Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.04.2024 / 14:50:45
Замечательному педагогу Лидии Флорентьевой исполнилось 95 лет, а её творческой педагогической деятельности уже более 70 лет. Благодарные ученики выражают ей искреннюю признательность и поздравляют любимого педагогаФлорентьева Лидия Рафаиловна – один из ведущих педагогов по классу «Специальное фортепиано» РССМШ им. В. Успенского с почти 60-летним педагогическим стажем. За долгие годы плодотворной педагогической деятельности она воспитала внушительное число музыкантов-пианистов, которые передают как бы по наследству молодому поколению её знания, методику и исполнительские традиции. Вся её личность источает особое понимание музыки и жизни, а личное общение с Наставником рождает с каждым разом уверенность в себе и веру в правильность избранного пути. Она обладает удивительной способностью заражать всех своим вдохновением, открывает двери на бесконечные просторы музыки. Флорентьева Лидия Рафаиловна родилась 26-го января 1929-го года. Её мать – Филиппова Парасковья Захарьевна – была пианисткой. Революция 1917-го года не позволила ей осуществить мечту и получить высшее музыкальное образование. Закончив музыкальное училище, она проработала музыкальным работником в детских садах и давала частные уроки музыки. Отец – Флорентьев Рафаил Борисович был инженером-ирригатором. На музыкальную одарённость и способности дочери Парасковея Захарьевна обратила внимание ещё в раннем возрасте и в 1937-ом году отвела её в 7-летнюю музыкальную школу при Дворце пионеров, где юная Флорентьева Л. училась игре на фортепиано у Вичкановой Евгении Дмитриевны. В 1941-ом году во время разгара Второй мировой войны учёбу в музыкальной школе пришлось прекратить. Но любовь к музыке и окружение позволили самостоятельно продолжать домашнее музицирование, так как её родственники по линии матери были профессиональными музыкантами: тётя - Антонина Захариевна была оперной певицей, а дядя Иван Захарович – виолончелистом. Случайная встреча после войны с педагогом Вичкановой Е. оказалась судьбоносной для юной Флорентьевой Л., так как преподаватель предложила перспективной ученице продолжить занятия музыкой. После года усиленной подготовки, Флорентьева Л. поступила сразу на второй курс в музыкальное училище им. Хамзы (на данный момент оно присоединено к РСМШ им. В. Успенского). Пианистка с теплотой вспоминает занятия по композиции с Успенским Виктором Александровичем и по гармонии с Каральским Аркадием Яковлевичем в те годы. Проучившись год в училище по специальности в классе Геде Алисы Аскаровны, Флорентьева Л. всерьёз задумывается над поступлением в Ташкентскую консерваторию им. Ашрафи (ныне Государственная консерватория Узбекистана). И, ещё не окончив училище, поступает на подготовительный курс в консерваторию. Заведующая кафедрой «специального фортепиано» Бирмак Ариадна Владимировна распределяет Флорентьеву Л. в класс Слонима Виссариона (Исер) Исааковича. Слоним И. – выпускник Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории по двум специальностям: как пианист – класс профессора О.К. Калантаровой и как композитор – класс профессора М.О. Штейнберга. Слоним В. вместе со своей женой пианисткой, педагогом Тамаркиной-Слоним Зельмой Шмарьевной (выпускница Парижской консерватории, класс профессора Леви Лазаря) в 1951-ом году были переведены из Ленинградской консерватории в Ташкентскую. Одним из наиболее выдающихся учеников Зельмы Шмарьевны был Рудольф Керер – профессор, Народный артист и Заслуженный деятель искусств России. Так, волею судьбы началась учёба, а впоследствии и многолетняя дружба Лидии Рафаиловны с Виссарионом Исааковичем. С первого же занятия Флорентьева Л. поняла у какого музыканта ей посчастливилось учиться. Она вспоминает: «За годы пребывания в классе Слонима я познакомилась со значительной частью фортепианного репертуара – от Баха до современных композиторов» [1, 38]. В разные годы Виссарион Исаакович преподавал в Ленинградской, Петрозаводской, Ташкентской и Иерусалимской консерватории. За более чем 60-летний период активной исполнительской и педагогической деятельности вместе с женой они воспитали огромную плеяду пианистов. Большинство их учеников на сегодняшний день являются крупными деятелями искусства, состоялись как исполнители и педагоги во всем мире. В своей статье «Счастливая пора моей жизни...» Флорентьева Л. подробно описывает преподавательские принципы Слонима. Она вспоминает, что Исер Исаакович считал необходимым сперва точно определить особенности формы и стиля произведения, чтобы понять всю глубину художественного замысла. При этом, он часто вспоминал афоризм Шумана, что содержание станет понятным, когда станет ясной форма. Большое внимание в его педагогической практике оказывалось проблемам метро-ритма, артикуляции и динамики. Со слов Лидии Рафаиловны: «Большое значение он придавал аккомпанементу, над которым надо было работать не менее тщательно, чем над мелодией, и выучивать его наизусть. Технические трудности следовало доводить до виртуозного блеска. При этом, как работать над преодолением технических трудностей, какими способами пользоваться – всегда показывалось в классе» [1, 40]. В 1954-ом году, успешно окончив консерваторию, молодой специалист Лидия Флорентьева была распределена на преподавание в Самаркандском музыкальном училище. Она с теплотой вспоминает свои первые два года педагогической деятельности в этом городе. Вернувшись в Ташкент, в 1956-ом году она устроилась педагогом по фортепиано в музыкальную школу при Дворце пионеров, где и начался её творческий и педагогический путь. Через год она получила место заведующей кафедры «Специального фортепиано» в этой школе, где и проработала до 1966-го года. Уже в те годы, о Лидии Рафаиловне заговорили как о перспективном, профессионально сильном педагоге; на её занятиях стремились присутствовать педагоги из других музыкальных школ. Для того, чтобы упорядочить такие творческие встречи, Флорентьева Л. стала одним из инициаторов проведения городского методического объединения раз в учебную четверть. На подобных семинарах-лекциях, всегда посвящённых определённой тематике, собирались большое количество педагогов практически со всей страны. Для этих семинаров ею подготовлено огромное количество докладов, среди которых особое место занимают следующие: «Способы развития воображения и художественного мышления учащихся в классе специального фортепиано», «Работа над пьесами малой формы с учащимся средних классов», «Произведения для фортепиано Моцарта» и другие. За годы учёбы автора данных строк, Лидия Рафаиловна неоднократно читала доклады, посвящённые сонатному творчеству Бетховена, как минимум два раза лекции, посвящённые творчеству Баха, в частности на примере прелюдий и фуг. После чтения докладов учащиеся исполняли произведения, которым была посвящена тематика, обычно при полных залах. Всю эту важную работу Лидия Рафаиловна проводит на протяжении долгих лет. В 1966-ом году в Ташкенте случилось страшное землетрясение. В то время Ташкент часто «трясло», но это землетрясение оказалось наиболее пагубным. Со слов Лидии Рафаиловны: «Школа рассыпалась как карточный домик, все рухнуло и от здания остались одни щепки». Оставшись без работы, она получила предложение от Юлдашевой Ирмы Гулямовны (музыковед, в те годы директор РССМШ им. В.Успенского) преподавать на кафедре специального фортепиано в школе им. В.Успенского, и с 1966-го года началась её плодотворная деятельность в горячо любимой Успенке. С 1967-го по 1976-ой годы она проработала заведующей учебной частью по музыкальному циклу. Затем была назначена на должность заместителя директора, при этом все эти годы параллельно вела педагогическую деятельность. За годы учёбы автора статьи, во время личных бесед, Лидия Рафаиловна часто упоминала имена некоторых своих учеников, многие из которых проучились у неё больше десяти лет. Среди них - Лауреаты Республиканских и Международных конкурсов – Ахмедова Нигора (выпускница Московской консерватории, класс профессора А.А. Наседкина, на данный момент преподаватель по классу специального фортепиано МССМШ им. Гнесиных), Лидия Князева, Виталий Гаспарян, Наталья Рыжкова, также Ольга Асриянц (Австралия), Марина Каннер (Москва, Америка), Татьяна Куликова (Китай), Эльвира Капкаева, Эльдар Роянов, Тамилла Саримсакова (обладательница премии им. «Зульфии», на данный момент преподаватель по классу органа в ГКУз), Тамара Акбарова (обладательница премии «Нихол»), Елена Кан, Агата Ким (Германия), Никита Стеценко и множество других. Прошу прощения у остальных учеников, чьи имена я не упомянула, здесь привожу лишь те сведения, которыми обладаю на данное время. Во время личных занятий с Лидией Рафаиловной она всегда с большим трепетом вспоминала своего профессора – Исера Слонима. Очевидно, она во всем следовала его педагогическим принципам. Так, перед тем как приступить к работе над новым произведением, она всегда давала краткий исторический обзор о конкретном произведении и необходимые сведения о композиторе, эпохе, стиле, жанре и т.д. Следуя убеждениям своего же Учителя Виссариона Исааковича, при самом начальном этапе ознакомления с произведением Флорентьева Л. выявляет совместно со своими учащимися форму и особенности строения музыкального произведения. В ходе работы над произведениями, обсуждаются вопросы гармонии, строения музыкальных произведений, полифонии на примере конкретных произведений и вопросы взаимосвязи смежных искусств с музыкой. Работа по освоению новых произведений всегда шла поэтапно, что в конечном результате гарантировало успешное выступление. Я всегда ощущала, что работа над полифонией, в частности над фортепианным наследием Баха, особенно увлекала Лидию Рафаиловну, и это восхищение перед гением Баха сполна передалось и мне. При этом каждый урок начинался с гамм, по требованиям, соответствующим возрасту учащегося, конструктивные этюды были обязательны. При этом, мы как можно раньше начинали работу над художественными этюдами Шопена, Листа, Рахманинова и Скрябина. Поэтапно начинали с сонат Гайдна, затем Моцарта и только затем Бетховена. С сонатами композиторов-романтиков Лидия Рафаиловна знакомила тех учеников, которые полностью освоили это жанр в творчестве венских классиков. Тот же самый принцип можно отметить по поводу концертов для фортепиано с оркестром. В классе Лидии Рафаиловны каждый ученик при окончании обладает всеми необходимыми навыками для дальнейшего развития и имеет обширный, интересный и сложный репертуар, состоящий не только из произведений русских, западноевропейских, но также и узбекских композиторов. Я не помню ни одного проходящего урока за все время обучения. На каждом занятии я получала новые знания и умения. Пианистическое искусство Флорентьевой Л. с годами обновлялось. Источником обновления, я думаю, было ее душевное постоянство. Помню, как уроки длились по 1,5, а иногда и по 2 часа, особенно в старших классах и при подготовке к концертам и конкурсам. В ее педагогике было одно свойство, которое я до сих пор не могу полностью постичь – естественность, которая очень сильно воздействовала на каждого ее учащегося. Лидия Рафаиловна за многолетнюю и плодотворную педагогическую деятельность была удостоена следующих наград: значок «Отличник народного образования УзССР», значок «За отличную работу» Министерства Культуры СССР, медаль «Ветеран труда», почётная грамота Министерства Культуры УзССР, звание «Отличник народного образования» Республики Узбекистан. Искреннее желание передать свои знания, скромность, преданность и любовь к профессии, честность как в профессиональном, так и в общечеловеческом понимании отличают Лидию Рафаиловну. Однажды, кажется когда я училась в 10 классе, на одном из занятий Лидия Рафаиловна рассказала мне о нашей музыкальной «родословной», а именно провела параллель от Слонима В., и вот тут и выстроилось следующее семейное древо нашего класса: В.Слоним – О.Калантарова – А.Есипова – Ф.Лист – К.Черни – Л.Бетховен Вспоминаю сегодня свой государственный экзамен по специальности в Успенке. В этот день я выступала последней среди выпускников. Это большая честь, но вместе с тем и огромная ответственность. Но мудрое и доброе сердце Наставница подсказало нужные слова! Перед тем как я пошла играть, помню слова моей дорогой Лидии Рафаиловны: «Покажи всем как ты любишь музыку, играй вдохновенно и легко» и поцеловала меня в лоб. Помню, как она стойко держала улыбку на лице. Эти слова останутся в моей памяти на всю жизнь. Наверное, такие воспоминания есть у каждого из нас. Самые теплые и сокровенные. И, пока мы будем помнить о них – дело нашего Учителя будет жить, а в сердце всегда будет пробуждаться трепетное волнение, связанное с чувством искреннего Уважения и большой Любви к искусству.
Хабиба Гаибова, магистрант кафедры «Специальное фортепиано» Государственной консерватории Узбекистана
|
|