Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
08.10.2020 / 20:51:41

Марина Цветаева: "Просто – сердце…"


Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Марина Цветаева

Марина Цветаева родилась 8 октября (26 сентября) 1892 г. в старом доме-усадьбе в тихом Трёхпрудном переулке в Москве в праздник Иоанна Богослова. По гороскопу друидов Марина Цветаева – рябина. По восточному календарю она родилась под знаком Дракона – у древних китайцев это знак жизни, весеннего цветения. О своём дне рождения она писала: 

Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

А ещё она любила конец лета, переходную пору к осени. Об этом свидетельствует её стихотворение «Август»:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
 
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!
 
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных -
Август! - Месяц
Ливней звёздных!

На эти прекрасные стихи певица, поэт, композитор Елена Фролова написала музыку. Исполнило песни ТРИО «Трилогия»: Е. Фролова, Е. Галеева, Ю. Зиганшина. Об их исполнении народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва) Елена Камбурова говорит: 

- Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика...[1]

В своей автобиографии Цветаева писала о родителях. Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина), выдающийся филолог. На протяжении восемнадцати лет арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» (1892–1912 годы), – на берегу Оки. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, любила и сама писала стихи. М. Цветаева считала, что от матери ей досталась страсть к стихам; от отца – страсть к работе и к природе – от обоих родителей.

Любимым её занятием с четырёх лет было чтение, с пяти лет – писание. В неполных шесть лет она – ученица музыкальной школы, потом – подготовительного класса IY  гимназии. Осень 1902 г.  уезжает с больной матерью на итальянскую Ривьеру – Nervi близ Генуи, где  впервые знакомится с революционерами и понятием «революции». Летом 1904 г. едет с матерью в  Германию в Шварцвальд. Летом 1906 г. возвращается  с ней в Россию. Мать по дороге умирает близ города Тарусы, не доехав до Москвы.

М. Цветаева продолжает образование в интернатах разных московских гимназий. Несколько лет проводит за границей – Париже и Дрездене. В 1910 году издаёт первую книгу стихов «Альбом». Летом 1911 г. в доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле знакомится со своим будущим мужем – 17-летним Сергеем Эфроном. В 1912 г она выходит замуж за С. Эфрона, от которого родит троих детей. В 1912 г. выходит вторая книга «Волшебный фонарь» и рождается её первая дочь Ариадна. В следующем 1913 году умирает отец.

В 1922 г. вслед за мужем М. Цветаева уезжает за границу, где проводит 17 лет, из которых три с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. Во всех зарубежных странах – Германия, Чехословакия, Франция – её охотно и много печатают. Именно за границей наступил расцвет могучего цветаевского таланта, несмотря на бытовые трудности, преследующие её всю жизнь. По словам современников, Цветаева обладала не только сверхчеловеческой энергией, но и такой же волей, чтобы, по возможности преодолев ненавистный быт, садиться за свои рабочие тетради. И Цветаева это умела делать… 

Анна Александровна Саакянц (1932 — 2002) — литературовед, крупнейший специалист по творчеству Марины Цветаевой, составитель  двух  её наиболее полных сборников стихотворений, поэм, дневниковых записей «Просто – сердце…»  и «Час души»[2] - дополняет автобиографию поэта, в которой Цветаева основной акцент делает на своё творчество, важными биографическими подробностями. Несмотря на большую взаимную привязанность супругов, - отмечает А. Саакянц в предисловии к сборникам,  - они были очень разными людьми по своим убеждениям.

С начала революции по 1922 г. М. Цветаева живёт в Москве. Не приняв Октябрьский переворот 1917 г.,  расценивает его как катастрофу России и всего старого мира. Сергей Эфрон в 1918 г. с белой армией уехал на юг: с тех пор Цветаева до 1921 г. не получает от него никаких вестей. Зимой  1920 г. Марина теряет младшую дочь, умершую от голода в приюте.

В начале 30-х годов Сергей Эфрон изменил свои взгляды - от участия в белой армии в 1918 г. до решительного поворота в сторону Советской России. Он стал сотрудничать с НКВД в расчёте непременно вернуться на родину из-за границы. Осенью 1937 г. судьба семьи оказалась предрешена. С. Эфрон, замешанный в политическом убийстве, организованном НКВД, вынужден был покинуть Францию. Следом за ним летом 1939 г. в Россию вернулась Цветаева, «чтобы дать сыну Георгию родину» (М. Ц.) В августе того же года в Болшево, где жила семья, была арестована  дочь Ариадна; в октябре – Сергей Эфрон.

Свою жизнь Марина Цветаева сравнивала с вокзалом: «Жизнь – вокзал. Скоро уеду. Куда - не скажу», - писала она Б. Пастернаку в 1926 году. «Странноприимная» Москва с родной для Марины Москвой-рекой; возлюбленная романтически Германия с её могучим Рейном; «летейский город» Прага на медленной Влтаве; «древесное и речное» – река её жизни, трагически оборвавшейся над Камой… Спасительной постоянной пристанью  в скитальческой жизни Марины оставался лишь один незаменимый предмет, которому она посвятила циклическую оду «Стол»: «Мой письменный верный стол! / Спасибо за то, что шёл / Со мною по всем путям. / Меня охранял – как шрам…» (1933).

Марина Ивановна решила уйти из жизни 31 августа 1941 года. Когда началась война с гитлеровской Германией, Марина Цветаева попала в эвакуацию в татарскую Елабугу. Не чувствуя больше смысла жить и бороться за существование, потеряв последние душевные силы, она повесилась 31 августа 1941 года. Сергея Эфрона расстреляли  16 октября того же года в Москве. Сын Георгий погиб на войне в 1944 году. Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 г. в Тарусе, отмучившись 16 лет в лапах Гулага.

О жизни Марины Цветаевой известно много, сняты фильмы, написаны книги. Но именно сейчас, по истечении отведённого времени, открываются её «главные сокровенные» документы, письма, записи. Эпистолярный роман М. Цветаевой с Рильке и Пастернаком – их переписка - был опубликован в Москве в 1990 году. Документальный фильм «Марина Цветаева. Роман её души» (2002 г.) знакомит зрителей с уникальным пражским архивом Марины Цветаевой и восстанавливает тот период её жизни, который, по словам поэта, «был лучшим и в творчестве, и по состоянию души»[3]

Марина Цветаева сама о себе всё рассказала - в стихах, прозе, письмах и объемных дневниках. Она заставляет не думать, а чувствовать, и следовать за ней не только по строкам, но и по тем местам, где она оставила частицу себя. Белла Ахмадулина считала литературную судьбу М. Цветаевой, несмотря на её жизненную трагедию, счастливейшей, так как она с могла превратить каждый миг этой трагедии в «безукоризненное воплощение»: «Она была вождь своей судьбы, и воинство ее ума и духа следовало за этим вождем...».

Письма М. Цветаевой к  Константину Родзевичу (1923)[4],  «германскому Орфею» Райнеру Мария Рильке[5] (1926), Борису Пастернаку (1922-1935)[6] и другим людям открывают нам тайный жар её души, не менее жгучий, чем её любовная лирика «в диком творческом одиночестве». Поэзия  как высшее и вечное духовное начало, проявляющееся через её «носителей» – поэтов,  – главная тема в эпистолярной  перекличке Цветаевой – Пастернака – Рильке.  Мир подлинной любви для Цветаевой – тот, в котором происходит слияние душ, а не тел. В одном из своих стихотворений 1922 г. она пишет:

В мире, где реки вспять,
На берегу - реки
В мнимую руку взять
Мнимость другой руки.

В переписке М. Цветаевой  с её адресатами происходит именно это касанье мнимых рук и губ – соприкосновение  «в слове» и  встреча «в духе», а значит, создаётся новая реальность бессмертной «души», а именно идеальная вечная любовь, в основе которой лежит  биографическая жизненная подоснова, связанная с реальным фактом, событием или переживанием героев. Рильке пишет Цветаевой четверостишие на форзаце «Дуинезских элегий»:

Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека своё ведём родство.
Поэт – один. И тот, кто нёс его,
Встречается с несущим временами.

К великому сожалению, М. Цветаева так ни разу не встретилась при жизни с Рильке, хотя оба страстно мечтали об этом свидании. Она в атмосфере духовного общения с ним попросту проглядела реального человека, который был уже тогда смертельно болен. Рильке умер 29 декабря 1926 г. в женевской клинике Валь-Мон от лейкемии. Смерть Рильке потрясла Цветаеву: от этого удара она никогда уже не смогла оправиться. «С тех пор, как его не стало, у меня нет ни друга, ни радости», - признавалась она в 1930 году. Пять лет спустя Цветаева заявляла: «Из равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака» (письмо от 8 марта 1935 г.  Ю.П. Иваску)[7].

Безвременный уход Рильке, по мнению биографов М. Цветаевой, во многом видоизменил дальнейшие взаимоотношения Цветаевой с Пастернаком: они неумолимо замирали и охладевали. Эпистолярный роман Цветаевой и Пастернака мало-помалу уходил в прошлое. Уезжая в начале войны из Москвы навстречу своей трагической гибели, Марина выделила из своего архива пакет с письмами Рильке, фотографиями и книгами с его дарственными надписями и одиннадцать писем Бориса Пастернака. Письма она передала А.П. Рябининой, завещая их опубликовать через пятьдесят лет. Эти откровенные письма – признания в возвышенной любви к Поэзии и друг другу - увидели свет только в 1990 году, когда в Москве вышла книга «Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года». С годами голос здравого смысла  взял верх над романтикой чувств: впоследствии Пастернак сдержанно отзовётся одной строкой в письме к  первой жене  Зинаиде Николаевне 25 сентября 1941 года: «В Елабуге повесилась Марина Цветаева, подумай, до чего довели человека…». В 1943 году, оплакивая смерть Цветаевой, Пастернак пишет:

Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.

Поэтом Цветаева была в каждой своей строке – от поэзии до эпистолярной лирики. Она сдержала своё слово и в «душности её быта», в «задушенности им» - до последнего вздоха писала сильно и слабых стихов – добавим, и незначительных эпистолярных строк - не давала. Незадолго до своей кончины она в 1938 г. молилась: «Господи, дай мне до последнего вздоха пребыть героем труда: «Итак, с Богом!»[8]

В октябре 1986 года в Тарусе, где долгие годы любила пребывать на семейной даче Песочной на Оке близ города Тарусы Калужской губернии Марина Цветаева в летние месяцы, возникла славная традиция – разжигать  костёр в честь русского поэта Серебряного века. Эту эстафету продолжили Москва, Новосибирск, Елабуга, другие российские города. Автором идеи проводить цветаевские костры в Ташкенте по российскому образцу была поэт Маргарита Тарсина, ныне проживающая в Канаде и часто посещающая свою родину – Узбекистан. Первый цветаевский костёр зажёгся в Ташкентском доме композитора в 2002 году, и с тех пор эту традицию бережно соблюдают в ахматовском музее «Мангалочий дворик» при РЦНК в Ташкенте. На этот праздник приходят не только жители Ташкента, но также приезжают гости из России. Здесь учащиеся подготовительных курсов при РЦНК в Ташкенте читают лирику М. Цветаевой; ташкентские поэты -  посвящения ей; композитор, лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо" Геннадий Арефьев исполняет свои  песни на её стихи.  В нынешние трудные времена из-за пандемии была нарушена эта замечательная традиция: сегодня мы чествуем День рождения великой поэтессы чтением её пронзительной открытой для всех поэзии: "Сквозь равнодушья серые мхи так восклицаю: «Будут стихи!"

 

Гуарик Багдасарова

 



[2] Указ. сочинения - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1988.

[3] Официальный сайт феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых - http://tsvetayevs.org/

[4] Константин Болеславович Родзевич (1895—1988) — участник гражданской войны; окончил в Праге юридический факультет Карлова университета. С 1926 г. жил во Франции. Герой «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца».

[5] Райнер Мария Рильке (1875 - 1926) – крупнейший немецкоязычный поэт ХХ в.

[6] Борис Пастернак (1890 – 1960), русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго».

[7] Вступление к книге: Р.М. Рильке. Б. Пастернак. М. Цветаева. Письма 1926 года. – М.: «Книга». 1990. С. 34

[8] Цветаева М. Просто – сердце… - М.: Экспо-Пресс, 1998. С. 168





Другие материалы рубрики

04.10.2020 / 16:12:01

Старт приема заявок на юбилейный (десятый) международный конкурс Open Eurasia - 2021!

В далеком 2011 впервые зародилась идея создания уникального литературного конкурса "Открытая Евразия", который смог бы объединить творческих личностей со всего мира Далее...

28.09.2020 / 16:06:06

Почему я переписал себе ручкой в 1978 году, в особую тетрадь, стихотворение Бориса Слуцкого "Опоздал"…

Стихотворение, которое называется просто и понятно – "Опоздал"… Оно так мне запало в душу, что я взял, да и переписал себе в один из моих дневников той поры. А мы же все всегда опаздывали, всегда куда-то торопились и очень часто многое откладывали на потом. В результате опаздывали во время встретиться с родными и близкими, с нашими папами и мамами, с очень дорогими нашими друзьями Далее...

23.09.2020 / 13:21:13

Эркин Ахунджанов. Моя читательская биография

Всем в детстве мамы читают вслух сказки. И происходит это обычно в зимние вечера. В Ташкенте летние вечера во двориках на открытом воздухе с тусклым освещением, с нависшими прямо над тобой крупными звёздами не очень-то располагают к чтению. Зимой же, пока мы были маленькими, мама после трудового дня Далее...

21.09.2020 / 19:17:07

В Узбекистане издана книга Сеида Азима Ширвани "Газели"

К 185-летию выдающегося представителя азербайджанской классической поэзии и просветителя Сеида Азима Ширвани подготовлен достойный подарок Далее...

19.09.2020 / 18:12:41

Слушая вальс Шопена

Какое счастье испытывает Человек, когда он однажды на рассвете окажется далеко от городской суеты и скажет себе: "Солнце начинает дарить тебе свои теплые лучи, ты жив и здоров и начал новый день"! Утро проснулось, и я вместе с ним. Фанфары своими торжественными звуками известили мир, что рассвет передал свои кисти красок утру, и все приглашаются на божественную выставку Великого художника по имени Природа Далее...





30.10.2020 / 11:33:47
Репертуар ГАРДТУз на ноябрь-2020
 
26.10.2020 / 17:56:32
Молодёжный театр. Сезон-2020: перезагрузка
 


28.10.2020 / 13:26:33
Телеканал Euronews рассказывает о новом Узбекистане
 
24.10.2020 / 18:55:15
"Узбекфильм" приступает к съемкам фильма "Мукимий"
 


28.10.2020 / 13:41:26
В Ташкентской и Узбекистанской Епархии Православной Церкви состоялся концерт-ретро "Мы желаем счастья вам!"
 
26.10.2020 / 02:32:42
Концерт "Ottobre Musicale" на сцене ГАБТ им. Навои
 


22.10.2020 / 12:14:34
Еще недавно можно было путешествовать и видеть мир… Будет возможность, попытайтесь съездить в Атлантик-Сити
 
18.10.2020 / 22:07:38
Куда бы я больше всего хотел поехать?
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте