Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
21.05.2021 / 20:34:05

"Эффект бабочки". Посвящается светлой памяти Эдуарда Георгиевича Жданова, ушедшего из жизни 16 мая 2021 года


...Люди-эльфы, порхающие в светлом вихре жизни, люди, проходящие сквозь время, жизненные

вехи, страны, города.
Это - Эдуард Георгиевич Жданов, наш дорогой «дядя Эдик».
Невозможно назвать вас тяжеловесно, полным именем, как и следует по паспорту : Эдуард

Георгиевич Жданов.
Невозможно поверить в тот факт, что вас, всего лишь как несколько дней, с нами навсегда

НЕТ.

Лёгкий на подъем, будто всегда пританцовывающий, бегущий, обожающий людей, художественные

выставки, праздники, стихи, музыку.
Всегда торопящийся: он тормошил, когда слишком засиживались за столом; утешал и убегал от

темы, когда слишком много говорили о печальном, когда плакали...
Он торопился жить.
Очень любил горы: Чимган, Бельдерсай, просто вдыхал в себя их величие и красоту;  безумно

скучал по Узбекистану, уехав более десяти лет назад в Москву.

Скучал по Ташкенту, по летним городским базарам, по горам дынь, гранатов, по горькому

осеннему дымку чайхан, по прозрачности небесного хрусталя предгорий.

Он жил как кузнечик, как эльф: играючи, порхая, не обращая внимания на рутину жизни.
Шестидесятники - это такое первое поколение советских нон-конформистов : их старшие

сверстники вышли из «стиляжничества» с его широкими штанами, коками с бриллиантином; а

они, помладше, пройдя в раннем, полузабытом детстве через всю скудность пайков военного

времени, через чувства тревожного ожидания  своих молодых матерей, ждущих мужей с фронта;

пройдя в отрочестве, обескураженные, хрущёвскую оттепель, они вырвались в шестидесятые, в

своё цветущее двадцатипятилетие.

Это были времена Парижской весны мая 68-го; начала « хиппи - детей цветов», Битлз и

«Роллингов», и, конечно время Высоцкого, почти идолоподобного, хрипящего на длинных

коричневых лентах огромных магнитофонных бобин...его стон-н-н и хрип, идущего «по канату,

натянутому как нерв»...

Дядя Эдик долгие годы работал ведущим специалистом в УзНИПИ реставрации Республики

Узбекистан и, будучи активным участником Общества киновидеолюбителей, ещё в середине

семидесятых, в самые брежневские времена съездил по нескольким европейским городам - той

манящей, настоящей, прекрасной не-иммигрантской Европы - Югославия, Италия, Австрия!
Он перечислял, как волшебную песню, названия этих стран всю свою жизнь...
Привёз оттуда самые главные свои  сокровища: виниловые диски оперных арий Ла Скалы и

песни Эдит Пиаф, сдувал с них пылинки, бережно возвращая их после прослушивания в

глянцевые красочные конверты.
Его мечтой, так и несбывшейся, остался - туманный дымчатый Париж.

Эдуард Жданов принимал участие в научно- исследовательских и проектных работах по

реставрации и благоустройству территории дворца великого князя Николая Константиновича

Романова, построенного в конце XIX века в Ташкенте.

Много-много лет, всю жизнь, Эдуард изучал деятельность создавшего шедевры зодчества в

стиле «Туркестанский модерн» Алексея Леонтьевича Бенуа, с целью  определения его вклада в

развитие архитектуры Туркестанского края.

В 2002 году он участвовал в Открытом фестивале “Белые ночи” в Санкт-Петербурге, который

проводило Общество российских киновидеолюбителей.
На фестивале Жданов представил фильм о памятниках архитектуры Республики Узбекистан и

копии архивных документов, а также фотографии фасадов бывшего княжеского дворца в

Ташкенте, лютеранской кирхи и дворца эмира бухарского в Кагане.

12 мая 2021 сайт www.kultura.uz в статье «Ташкентский Бенуа» опубликовал интервью Энея

ДАВШАНА с Эдуардом Георгиевичем  Ждановым.
Источник: Газета «НОВОСТИ УЗБЕКИСТАНА» от 21 ноября 2008г.

Как сейчас думается, Эдуард Георгиевич был по складу своего характера, скорее всего,

прототипом Алексея Бенуа!
Наверное, он чувствовал в знаменитом архитекторе определенное родство душ: ту самую

лёгкость к перемене мест и парение над жизнью, забытье полного погружения в творчество.
 
Перепавшие как-то несколько сотен долларов от французского посольства на проект

сохранения культурного наследия Алексея Бенуа в Ташкенте, дядя Эдик без остатка потратил

на издание иллюстрированной книги, добавив туда много собственных средств.

Ссылка на книгу:

Жданов, Эдуард Георгиевич.
Туркестанский Бенуа / Эдуард Жданов. - Ташкент, 2008. - 84 с. : ил., портр., факс.; 30

см.

Он был абсолютно, совершенно бескорыстным.
Вне денег и всех «товаро-денежных отношений».
Весь - в поездках, походах, встречах.

Очень подробно, детально, с перечислением дат, имён, фамилий рассказывал нам о прекрасных

старинных монументах Ташкента, Бухары, Самарканда...мы иногда вникали, иногда -

отмахивались, а его сестра, обожаемая, смешливая тетя Тата кричала ему в шутку: «Эдька,

ну хватит, уже заговорил всех!»

Он ездил на травяно-зелёном ноль-шестом жигули (высший шик), ел по утрам полезную овсяную

кашу «Геркулес», делал гимнастику, много ходил пешком по любимому Ташкенту : пустяк,

пройти от «Художников» до Дархана, особенно если в музее Есенина собрались интересные

собеседники за чашкой чая и воспоминаниями!

Те годы, тринадцать лет, которые он прожил в Подмосковье, прошли- пролетели как сон.
Самое главное - это была его безумная ностальгия, ведь он находился вдали от родного

Ташкента, от «Боткина», где, приехав год назад, он впервые, сморённый сентябрьской жарой,

почувствовал себя плохо, прислонившись к оградке родных могил своих папы и мамы.

Год назад дядя Эдик «выучил компьютер на двойку с минусом», по словам тёти Таты, и

научился, ура, к нашей радости, отправлять сообщения по электронной почте.
Наладилась переписка!
Даже в электронных коротких посланиях он летел, торопился, бежал...
Мы посылали ему фото видов Чимгана, летних роз сорта «Президент», первой апрельской

клубники.

Он нравился многим, многим женщинам и очень нежно, заботливо относился к сестре Тате -

Татьяне Георгиевне Ждановой.
В Москве у него остались на сегодняшний день безутешные сестра, дочь Ульяна, двое внуков.

Не верится, не укладывается в голове его отсутствие.
Хочется все время задавать один и тот же вопрос: «Где вы, дядя Эдик?
Вы что это придумали, такое?...»

...Бабочка, проживая небольшую, но сверкающую жизнь, уходит, трепеща крыльями, в небытие,

но тем не менее влияет на глобальный ход вещей в мире.
Ваша душа сейчас, наконец-то, прохаживается в майских горах отрогов Тянь-Шаня, летит в

белых облаках, плывущих над полянами тюльпанов и эремурусов.

Из последнего письма Эдуарда Жданова (Москва, февраль 2021 года):
  «...В Геликон-опере я был на концерте джазовой музыки и получил большое наслаждение.

Состав - рояль, контрабас, ударные и певица.
...Привет Альбине Витольдовне -Алле- Маркевич и ее брату Юре.
Пожелаем друг другу здоровья, а молодежи счастья и интересных встреч.
Обнимаем, Тата , Эдик».

Прощайте, дорогой наш дядя Эдик!


Ирина Брюнеро специально для сайта www.kultura.uz
Фото: Тимур Темиров







Другие материалы рубрики

19.05.2021 / 08:45:11

МАНАС ЛЕВИЕВ: Жизнь в ритме вальса

У Народного артиста Узбекистана Манаса Беньяминовича Левиева была особая любовь к вальсам. Он считал, что именно через эти душевные ритмы можно в полной мере передать радость жизни, ее гармонию и красоту. Далее...

14.05.2021 / 19:07:24

Марсель Марсо: "Чародей молчания" и "Поэт тишины"

Его называли "поэтом тишины", "чародеем молчания", говорившего языком сердца. На сцене он провел 60 лет – практически целую жизнь, создав неповторимый образ Бипа – всемирно известного символа Франции. Блестящая игра талантливого мима поражала каждого, кто хотя бы один раз видел его выступление. Все эти слова относятся к "Пьеро ХХ века" Марселю Марсо. Далее...

05.05.2021 / 22:55:01

Ко мне идут, чтобы влезть в любимое платье, а меняют весь образ жизни. Евгения Балтаева о своем любимом деле

Евгения Балтаева уверенно реализует себя в нескольких ипостасях: она телеведущая, автор проекта "Стройняшки Евгении", фитнес-тренер, диетолог, предприниматель и любящая мама и жена. Каждому из этих направлений она отдает всю себя, и, как сама признается, делает это играючи. Далее...

03.05.2021 / 20:05:36

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ... (размышления о творчестве и личности Батыра Закирова в дни его юбилея)

Вникать в творческие и личностные свойства незабвенного Батыра Закирова и весьма непросто – и, как может показаться, - достаточно легко... Слишком н е о б ы ч е н и весь его личностный и творческий облик. Слишком особую. ни с кем не сопоставимую нишу занял он в искусстве не только нашей благодатной земли и её народа, но и далеко за ее пределами. Далее...

27.04.2021 / 20:02:39

ВСЕ О СЕСТРАХ БЕРРИ. КЛЭР

Двухголосое женское ( мужчины, по моему мнению, представлены всего одним дуэтом Саймона и Гарфанкела и русскоязычным -5Nizza- Пятница) звучание в музыке всегда привлекает благодарного слушателя, если оно с достойным репертуаром и в мастерском исполнении. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".

 


28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
 
25.10.2024 / 00:21:24
23 октября, в среду на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои мы снова представили зрителям наш спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта
 


29.10.2024 / 14:55:09
Восхищение оперой "Бесконечные ночи" Мухаммада Атаджанова
 
25.10.2024 / 12:30:54
Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два современника и гения вне времени
 


29.10.2024 / 23:52:11
"Корзинка" получила золото в номинации "Развитие талантов"
 
28.10.2024 / 12:36:11
Язык – зеркало каждой нации, её истинное отражение. Пока есть язык, нация жива.
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте