Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
08.11.2013 / 08:58:32

Продолжение дискуссии: "Гамлет" Бориса Пастернака


Борис Пастернак (29 января (10 февраля) 1890 – 30 мая 1960) – крупнейший русский поэт XX-го столетия. Чтобы понять его творчество, необходимо рассмотреть его  на фоне противоречивой исторической эпохи, иначе наше восприятие будет произвольным и поверхностным. Мы  не сможем до конца его разгадать, как не хотели это сделать его современники  в силу официальной государственной  тоталитарной идеологии.  

Опустим биографические подробности  жизни литератора и  обратимся к переломным моментам его творческой биографии, связанным с созданием романа «Доктора Живаго» и стихам его главного героя, составившим самостоятельный поэтический цикл во всех  стихотворных сборниках Б. Пастернака – это 25 лирико-философских стихов, заглавному из  которых («Гамлет»)  было посвящено интересное исследование проф. Н. Миркурбанова[1].       

Поэтический путь  Б.Л. Пастернак начал в 20-ые годы. Широкую известность ему принесла книга стихов «Сестра моя – жизнь» (1922), посвящённая М. Лермонтову. Позднее выходят сборники «Темы и вариации», роман в стихах «Спекторский»,  поэмы о первой русской революции  «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», которые всецело одобрили Марина  Цветаева и Максим Горький, каждый на свой лад. Проникновенным лиризмом  и духом социалистического строительства отличался последующий сборник «Второе рождение» (1932).

Вторая мировая война застала Б. Пастернака в  подмосковном посёлке Переделкино и потом вынудила его  эвакуировать  в Чистополь на Каме. Летом 1943 г. ему удаётся в составе  писательской бригады выехать на фронт: он участвует с патриотическими стихами в литературных сборниках, газетах «Красная звезда» и «Красный флот».

Все послевоенные годы  Б. Пастернак  занимается переводами из грузинской (Т. Тобидзе), армянской (Аветик Исаакян), узбекской  поэзии (Алишер Навои), драм Шекспира,  «Фауста» Гёте и многих стихов Шандора Петефи. В 1956 г. выходит очередной том его стихов с автобиографическим очерком «Люди и положения». Циклом «Когда разгуляется» (1956-1959) завершается поэтический путь Б. Пастернака с их проникновенным финалом «Единственные дни», который свидетельствует о том, что в жизни поэта ничего значительней и возвышенней Любви не было:

«И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье».

1959

Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна, очень динамична и метафорична, богата ассоциациями. Она полна звуковых аллитераций, стремительного натиска образов, стихийного потока красок и напора  света. Она всегда волнует читателей в любом возрасте своей естественной интонацией. Она завораживает нас прозрением природы, благоговением перед чудом жизни и чувством благодарности к ней. Пастернак смог передать в  пейзажных и любовных стихах  сокровенную ценность всего живого особой неповторимой манерой: тут «образ входит в образ» и «предмет сечёт предмет».

Тютчевское удивление перед «божьим миром» не покидало Пастернака до самой  его кончины. Парадокс заключается в том, что,  несмотря на кажущуюся прозрачность  его поэзии, откровенное стремление автора к простоте выражения, «раскованному синтаксису»,  сцепленью схожих звуков в строке, она сложна в восприятии глубинных потаённых мыслей и чувств творца. Их  можно разгадывать всю жизнь, и в их числе поэтическую канву романа «Доктор Живаго» (1946-1953). «Пастернаком надо переболеть – не так, как корью или гриппом, не ради иммунитета, а так как болеют высокой идеей, мучаясь от невозможности до конца постигнуть…» (А. Филиппов)[2] – быть может, тогда он откроется нам до конца. Анна Ахматова писала о нём: «Он, сам себя сравнивший с конским глазом, косится, смотрит, видит, узнаёт…».

Роман «Доктор Живаго» охватывает события  с 1903 по 1929 гг. Он повествует о сложной судьбе  русской интеллигенции в переломную эпоху. Получив отказ из редакции журнала «Новый мир», куда был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом и последующее присуждение Нобелевской премии (от которой Пастернак отказался) вызвало со стороны политических и литературных деятелей резкое осуждение  его творчества. Пастернаку предложили покинуть страну – он отказался, мотивируя тем, что не мыслит себя вне Родины - России.

Чувство «исторической порчи» привело Пастернака с 1936 г. почти к полному разрыву с официальной литературной средой.

В 1946 г. 17 сентября на общемосковском собрании писателей в Доме учёных А.А. Фадеев[3] предупредил, что  «безыдейная аполитичная поэзия  Пастернака не может служить идеалом для наследников великой русской поэзии». В своём докладе «Наши идейные противники «генеральный секретарь СП А.А. Фадеев резко осудив Пастернака за «отход от жизни», употребил безошибочный «полемический приём» тех лет – ссылку на панегирические статьи о нём в зарубежной прессе.

На эти выпады  Пастернак отвечал Нине Тобидзе 4 декабря 1946 г. :

«Милая Ниночка, осенняя трепотня меня ни капельки не огорчила. Разве кто-нибудь из нас так туп, чтобы  сидеть и думать – с народом он или не с народом». И в другом письме от 21 марта 1947 г. он писал Н. Тобидзе:

«Мне кажется. На этот раз сговорились меня слопать. Вы знаете, как легко это у нас делается. Я себя чувствую объеденным с головы и с хвостика, как селёдка»[4].

Поэт дорого заплатил за  преследование  и  массовое  огульное осуждение  его творчества. Весной 1960 г он заболел раком лёгких и умер  в яркий весенний день 30 мая, не расставаясь с пером (работал над пьесой «Слепая красавица»). Похоронен в Переделкино. Его роман в России был издан в 1988 г. спустя тридцать лет после выхода его в  свет за рубежом.

Стихи в романе – главного героя Юрия Живаго – посвящены Ларе. Под этим псевдонимом скрывалась  Ольга Ивинская – последняя любовь Б. Пастернака. Она вошла в жизнь Пастернака в 1946 г., когда писателю было 56 лет, а ей – 34 года,  и о ней он говорил: «Оля – это золотое солнце, олицетворение жизнерадостности и самопожертвования… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».

О. Ивинская работала в журнале «Новый мир», там и познакомилась с Б. Пастернапком. Она была наполовину полька и на четверть немка,  страстно увлечена поэзией Пастернака и сама писала стихи. У Ольги от двух её бывших мужей  остались дети – Ира и Митя. Она дала почитать тетрадку  своих стихов Борису Леонидовичу, после чего он написал: «Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь плакали обо мне. Но наша встреча не пройдёт даром ни для вас, ни для меня». Не прошла. Это он ей посвятил свои знаменитые стихи, ставшие популярным романсом:

 «Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…»

***

Сними ладонь с моей груди,

Мы провода под током.

Друг к другу вновь, того гляди,

Нас бросит ненароком». -

Четырнадцать лет,  проведённых вместе, дадут великого позднего Пастернака – с циклом стихов «Когда разгуляется…», с романом «Доктор Живаго» и письмами-признаниями в любви: «Это всё ты, Лелюша! Никто не знает, что это всё ты, ты водила моей рукой, стояла за моей спиной – всем-всем я обязан Тебе, - писал Б. Пастернак О. Ивинской. Они  оба дорого заплатили за эту любовь: Ольга дважды была арестована, в первый раз в 1949 г. за связь с неблагонадёжным поэтом. Б. Пастернак перенёс инфаркт. Но когда она выйдет из тюрьмы в 1953 г, он не захочет с ней встретиться,  боясь увидеть постаревшую незнакомую женщину. Но они снова случайно увидятся  и снова бросятся в объятья друг друга, их роман возобновится с новой силой. А. Ахматова сказала о Б. Пастернаке: «Божественный лицемер».

Полюбив Ивинскую, Пастернак продолжал жить на два  дома, на две семьи, на две дачи –  «большой» в Переделкино, где обитала Зинаида Николаевна, хранительница очага,  и «малой», что сняла Ольга Всеволодовна, его Муза, Душа и Любовь: «И манит страсть к разрывам».

Его конец приблизила травля. Ольга Ивинская, узнав о смерти Пастернака 30 мая 1960 г.  в шесть утра,  тотчас явилась на «большую» дачу проститься с ним.

Ивинскую вторично  арестуют осенью 1960 г.  за «контрабанду» (гонорары Пастернака из-за границы). Она получит восемь лет лагерей. Её дочь Ирина – три года. Впоследствии напишет книгу «В плену у времени» об их романе с Б. Пастернаком. Умерла 4 марта 1995 г.,  на треть века пережив своего возлюбленного. 

Судьба произведения должна отличаться от судьбы писателя. Она должна быть самостоятельной и более счастливой, чем судьба его  творца. Пастернак жил и выжил в ту  тоталитарную эпоху,  когда идеология  постаралась разрушить художника в человеке и поработить в нём личность.  

Читатели в романе «Доктор Живаго»  узнали ранее знакомый по поэзии целостный мир Пастернака и его лирического героя без мелочной суеты. Творчество Пастернака – это постижение гармонии мира, пусть даже через его дисгармоничность и выражение этой гармонии. В прозе поэт решал ту же задачу, что в своей жизни и  в стихах: отыскать человеку место в едином меняющемся мире, в котором превыше всего нравственная оценка героя. Сам поэт никогда не пробивался к государственной кормушке, никого не отталкивал и всуе не осуждал – это была счастливая особенность его  воспитания, характера и таланта. В этом было оправдание жизненного предназначения Б. Пастернака. И потому имя его остаётся в литературе, а не в её истории.

Для Б. Пастернака  библия есть не только книга с твёрдым текстом, сколько записная тетрадь человечества: что такое всё вековечное? Оно жизненно не тогда, когда оно обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него озираются исходящие из прошлого века. Б. Пастернак любил и ценил живую суть исторической символики, на которой поэты, художники  построили огромное гнездо, слепленное из земли и неба, жизни и смерти и двух времён, наличного и  отсутствующего. Этому миру мешает развалиться сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц, в данном случае: Христос-Гамлет-Пастернак.

 Гамлет

 Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Аве Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль,

Но сейчас идёт другая драма,

И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один. Всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти»

1946

Именно в  этой нравственной всепобеждающей цепочке  вековой духовной преемственности заключается смысл и значение стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака. Только таким путём может распространяться дальнейшая энергия жизненного порыва. Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе и самим фактом своей идеальной реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности. Всё остальное –  «от лукавого…».

 

Гуарик Багдасарова



[1] Опубликовано на сайте «Культура.Уз»  (Н. Миркурбанов) 01 11 13

[2] Предисловие к двухтомнику  Б. Пастернака «Миры» - Тула, 1993. С. 5

[3] А. Фадеев застрелился днём 13 мая 1956 г. на своей даче в Переделкино, написав за 5 минут до смерти письмо  в ЦК КПСС – что в нём было – миру до сих пор неведомо.

[4] Борисов В. . Пастернак Е. Материалы к творческой истории романа. - //Новый мир, №6, 1988.





Другие материалы рубрики

06.11.2013 / 09:11:44

Александр Файнберг. Жизнь поэта после жизни

Второго ноября 2009 года народному поэту Александру Файнбергу исполнилось бы 70 лет. Он не дожил до своего юбилея две недели, но этот грустный праздник без виновника торжества, который пришёл на узбекскую землю вместе с первым настоящим осенним дождём, даже смерть не могла отменить. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)

 


24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


25.04.2024 / 13:02:16
Международная премьера художественного фильма узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова "Шурочка". О чем подумали зрители...
 
13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 


26.04.2024 / 10:14:30
Джазовое трио из Франции выступит на открытии VIII международного джазового фестиваля в Ташкенте
 
26.04.2024 / 10:08:56
"Соловей узбекской эстрады" Батыр Каримович Закиров (26 апреля 1936 – 23 января 1985)
 


25.04.2024 / 19:02:49
Русский дом в Ташкенте принял участие в международной конференции "Русский язык и литература в современном мире", посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося русского писателя В.П. Астафьева, которая прошла в Национальном университете
 
25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте