Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.11.2013 / 08:58:32
Продолжение дискуссии: "Гамлет" Бориса ПастернакаБорис Пастернак (29 января (10 февраля) 1890 – 30 мая 1960) – крупнейший русский поэт XX-го столетия. Чтобы понять его творчество, необходимо рассмотреть его на фоне противоречивой исторической эпохи, иначе наше восприятие будет произвольным и поверхностным. Мы не сможем до конца его разгадать, как не хотели это сделать его современники в силу официальной государственной тоталитарной идеологии. Опустим биографические подробности жизни литератора и обратимся к переломным моментам его творческой биографии, связанным с созданием романа «Доктора Живаго» и стихам его главного героя, составившим самостоятельный поэтический цикл во всех стихотворных сборниках Б. Пастернака – это 25 лирико-философских стихов, заглавному из которых («Гамлет») было посвящено интересное исследование проф. Н. Миркурбанова[1]. Поэтический путь Б.Л. Пастернак начал в 20-ые годы. Широкую известность ему принесла книга стихов «Сестра моя – жизнь» (1922), посвящённая М. Лермонтову. Позднее выходят сборники «Темы и вариации», роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», которые всецело одобрили Марина Цветаева и Максим Горький, каждый на свой лад. Проникновенным лиризмом и духом социалистического строительства отличался последующий сборник «Второе рождение» (1932). Вторая мировая война застала Б. Пастернака в подмосковном посёлке Переделкино и потом вынудила его эвакуировать в Чистополь на Каме. Летом 1943 г. ему удаётся в составе писательской бригады выехать на фронт: он участвует с патриотическими стихами в литературных сборниках, газетах «Красная звезда» и «Красный флот». Все послевоенные годы Б. Пастернак занимается переводами из грузинской (Т. Тобидзе), армянской (Аветик Исаакян), узбекской поэзии (Алишер Навои), драм Шекспира, «Фауста» Гёте и многих стихов Шандора Петефи. В 1956 г. выходит очередной том его стихов с автобиографическим очерком «Люди и положения». Циклом «Когда разгуляется» (1956-1959) завершается поэтический путь Б. Пастернака с их проникновенным финалом «Единственные дни», который свидетельствует о том, что в жизни поэта ничего значительней и возвышенней Любви не было: «И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье». 1959 Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна, очень динамична и метафорична, богата ассоциациями. Она полна звуковых аллитераций, стремительного натиска образов, стихийного потока красок и напора света. Она всегда волнует читателей в любом возрасте своей естественной интонацией. Она завораживает нас прозрением природы, благоговением перед чудом жизни и чувством благодарности к ней. Пастернак смог передать в пейзажных и любовных стихах сокровенную ценность всего живого особой неповторимой манерой: тут «образ входит в образ» и «предмет сечёт предмет». Тютчевское удивление перед «божьим миром» не покидало Пастернака до самой его кончины. Парадокс заключается в том, что, несмотря на кажущуюся прозрачность его поэзии, откровенное стремление автора к простоте выражения, «раскованному синтаксису», сцепленью схожих звуков в строке, она сложна в восприятии глубинных потаённых мыслей и чувств творца. Их можно разгадывать всю жизнь, и в их числе поэтическую канву романа «Доктор Живаго» (1946-1953). «Пастернаком надо переболеть – не так, как корью или гриппом, не ради иммунитета, а так как болеют высокой идеей, мучаясь от невозможности до конца постигнуть…» (А. Филиппов)[2] – быть может, тогда он откроется нам до конца. Анна Ахматова писала о нём: «Он, сам себя сравнивший с конским глазом, косится, смотрит, видит, узнаёт…». Роман «Доктор Живаго» охватывает события с 1903 по 1929 гг. Он повествует о сложной судьбе русской интеллигенции в переломную эпоху. Получив отказ из редакции журнала «Новый мир», куда был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом и последующее присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался) вызвало со стороны политических и литературных деятелей резкое осуждение его творчества. Пастернаку предложили покинуть страну – он отказался, мотивируя тем, что не мыслит себя вне Родины - России. Чувство «исторической порчи» привело Пастернака с 1936 г. почти к полному разрыву с официальной литературной средой. В 1946 г. 17 сентября на общемосковском собрании писателей в Доме учёных А.А. Фадеев[3] предупредил, что «безыдейная аполитичная поэзия Пастернака не может служить идеалом для наследников великой русской поэзии». В своём докладе «Наши идейные противники «генеральный секретарь СП А.А. Фадеев резко осудив Пастернака за «отход от жизни», употребил безошибочный «полемический приём» тех лет – ссылку на панегирические статьи о нём в зарубежной прессе. На эти выпады Пастернак отвечал Нине Тобидзе 4 декабря 1946 г. : «Милая Ниночка, осенняя трепотня меня ни капельки не огорчила. Разве кто-нибудь из нас так туп, чтобы сидеть и думать – с народом он или не с народом». И в другом письме от 21 марта 1947 г. он писал Н. Тобидзе: «Мне кажется. На этот раз сговорились меня слопать. Вы знаете, как легко это у нас делается. Я себя чувствую объеденным с головы и с хвостика, как селёдка»[4]. Поэт дорого заплатил за преследование и массовое огульное осуждение его творчества. Весной 1960 г он заболел раком лёгких и умер в яркий весенний день 30 мая, не расставаясь с пером (работал над пьесой «Слепая красавица»). Похоронен в Переделкино. Его роман в России был издан в 1988 г. спустя тридцать лет после выхода его в свет за рубежом. Стихи в романе – главного героя Юрия Живаго – посвящены Ларе. Под этим псевдонимом скрывалась Ольга Ивинская – последняя любовь Б. Пастернака. Она вошла в жизнь Пастернака в 1946 г., когда писателю было 56 лет, а ей – 34 года, и о ней он говорил: «Оля – это золотое солнце, олицетворение жизнерадостности и самопожертвования… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела». О. Ивинская работала в журнале «Новый мир», там и познакомилась с Б. Пастернапком. Она была наполовину полька и на четверть немка, страстно увлечена поэзией Пастернака и сама писала стихи. У Ольги от двух её бывших мужей остались дети – Ира и Митя. Она дала почитать тетрадку своих стихов Борису Леонидовичу, после чего он написал: «Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь плакали обо мне. Но наша встреча не пройдёт даром ни для вас, ни для меня». Не прошла. Это он ей посвятил свои знаменитые стихи, ставшие популярным романсом: «Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…» *** Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, Нас бросит ненароком». - Четырнадцать лет, проведённых вместе, дадут великого позднего Пастернака – с циклом стихов «Когда разгуляется…», с романом «Доктор Живаго» и письмами-признаниями в любви: «Это всё ты, Лелюша! Никто не знает, что это всё ты, ты водила моей рукой, стояла за моей спиной – всем-всем я обязан Тебе, - писал Б. Пастернак О. Ивинской. Они оба дорого заплатили за эту любовь: Ольга дважды была арестована, в первый раз в 1949 г. за связь с неблагонадёжным поэтом. Б. Пастернак перенёс инфаркт. Но когда она выйдет из тюрьмы в 1953 г, он не захочет с ней встретиться, боясь увидеть постаревшую незнакомую женщину. Но они снова случайно увидятся и снова бросятся в объятья друг друга, их роман возобновится с новой силой. А. Ахматова сказала о Б. Пастернаке: «Божественный лицемер». Полюбив Ивинскую, Пастернак продолжал жить на два дома, на две семьи, на две дачи – «большой» в Переделкино, где обитала Зинаида Николаевна, хранительница очага, и «малой», что сняла Ольга Всеволодовна, его Муза, Душа и Любовь: «И манит страсть к разрывам». Его конец приблизила травля. Ольга Ивинская, узнав о смерти Пастернака 30 мая 1960 г. в шесть утра, тотчас явилась на «большую» дачу проститься с ним. Ивинскую вторично арестуют осенью 1960 г. за «контрабанду» (гонорары Пастернака из-за границы). Она получит восемь лет лагерей. Её дочь Ирина – три года. Впоследствии напишет книгу «В плену у времени» об их романе с Б. Пастернаком. Умерла 4 марта 1995 г., на треть века пережив своего возлюбленного. Судьба произведения должна отличаться от судьбы писателя. Она должна быть самостоятельной и более счастливой, чем судьба его творца. Пастернак жил и выжил в ту тоталитарную эпоху, когда идеология постаралась разрушить художника в человеке и поработить в нём личность. Читатели в романе «Доктор Живаго» узнали ранее знакомый по поэзии целостный мир Пастернака и его лирического героя без мелочной суеты. Творчество Пастернака – это постижение гармонии мира, пусть даже через его дисгармоничность и выражение этой гармонии. В прозе поэт решал ту же задачу, что в своей жизни и в стихах: отыскать человеку место в едином меняющемся мире, в котором превыше всего нравственная оценка героя. Сам поэт никогда не пробивался к государственной кормушке, никого не отталкивал и всуе не осуждал – это была счастливая особенность его воспитания, характера и таланта. В этом было оправдание жизненного предназначения Б. Пастернака. И потому имя его остаётся в литературе, а не в её истории. Для Б. Пастернака библия есть не только книга с твёрдым текстом, сколько записная тетрадь человечества: что такое всё вековечное? Оно жизненно не тогда, когда оно обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него озираются исходящие из прошлого века. Б. Пастернак любил и ценил живую суть исторической символики, на которой поэты, художники построили огромное гнездо, слепленное из земли и неба, жизни и смерти и двух времён, наличного и отсутствующего. Этому миру мешает развалиться сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц, в данном случае: Христос-Гамлет-Пастернак. Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Аве Отче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль, Но сейчас идёт другая драма, И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти» 1946 Именно в этой нравственной всепобеждающей цепочке вековой духовной преемственности заключается смысл и значение стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака. Только таким путём может распространяться дальнейшая энергия жизненного порыва. Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе и самим фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности. Всё остальное – «от лукавого…».
Гуарик Багдасарова [1] Опубликовано на сайте «Культура.Уз» (Н. Миркурбанов) 01 11 13 [2] Предисловие к двухтомнику Б. Пастернака «Миры» - Тула, 1993. С. 5 [3] А. Фадеев застрелился днём 13 мая 1956 г. на своей даче в Переделкино, написав за 5 минут до смерти письмо в ЦК КПСС – что в нём было – миру до сих пор неведомо. [4] Борисов В. . Пастернак Е. Материалы к творческой истории романа. - //Новый мир, №6, 1988.
|
|