Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.03.2016 / 11:17:51
И снова о необычном концерте классической музыки в Государственной консерватории УзбекистанаНа сайте KULTURA.UZ уже писали о концерте в Большом зале консерватории, но тем не менее, хотелось бы поделиться своим отношением к его программе. Замечу, что это был необычный концерт классической музыки, так как для студента-магистра I курса оперно-симфонического дирижирования Камолиддина Азимова (класс заслуженного деятеля искусств Узбекистана Э.С.Азимова) это был самый настоящий экзамен. На сцене был Симфонический оркестр музыкального театра-студии консерватории (художественный руководитель народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров). В этой программе прозвучали шедевры двух выдающихся композиторов разных эпох и стилей – Й.Брамса и С.Прокофьева, а в зале педагоги, студенты, близкие и друзья исполнителей. Концерт открыла Симфония №3 (Фа мажор, ор.90) Й.Брамса – немецкого композитора и пианиста, одного из главных представителей периода романтизма. Она была написана композитором летом 1883 года в Висбадене и впервые исполнена в декабре этого же года в Вене под управлением Ганса Рихтера. В своей Третьей симфонии Брамс дает новое решение жанра. Она не похожа ни на его Первую, ни на Вторую, хотя воплощает основные принципы стиля, заложенные в них, сочетая в себе классические и романтические принципы. Оригинальна её драматургия: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. В средних частях Брамс использует типичное для него, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо - отсутствует оживленное скерцо. Оркестру под управлением К.Азимова удалось передать не только эмоциональную наполненность, но и необычную направленность цикла Третьей симфонии – от мажора к минору – путь чрезвычайно редкий для жанра симфонии XIX века. Простотой и изяществом отличалось исполнение анданте и его напевной темы в духе колыбельной, которую играли кларнеты и фаготы, а затем варьировали другие инструменты. И в аллегретто, наполненном затаенной скорбью, слышалась сердечность и взволнованность. А вот в финале, образующем драматическую кульминацию симфонии, оркестранты передали всю мощь разразившейся борьбы. Далее прозвучал Концерт №2 для фортепиано с оркестром (соль минор, ор.16) С.Прокофьева - одного из наиболее значимых композиторов XX века. Солист - лауреат международных конкурсов Владимир Лобов (класс профессора М.В.Гумарова). Этот опус был написан композитором в 1913 году и в августе этого же года исполнен в Павловске, где за роялем солировал он сам. Прокофьев посвятил его памяти своего друга по Петербургской консерватории Максимилиана Шмидтгофа, который покончил с собой, написав ему прощальное письмо. Второй фортепианный концерт является одним из самых значимых этапов в становлении личного стиля Сергея Прокофьева, современного фортепианного концерта и современной музыки в целом. Однако премьера его вызвала громкий скандал: одни были восхищены новым опусом, а другие возмущены новым для того времени стилем, говоря, что «кошки на крыше поют лучше». А вот слова русского музыкального критика и композитора В.Г.Каратыгина оказались пророческими: «Лет через 10 публика искупит вчерашнее непризнание единодушными аплодисментами по адресу нового знаменитого композитора с европейским именем!» И он оказался прав. Сегодня этот фортепианный опус называют шедевром. Исполнение Второго концерта стало кульминацией программы. Солист Владимир Лобов смог передать всю силу и мощь музыки Прокофьева, а также показать свое техническое мастерство и соблюдение искренности и непосредственности данного опуса, его новизны выражения и насыщенности содержания. Между исполнителем и оркестром была полная гармония и взаимопонимание. Концертная программа была тепло встречена публикой, которая благодарила исполнителей продолжительными аплодисментами.
Гули Атамирзаева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|