На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся очередной концерт камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Эльдар Азимов) с участием юных музыкантов, стипендиатов Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, лауреатов международных конкурсов пианистки Марии Белокопытовой, саксофониста Александра Долгова и скрипача Александра Амороса Короткова. Этот концерт его участники посвятили юбилею Владимира Спивакова – величайшему скрипачу и дирижёру, артисту мира ЮНЕСКО, художественному руководителю двух коллективов – Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», основателю Международного Благотворительного Фонда.
Маэстро Спиваков является неутомимым общественным деятелем. Созданный по его инициативе в мае 1994 года Международный Благотворительный Фонд – некоммерческая благотворительная организация, оказывающая помощь детям, одаренным в музыке и изобразительном искусстве, в развитии их талантов, организации их творческого процесса в России и за границей. Здесь заботятся о юных талантах и об их будущем. Как верно заметил руководитель Костромского губернского симфонического оркестра Павел Герштейн, «за тридцатилетием Фонда стоят профессионалы с большой буквы, люди, которые, невзирая на время суток, выходные и праздники, трудятся, чтобы Мир стал ярче, добрее, помогая тем, кто нуждается в помощи здесь и сейчас». Поэтому не случайно, а закономерно музыканты прошедшего концерта посвятили своё выступление и 30-летию Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова.
В программу, которую в тот вечер услышали узбекистанцы, вошли произведения двух авторов – И. С. Баха и Ж. Демерссмана. Это была «свежая» совместная работа российских юных солистов и камерного оркестра «Туркистон». У них было только две совместные репетиции перед выступлением. И это был класс! Ведь Эльдар Азимов давно зарекомендовал себя великолепным интерпретатором музыки великого Баха, которая постоянно входит в репертуар его коллектива и которую публика не раз слышала в исполнении «Туркистона». Так было и на прошедшем вечере.
Концертную программу открыла Мария Белокопытова – ученица 8 класса Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс заслуженного учителя РФ Миры Алексеевны Марченко). Она исполнила Концерт №1 для клавира и струнного оркестра (ре минор, BWV 1052), который был переложен Бахом из утерянного скрипичного концерта. Клавирный вариант впечатляет совершенством письма и, как верно заметил немецкий музыковед Филипп Вольфрум, «менее всего напоминает о своём скрипичном происхождении». Его отличает широта масштабов и глубина драматизма.
Мария Белокопытова была полностью погружена в музыку. Нужно сказать, что этот концерт относится к одному из самых известных в творчестве Баха. Пианистка играла самозабвенно, эмоционально с хорошей артикуляцией в быстрых пассажах и мелкой технике, вызвав продолжительные аплодисменты слушателей.
В итоге Мария исполнила на бис известный Этюд (фа-диез минор, соч.8, №2) А. Скрябина.
Далее выступил саксофонист Александр Долгов – ученик 9 класса ДМШ имени Ф. Листа объединения «Кусково» (класс почётного работника культуры города Москвы Александры Булатовны Петровой). Обладатель Золотого Щелкунчика ХХ Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (2019 г.) с блеском исполнил Фантазию на свободную тему для альт-саксофона и струнного оркестра французского композитора и флейтиста XIX столетия Жюля Демерссмана.
А в финале классического вечера на сцену вышел скрипач Александр Аморос Коротков – ученик 9 класса Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс доцента Анны Николаевны Соколовой). Он исполнил в сопровождении оркестра Концерт №2 для скрипки и струнного оркестра Ми-мажор (соч. 1042) И. С. Баха. Александр с первых звуков своей скрипки завоевал внимание зала и не отпускал его до конца выступления, ловко выигрывая мелизмы немецкого гения. В итоге – шквал аплодисментов и юный скрипач исполнил «на бис» вариации на тему известной каталонской рождественской песни. Как он признался перед исполнением, этот опус он сочинил сам. И вновь раздались продолжительные аплодисменты.
В заключении хотелось бы отметить великолепное взаимопонимание, сложившееся между солистами, дирижёром и оркестром, который звучал замечательно. Это, безусловно, заслуга маэстро Азимова. Он очень чутко аккомпанировал трём таким разным солистам, которые, думаю, остались довольны как Эльдаром Сарваровичем, так и оркестром. Весь вечер в зале царило ощущение настоящего праздника высокой музыки, и что особенно радует, с юными музыкантами!
Абдуалимова Мадина, студентка
Государственной консерватории Узбекистана