Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.11.2024 / 11:01:24
"ОН ЖИЛ МУЗЫКОЙ". К 90-летию со дня рождения известного дирижера Куванча Усманова (1934-2017)
22 ноября в Государственной консерватории Узбекистана состоялись юбилейные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству выдающегося дирижёра и педагога, Заслуженного артиста Узбекистана, профессора Куванча Усманова. Профессия музыканта - это особая профессия, музыкант-дирижёр – это особая область музыкантской профессии. Дирижёр –профессия, помимо того, что она предполагает наличие всестороннего интеллектуального и музыкантского кругозора, она предполагает также и наличие внушительного жизненного и профессионального опыта. Путь становления дирижёра – это не только длительный процесс постижения и освоения профессионализма и достижения мастерства, но и наличие комплекса специфических природных данных. Выдающийся дирижёр 20 века К.Кондрашин писал: «Прежде всего – повышенные музыкальные данные. <…> всё то, что необходимо другим исполнителям, и плюс ещё более острый гармонический слух, развитый динамический слух (то есть своеобразное чувство звукового баланса), пластические способности, административный талант. И самое главное – воля. <…> Этим самым подлинные дирижёры отличаются от мнимых». Дирижёр-педагог – явление –особенное, ибо к тем вышеперечисленным качествам присоединяются такие как способность не только научить ремеслу, но и увидеть в студенте индивидуальность, приучить к верной расшифровке авторского текста, добиться чтобы будущий дирижёр обладал широкой и всесторонней общекультурной эрудицией, словом – развить в себе качества, о которых писал К.Кондрашин, в том числе - подчинение своей воле оркестр-коллектив музыкантов, и убеждение его в правоте своей трактовки. От имени семьи Куванча Усманова хотим выразить глубокую благодарность ректору консерватории, Народному артисту Узбекистана, Камолиддину Турдимуратовичу Уринбаеву за содействие в организации и проведении, а также определение формата этих мероприятий, которые были представлены «Круглым столом» и вечерним концертом. Большую работу в этом направлении провели профессора С. А. Гафурова и Ш. Ш. Ганиханова, а также кафедра оркестрового дирижирования во главе с Г. Ш. Абраровым. Следует отметить, что на предложение принять участие в юбилейном концерте искренне откликнулись многие ученики и коллеги отца , среди которых ныне известные в нашей стране дирижёры, такие как Народная артистка Каракалпакстана Аида Абдуллаева, Абдувахоб Сахиев, режиссер Государственного Академического большого театра имени Алишера Навои, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, солисты театра - Народный артист Узбекистана Нормумин Султанов, Заслуженные артисты Узбекистана Гульшан Азизова, Руслан Гафаров, Кирилл Борчанинов, а также многие музыканты, которые прежде играли в студенческом симфоническом оркестре консерватории. Отец был человеком весьма неординарным. В нем сочетались прямо противоположные качества. При имеющей место строгости и жёсткости, он, вместе с тем, был человеком добрым и справедливым. Он был чрезвычайно требовательным, и в первую очередь к себе, принципиальным и всегда помогал тем, кто был несправедливо обижен или нуждался в помощи. Высочайший профессиональный и музыкантский уровень давал ему право требовать такого же уровня от своих коллег-оркестрантов, от студентов, с которыми работал в классе оперно-симфонического дирижирования или в студенческом оркестре. В этом он был преданным последователем своего выдающегося учителя Мухтара Ашрафи, который являлся для отца образцом порядочности, профессионализма и высокого служения музыке. Об этом и многом другом, в том числе интересных творческих контактах и других эпизодах из оркестровой и консерваторской жизни, говорили участники «Круглого стола», среди которых были ректор Института национального эстрадного искусства им. Б.Закирова при Госудраственной консерватории Узбекистана Аваз Мансуров, заслуженные деятели искусств Узбекистана Эльдар Азимов и Андрей Слоним, заслуженные артисты республики Анвар Раимджанов и Адиба Шарипова, профессора ГКУз Б.С.Салихов, Ф.Р.Абдурахимова, Б.Т.Курбанов и другие. Состоялся очень живой и теплый диалог. Вечером состоялся концерт, где прозвучали любимые сочинения нашего отца – сцены из оперы С.В.Рахманинова «Алеко», 2 часть его 2-й симфонии, 2 часть 5-й симфонии П.И.Чайковского и «Песня без слов М.Ашрафи. В концерте участвовал симфонический оркестр Музыкального театра-студии при ГКУз, состав которого был дополнен музыкантами, которые в разные периоды работали в студенческом симфоническом оркестре, руководимым отцом на протяжении 40 лет. Таким образом, на сцене находились 3 поколения музыкантов-оркестрантов - старшее, среднее и молодое. Автором композиции, режиссёром и ведущим вечера был Заслуженный деятель искусств Узбекистана А.Е.Слоним, преданный служитель музыкального искусства. на протяжении 40 лет он тесно сотрудничал с отцом, и результатом этого сотрудничества стали многие концертные исполнения опер с симфоническим оркестром театра-студии при консерватории, а также постановка оперы «Алеко» в Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои. Драматургия юбилейного вечера была тщательна продумана и отличалась исключительно высоким профессиональным и эстетическо-художественным уровнем. Она была построена на сочетании воспоминаний об отце видных представителей искусства Узбекистана Ф.Р.Абдурахимовой, Э.С.Азимова, А.Е.Слонима с исполнением музыкальных сочинений. Благодаря музыкально-вокально-словесному «действу» удалось ознакомить всех собравшихся со многими особенными и индивидуальными чертами личности и таланта отца, его устремлённости к творчеству и людям. Под управлением Народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой были исполнены сцены из оперы «Алеко» с участием первого состава солистов, участвовавших в премьерной постановке оперы в ноябре 2005 года – Народного артиста Узбекистана Нормумина Султанова, Заслуженных артистов Узбекистана Гульшан Азизовой, Руслана Гафарова, Кирилла Борчанинова. Это исполнение эмоционально совпало с «атмосферой» вечера и вызвало восторженную реакцию публики. Оперные сцены были дополнены симфоническими сочинениями – лиричнейшей второй частью из 5й симфонии П.И.Чайковского и драматическим скерцо из 2й симфонии С.В. Рахманинова под управлением Аиды Абдуллаевой и Абдувахоба Сахиева. Завершило концертную программу одно из ярких произведений - «Песня без слов» М.Ашрафи, тем самым подчеркивая преемственность и глубокую духовную связь, заложенную в философском понятии «Устоз-Шогирд». Обрамлением, своеобразной музыкальной и эмоционально-психологической аркой вечера стали два видеофрагмента из 2й симфонии С.В.Рахманинова в исполнении студенческого симфонического оркестра под управлением отца. Живое исполнение в архивном видео убедительно продемонстрировали мощную энергетику, эмоциональную обостренность и высокое профессиональное качество исполняемой музыки, присущие личности отца. Главная идея вечера была реализована, результатом чего явилось достойное и искреннее почитание памяти - Куванча Мансуровича Усманова. Выражаем благодарность всем, кто был причастен к созданию особенной, теплой и доверительно-искренней атмосферы прошедших мероприятий. Усманова Н.С., Гафурова Г.С. Педагоги РСМШ им.В.А.Успенского, дочери К. М. Усманова
|
|