Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.05.2024 / 12:29:45
ТРИ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ОРКЕСТРОМ.В этот чудесный майский вечер в Большом зале ГКУз прозвучала музыка великих композиторов, пережившая время--это Людвиг -Ван Бетховен -- увертюра "Эгмонт", его же Первый Концерт для фортепиано с оркестром и гениальная 4 Итальянская симфония Феликса Мендельсона-- Бартольди. На сцене- Студенческий симфонический концерт ГКУз, дирижер Улугбек Махмудов, солистка-- Доцент Кафедры Специального Фортепиано Эльмира Зукруллаевна Миркасымова. Прозвучавшая вначале концерта увертюра Людвига Ван Бетховена «Эгмонт» (1810г.)--- по праву считается новым словом в симфонической драматургии композитора. Написанная по мотивам трагедии Гете, увертюра впитала в себя героический пафос идеи борьбы за независимость ирландского народа против испанского владычества, построенной на противопоставлении тем- образов, где энергия драматического развития захватывает слушателя с первых аккордов. Увертюра открывается медленным вступлением (f moll ) в tutti всего оркестра. Она строится на противопоставление тем-- образов: мощной и грозной темы захватчиков- испанцев (у струнных в низком регистре) в характерном ритме сарабанды. Ей противостоит жалобная тема в партии гобоя, затем и струнных, пронизанная нисходящими интонациями арии lamento. Интересен здесь контрапункт между гобоем и струнными, и драматический диалог между ними. Начавшееся затем сонатное allegro(f- moll) --- пропитано энергией борьбы между темами, прозвучавшими ранее . Интересно здесь сопоставление различных оркестровых групп, их мотивная работа в развитии двух тем. Обе темы ( и главная, и побочная партии)-- вырастают из материала вступления, наполнены энергией борьбы. Столкновение двух образов присутствует и в разработке, где происходит активная мотивная работа. В репризе тема борьбы приобретает еще больший драматизм в столкновении тем- образов их мотивной работе и сквозном развитии. В Коде мы слышим торжествующий шаг ликующей толпы, призывные звуки валторн и труб . Здесь появляется новая тема, подчеркивающая значительность подвига героя ради торжества справедливости, что приближает конструкцию увертюры " Эгмонт" к финалу 5й симфонии Л- В-Бетховена. Несомненный интерес представляет мотивное развитие в разработке. Новое тональное освещение позволяет говорить о подлинном симфонизме произведения. Дирижеру Улугбеку Махмудову удалось выстроить стройную композицию увертюры со сквозным развитием и динамическим устремлением к финалу. Необычайная слаженность оркестра, идеальная выверенность текста-- позволяют утверждать о серьёзном прочтении Увертюры " Эгмонт" в исполнении ССО п/у Улугбека Махмудова. Здесь поразило все: драматизм образов, огромная внутренняя работа в создании пред кульминационных моментов, великолепное знание партитуры, точность нюансировки. Мощь оркестра, энергия динамического развития и по - театральному ярко очерченные образы-- не остались незамеченными публикой и вызвали шквал аплодисментов. Исполненный затем Первый концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена (1797г) в исполнении великолепной пианистки, Доцента ГКУз Э.З.Миркасымовой в сопровождении Студенческого Симфонического оркестра -- продолжил триумфальное шествие музыки великого композитора в этот чудесный майский вечер. Здесь соединилось все и сразу-- сформировавшийся новый, уже излюбленный венскими классиками жанр концерта, стилистическое и интонационное развитие бетховенского тематизма, атмосфера технической свободы, присущая жанру Концерта в сочетании с традициями венского симфонизма. Первая часть концерта Allegro con brio C dur написана в сонатной форме при сохранении традиций двойной экспозиции, распространённой тогда в сонатно- симфонических циклах венских классиков: оркестровой и сольной. Медленная часть Largo ( Аs-dur) приближается по типу изложения и характеру к медленным частям бетховенских сонат и симфоний , излагается вначале в партии солиста. Используемые здесь ритмические " несовпадения" триолей с дуолями-- впоследствии будут многократно встречаться в партитурах композиторов- романтиков. Форма средней части трехчастная с динамической репризой. Стремительный финал Аllegro scherzand (С-dur) пронизан танцевальностью, и по форме представляет собой излюбленное Бетховеном семичастное рондо, в котором рефреном звучит тирольская мелодия, использованная ранее в партитурах его предшественников . Первое исполнение состоялось в Праге весной 1797г. за роялем находился автор. Бетховен-- пианист ничем не уступал в профессионализме Бетховену-- композитору, хотя он нечасто позволял себе совмещать два вида деятельности. Однако, уровень технической оснащенности партитуры концерта, удобство и обилие виртуозных приёмов в партии солиста-- позволяют утверждать о высочайшем уровне его фортепианной технической свободы. Героиня вечера, блестящий профессионал Эльмира Зукруллаевна Миркасымова продемонстрировала совершенную свободу в исполнении , была точна и необычайно скрупулезна в моментах тонально- тематического развития не устойчивых разделов формы, покоряла в сольных импровизационных эпизодах. Особенно в Каденционном разделе, когда на выдержанной гармонии оркестра, исполнитель продемонстрировала свою блестящую виртуозную технику. Начиная с Бетховена каденции выписываются. В данном случае каденция к Первому концерту для фортепиано с оркестром помещена перед Кодой 1й части и стилистически совпадает с общей музыкальной концепцией, т.к. композитор развивает в ней темы, изложенные ранее. Солистка одинаково убедительна и в кантилене, ее пианизм покоряет с первых тактов. 1-й фортепианный Концерт захватывает слушателя лёгкостью восприятия и искрометным задором, в сочетании с техническим совершенством исполнителей и представляет собой достойный пример соединения бетховенского симфонизма с условиями утверждающегося нового блестящего во всех отношениях жанра. Прозвучавшая в финале 4 Итальянская Симфония А -dur Феликса Мендельсона- Бартольди покорила слушателей свежестью образов, гениальной выверенностью формы, динамическим развитием тематизма. Сохраняя традиции венских классиков в композиционном и структурном плане, она в то же время наполняется новым содержанием. Первая часть симфонии открывается сонатным Allegro ( Аdur) без вступления, буквально распахивается дуновением ветра , темой главной партии у струнных. Ритм тарантеллы пронизывает все изложение главной партии. Следующая после ее развития связующая, а затем побочная партия интонационно приближаются к главной и создают общий тематический образ, полифонически переплетаясь в движении. Классическая конструкция симфонии наполняется акварельной свежестью инструментовки и полифоническим развитием тематизма, что придает общему замыслу особое очарование. Следующее затем изложение темы в медленной части( d-moll)--создает суровый аскетичный образ . Медленный темп, октавное изложение темы, подвергающейся фактурному обновлению, рисует образ странствующих монахов. Ясная трех частность обрамляется фактурным обновлением темы крайних частей. Партитура здесь подчёркнуто аскетична: в изложении отсутствуют партии труб, валторн и литавр. Дирижер, следуя замыслу, создаёт картину углубленного созерцательного уединения . Традиционный менуэт ( A-dur) в середине сонатно- симфонического цикла продолжает традицию венских классиков с включением лендлера в симфонизацию ткани, выполняя в то же время роль драматургического отступления перед финалом. Вихревое стремительное движение зажигательной сальтареллы в финале Итальянской симфонии ( a moll) -- пронизывает сонатную композицию финала, объединяя собой все предыдущее развитие. Тематизм и формообразование Итальянской симфонии позволяют утверждать о великолепном владении композиторской техникой в написании сонатно- симфонического цикла, гениальном чувством формы и знании техники оркестрового письма. Итальянская симфония Мендельсона- Бартольди светла и лучезарна, она захватывает слушателя с первых тактов и вовлекает в свое удивительное повествование. Оркестр покорил стройностью звучания, а дирижер, следуя за ремарками в партитуре, воплотил идею композитора в динамике сонатно- симфонического цикла, создал ощущение праздника, подаренного присутствующим в зале.
АННА ПАРСЕГОВА, МУЗЫКОВЕД
|
|