Закирова и певицы Луизы Закировой. Он родился в Москве в семье профессиональных музыкантов. Его отец Карим Закиров был оперным певцом-баритоном, который стал народным артистом Узбекской ССР (1939) и солистом Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои. Мать – Шоиста Саидова – также была певицей, исполнительницей народных песен, а в дальнейшем стала солисткой Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими. Они познакомились во время учебы в Московской консерватории, поженились и вскоре у них родился первенец – Батыр. Он вырос в гостеприимном доме, который часто посещали известные узбекские артисты и певцы того времени. Атмосфера искусства и творчества питала всех детей в семье с ранних лет. Так формировалась в Ташкенте музыкально-артистическая династия Закировых. Все детство и отрочество Батыра Закирова было связано с искусством. Казалось, что Батыр родился уже влюбленным в театр. Еще в детстве они с сестренкой Луизой устраивали небольшие спектакли, копируя игру актеров, увиденных в спектаклях театров, где работала мама Шохиста Саидова и папа Карим Закиров. Прокравшись в мамину комнату, дети гримировались как настоящие артисты, надевали на себя костюмы. Маленькие артисты пытались даже ставить целые кукольные спектакли, где все, начиная с кукол и заканчивая декорациями, делали своими руками. Отец рассказывал детям много интересного об истории Узбекистана, древних городах Самарканде, Бухаре и Хиве, легендарных героях народных преданий. Он много раз читал им бессмертные лирические поэмы Алишера Навойи «Лейли и Меджнун» и «Фархад и Ширин». Каждый раз Батыр, слушая их, очень переживал за судьбу бесстрашного Фархада и влюбленного поэта Меджнуна. Батыр живо представлял себе героев из любимых легенд. После восьмилетнего обучения в школе Батыр поступил на подготовительное отделение Ташкентской консерватории, окончив которое, стал студентом по классу вокала. Однако обнаруженный туберкулез легких вынудил его оставить музыкальное образование, и Закиров поступил на режиссерский факультет Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. Несмотря на тяжелый недуг, он продолжает петь, в 1956 г. приняв участие в создании первого эстрадного коллектива в Узбекистане – молодежного ансамбля «Юность», в составе которого приезжает на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957). Там впервые в его исполнении прозвучала песня на арабском языке «О светоч грез моих (Арабское танго)», под вторым своим названием ставшая очень известной и популярной в СССР. Аранжировку песни сделал Ян Френкель. Вскоре Закиров возглавил только что созданный Эстрадный оркестр Узбекистана, дирижером которого стал Александр Двоскин. Кроме Батыра солистами в оркестре работают его сестра Луиза, а также Эльмира Уразбаева. С конца 1950-х гг. певец становится популярным в СССР исполнителем песен разного жанра – это были оперные арии, узбекские народные песни, песни советских композиторов и зарубежные шлягеры, исполняемые практически всегда на языке оригинала. Он пел азербайджанские, иранские, афганские, турецкие, индийские, греческие, итальянские, испанские, французские песни. В 1963 г. болезнь обострилась и Закирову в Москве сделали сложную, но успешную операцию (было удалено одно легкое). Врачи не рекомендовали ему петь еще, как минимум, два года, и период вынужденного молчания не был потрачен впустую. Он отредактировал для печати свои ранние стихи, придумал цикл сказок для детских журналов. Его перу принадлежат переводы на узбекский язык «Тени» Евгения Шварца и «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. На Республиканском радио Батыр совместно с женой – актрисой Эркли Маликбаевой – осуществил инсценировку этой сказки. Три дня велась запись в большой студии радио. Роль Маленького принца сыграла супруга. От автора говорил Обид Юнусов, а все остальные роли – Баобаба, Лиса, Звездочета и другие – озвучил Батыр. В 1965 г. Батыру Закирову было присвоено звание Народного артиста Узбекской ССР. После периода реабилитации он вновь начал выступать с концертами. Регулярно записывал пластинки с новыми песнями. Летом 1966 г. Батыр Закиров с триумфом выступил на сцене в знаменитой парижской «Олимпии» во Франции. В 1968 г. он участвовал в съемках новогоднего музыкального фильма «Похищение», где совместно со своей сестрой Луизой исполнил «Песню о счастье». Сестра Батыра, Луиза Закирова, вспоминала о любимой песне певца: «Когда мы впервые услышали знаменитую иранскую певицу Гугуш, мы были потрясены! Батыр сразу загорелся идеей исполнить что-нибудь иранское. И вскоре он нашел потрясающую композицию «Мароби бус» («Поцелуй меня»), которую написал в тюрьме один малоизвестный иранский певец для своей возлюбленной. Первоначально она звучала под простой гитарный аккомпанемент, но после аранжировки и в исполнении Батыра раскрылась и зазвучала совсем по-другому – ярче и мелодичнее. Помню, тогда заново открыла для себя Батыра… он просто возродил «Мароби бус», сделав из нее настоящую балладу. С годами она стала ему очень дорога, он редко ее исполнял, каждый раз подолгу настраиваясь, чтобы полностью прочувствовать, погрузиться в ее мир». Скромный творец по натуре, он смог проявить себя не только как певец, но и как актер, режиссер, драматург, художник и поэт. Звонкий голос певца, неповторимый тембр, неповторимая интерпретация каждой песни послужили фактором, сделавшим их шедевром своего времени. Ряд песен в исполнении певца, таких как «Очарован», «Раъно», «Газли гузали», «Умид», «Песня о Ташкенте», «Ёр кел», глубоко проникли в душу народа и стали национальными шедеврами. Для Батыра Закирова, обладающего врожденной способностью слышать, языки разных народов вообще не были проблемой. Какая бы национальная песня ни входила в репертуар, в каждой из них певец умел выражать оригинальные национальные мелодии, естественно и чисто говорить на языке народа. Зарубежные песни в исполнении певца, такие как хинди «Мейчале», иранская «Маро бебус», турецкая «Бана адини сўйле», итальянская «Вива ламоре», «Арабское танго» были встречены бурными аплодисментами не только в нашей стране, но и за рубежом. Батыр Закиров обратился к мировой поп-музыке как настоящая звезда, обнаруженная на узбекской земле. Успех певца на мировой сцене стал достижением не только артиста, но и всего узбекского народа. В 1972 г. он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно режиссером и ведущим солистом), где продолжил работу по объединению восточного фольклора с современными эстрадными веяниями. Самым известным плодом совместного творчества коллектива стал мюзикл «Путешествие Синдбада-морехода», сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом, а постановку которого осуществил Закиров совместно с Захаровым. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но к сожалению, так и не был заснят на кинопленку, не было даже пластинки. Труппа активно гастролировала, однако отсутствие собственной сценической площадки, финансовые и организационные трудности привели к тому, что в 1979 г. Ташкентский мюзик-холл был расформирован (последний концерт состоялся в Иркутске годом раньше). После этого Закиров стал выступать с программами в сопровождении ансамбля «Ялла», которым руководил его брат Фаррух. Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Закирова. Он хорошо рисовал. В 1980 г. кинорежиссер Эльер Ишмухамедов начал работу над многосерийным фильмом «Юность гения» о детских и юношеских годах Авиценны, пригласив на главные роли Закировых: Батыра – сыграть отца, а его старшего сына Бахтияра – на роль Авиценны. В 1982 г. певец снялся в телефильме «Огненные дороги» о Хамзе Ниязи (в роли Рабиндраната Тагора). В конце 1984 г. состояние здоровья Батыра Закирова резко ухудшилось. Врачи поставили неутешительный диагноз – цирроз печени в последней стадии. Лечение на этот раз не дало результата. Народный артист умер 23 января 1985 г. в ташкентской больнице и был похоронен на Чигатайском мемориальном кладбище. Указом Президента Узбекистана Ислама Каримова (2000) Батыр Закиров посмертно награжден орденом «За выдающиеся заслуги» (узб. Буюк хизматлари учун). C именем выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова в истории узбекской музыкальной культуры ХХ в. неразрывно связано становление и развитие эстрадного искусства республики. Многогранность творческого дарования позволила Б. Закирову создать в Узбекистане яркую, самобытную исполнительскую школу и уникальный эстрадный коллектив «Мюзик – холл». Широкой же аудитории Б. Закиров известен прежде всего, как эстрадный исполнитель. Помимо эстрадной деятельности певец увлекался живописью и кинематографией, писал стихи и прозу, в которых раскрываются мировоззрение художника, широкий круг интересов, глубина и тонкие грани его духовного мира. Изучение творческого наследия Батыра Закирова является одним из важных вопросов решения актуальных проблем современной узбекской эстрады. Середина 1970-х – наиболее плодотворные годы в творчестве Б. Закирова. Он серьезно интересовался драматургией, режиссурой и театральным искусством. Первым его опытом в театральном жанре стало либретто к опере Икрама Акбарова «Леопард из Согдианы». С точки зрения композиционного построения, либретто Б. Закирова можно по праву поставить в один ряд с лучшими образцами классического оперного наследия, что свидетельствует об авторе как о настоящем знатоке сценической и музыкальной драматургии. В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в «Мюзик – холле» наиболее зримо проявилась творческая натура Б. Закирова, который выступал в нем не только как певец, актер и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссером Марком Захаровым был режиссером-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях. Марк Захаров вместе с ведущим актером театра Сатиры Александром Ширвиндтом создали сценарий программы мюзикла под названием «1973-е путешествие Синдбада Морехода». В новую труппу Б. Закиров пригласил известных деятелей культуры республики. В разные годы вместе с Б. Закировым в «Мюзик-холле» работали его сестра Луиза, братья Навфал, Фаррух, Равшан Закировы, известные певцы Эсон Кандов, Наталья Нурмухамедова, Владимир Саркисянц, Лариса Кандалова, Юнус Тураев, ведущие актеры труппы – Элер Ибрагимов, Тагир Рахимов, Эдуард Сумароков, Равшан Ураков, мастера художественного слова конферансье Маргарита Хонг, Владимир Лапин, актер-кукловод Андрей Петровец, представители циркового жанра – Юрий Макарашвили, Александр Боленко, акробаты – Андрей Рябинин, Евгений Вишневский а также балетная труппа в составе таких артистов, как Инна Горлина (балетмейстер-постановщик), Галина Закирова, Татьяна Власова, Наталья Ворюхина, Зулайхо Рахматуллаева, Нарзуля Галиева, Мунира Аргунбаева, дойрист Одил Камолхужаев, народная артистка Узбекистана хореограф Тамара Юсупова. Программа мюзикла состояла из двух отделений – «Восточный базар, или Восточная сказка» и «Ташкентская свадьба». Представление открывала живописная картина шумного, пестрого восточного базара. На фоне торжественных призывов дойры происходили парадные гулянья с выступлениями жонглеров, канатоходцев и силачей. В основу «Восточного базара» была положена любимая народом сатирическая форма «аския». Балетные номера, построенные на элементах национальной хореографии, вместе с яркими стилизованными эстрадными песнями и сатирическими интермедиями в духе современности создавали единую композицию мюзикла. Оригинальность трактовки спектаклей мюзикла заключалась в том, что в сцене «выступления гостей на свадебном пиршестве» принимали участие настоящие гости, т.е. певцы и эстрадные коллективы «со стороны». Одно время в «Мюзик – холле» выступали Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, группа «Поющие гитары», «Ялла», «Наво», ансамбль «Алан» Северной Осетии, а также другие известные коллективы и деятели искусств регионов, где проходили гастроли Ташкентского мюзик – холла. Задействованные артисты «со стороны» делали пользующуюся огромной популярностью у зрителей программу особенной и неповторимой. Танцевальные номера мюзикла ставились лауреатом международного конкурса Юлианом Взоровым, Николаем Маркарянцем и Тахиром Дусметовым. «…Особенно выделялись такие оригинальные танцы, как «Капитаны голубых кораблей»; «Текстильщицы»; «Синдбад и Звездочёт», восхищавшие зрителей интересными хореографическими находками», – вспоминала балерина «Мюзик-холла» Наталья Ворюхина. Музыку к мюзиклу писали такие композиторы, как Анатолий Кальварский, Эдуард Каландаров, Энмарс Салихов, Диларом Саидаминова, Владимир Силин и др. «Песенка Синдбада» (главный лейтмотив спектакля), написанная композитором Тофиком Бабаевым на слова А. Гайндберга, стала своего рода символом ташкентского «Мюзик – холла». «В постановке программы Марк Захаров впервые обратился к приему «цаней». Эта находка известного режиссера нашла свое дальнейшее применение и в других его работах», – отметил главный исполнитель ролей Визиря, Падишаха, Черта и Звездочета артист Андрей Петровец. Становление программы полностью легло на плечи Б. Закирова. В работе «Мюзик-холла» Б. Закиров помимо актерской, режиссерской, исполнительской, администраторской деятельности продемонстрировал свой художественный талант. По его эскизам были созданы некоторые костюмы главных героев. Коллектив «Мюзик – холла» побывал с гастролями почти во всех республиках бывшего Союза. Грандиозный успех имел коллектив в Ленинграде в Большом зале «Октябрьский» и в Московском театре Сатиры. Однако узбекскому зрителю увидеть полную версию программы мюзикла не удалось, поскольку в те годы в республике не было еще такого театра или концертного зала, способного разместить на своих подмостках это грандиозное зрелище. Отсутствие постоянного репетиционного зала вынуждало коллектив проводить много времени на гастролях. В своем дневнике Батыр Закиров с горечью писал: «Не удался и сегодняшний день. Настроение было испорчено с утра сообщением о том, что и сегодня сцена будет занята целый день. А сцены для прогона у нас нет…, вырвать у филармонии Назаров не смог. А ведь завтра концерт, и очень ответственный. Что же делать? Кому жаловаться? Куда деваться?». В 1978 г. в Иркутске состоялся последний концерт Ташкентского «Мюзик-холла». Неразрешимость многих финансовых и организационных проблем, скопившихся за многие годы у «Мюзик-холла», стала причиной того, что в 1979 г. коллектив был расформирован. Ташкентскому «Мюзик-холлу» сопутствовала яркая, но короткая сценическая жизнь. Однако его деятельность оставила глубокий след в узбекском музыкальном искусстве и подняла национальную эстраду на качественно новый уровень. 20 апреля 2017 года в Национальной библиотеке Узбекистана прошла презентация книги «Юрак буронлари» («Бури сердца»), посвященной жизни и творчеству узбекского эстрадного певца Батыра Закирова. Автор книги – заслуженный журналист Республики Узбекистан Ашурали Жураев. В сборник вошли воспоминания друзей и родных Батыра Закирова, работавших с ним артистов, режиссеров и художников. Книгу дополняют фрагменты дневников певца и его монологи. В сборнике также опубликовано последнее интервью А. Жураева с Батыром Закировым. На презентации был показан отрывок передачи «Звездопад», рассказывающей о певце. С воспоминаниями и мнениями о книге выступили тележурналистка Ш. Ганиева, народный писатель Узбекистана Э. Аъзам, народный артист Узбекистана Ф. Закиров, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, профессор Ф. Янов-Яновский, а также другие артисты и филологи. Творческая жизнь каждого подлинного художника складывается по-разному. Слишком много существенных факторов влияют на ее профессиональное продвижение. Да и сама среда, формировавшая творца, выступает в главной и определяющей роли. Закирову в этом отношении безмерно повезло. Он родился в знаменитой артистической семье оперного певца Карима Закирова, народного артиста Узбекской ССР, выносившего на руках совсем маленького Батыра на сцену Узбекского Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в то время, когда на ней исполнялась опера «Гульсара». Солисткой Ташкентского музыкального театра драмы и комедии имени Мукими была его мать – Шоиста Саидова. А в доме Закировых бывали многие выдающиеся узбекские артисты и певцы того времени, среди которых были и такие мастера с всесоюзными именами, как Мухитдин Кара-Якубов, Тамара Ханум, Муккарам Тургунбаева, Халима Насырова, Мухтар Ашрафи. Могли ли в такой творческой атмосфере не воспринимать живительный мир искусства во всем его многообразии Батыр и Луиза, а также их братья Фаррух, Джамшид и Ноуфаль? Ответ очевиден, как и тот факт, что на этих даровитых детей навевал свои поэтичные и музыкальные чары сам вечно молодой Узбекистан с его удивительной и неповторимой национальной культурой, бывшей предметом пристального внимания и любви сограждан большой страны. Отрадно и то, что сегодня сценическую деятельность продолжает народный артист Узбекской ССР и ряда соседних государств, бессменный художественный руководитель давно ставшего легендарным вокально-инструментального ансамбля «Ялла», блестящий певец Фаррух Закиров. Великое творческое горение, настойчивость, необычайная трудоспособность, прекрасные личностные данные, особые творческая интуиция и восприятие музыкальных произведений сделали свое доброе дело – Батыр стал звездой и большим мастером, что гораздо важнее, так как звезды порою быстро сгорают, а подлинные мастера-творцы долго живут в мире культуры своего народа. Народ готов всегда дарить им свою любовь и уважение. Эту непреложную истину Закиров познал сполна. Таким он и запомнился нам. Как жаль, что он ушел в вечность очень рано, на взлете, на подъеме. Однако память о нем жива, а его творческое наследие как подлинное искусство бессмертно.
|
|