Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
25.01.2021 / 12:45:56

После недавней встречи с Диной Рубиной в режиме online во время международного фестиваля книги


У каждого хорошего дела  есть своя история…Так было и в этот раз. Работая над своим любимым фильмом  «Большое сердце Ташкента», мы стремились сделать его как  можно лучше, как можно интереснее. Тогда возникла мысль, что надо снять интервью на эту тему  с  Диной Рубиной, автором знаменитой книги  о Ташкенте времен войны - «На  солнечной стороне улицы»,  писателем со своим поистине неповторимым почерком.  Тем более, что  у нее своя манера осмысления окружающей жизни, представления  в своих книгах ее героев. Одна из  таких граней ее  творчества  - «Cегодня в прозе побеждает артист». Но об этом чуть позже. 

Роман  « На солнечной стороне улицы» стал известным во всем мире, переведен на многие иностранные языки. В нем  она блистательно описала  нашу столицу  в годы войны. Дина Ильинична  жила в Ташкенте только первые 30 лет, потом в Москве, а теперь  в Иерусалиме… Состоявшиеся переговоры были успешными,  и вот я в их доме по ул. Месаверет в один из дней 2016 года.

Наша беседа  о романе, о Ташкенте  военного времени,  была настолько  интересной и волнующей, что,  можно сказать,  украсила  фильм «Большое сердце Ташкента». Он был показан  на многих узбекских телеканалах, на  российском телеканале «Культура». Его премьеры успешно проходили в Нью-Йорке, Вене, Тель-Авиве, Алма-Ате, Баку и других городах мира. 

После того , как  наш отличный   оператор  Семен Кацыв завершил съемку,   мы преподнесли Рубиной в память о Ташкенте  самую настоящую очень вкусную узбекскую лепешку. В ответ  Дина Ильинична  достает прекрасно изданную одну из своих лучших книг - «Больно только когда смеюсь»,  и там, на внутренней стороне обложки,   ее  размашистый автограф: «Борису в  память о нашем кино».  Я с удовольствием ее прочитал и перечитываю . В ней собраны многие ее блистательные интервью , которые она давала  в период с 2006 по 2010 годы.

Но особенно книга интересна людям пишущим, журналистам . В ней есть что узнать и есть чему поучиться. Тем более, что все сделано, можно сказать, как мы говорили выше, в артистической  манере… Все представленные интервью  удивительно точно дополняются автором  так называемыми «картинками по теме», которые позволяют еще глубже раскрыть тему…

Теперь хотелось бы обратиться к некоторым конкретным примерам из этой книги на которые нельзя было не обратить особое внимание. Отвечая на один из вопросов журналиста о том, чем ее привлекает возможность писать, что такое писатель Рубина говорит: «Магия слова; необъяснимое очарование фразы, поставленной в нужное место. В конце концов, обаяние и масштаб личности. Ну и владение ситуацией, умение перевоплощать жизнь  - в литературу , и талант мгновенного включения в игру. 

Ведь у писателя иное, чем у других людей, устройство психики. Писатель с рождения видит  мир иначе, чем остальные. Он посторонний в нем: не живет, а наблюдает. Вы смотрите на пейзаж с моего балкона и видите россыпь огней, среди которых выделяется яркий зеленый фонарь на башенке вдали. А я смотрю на тот же пейзаж и на подсознательном уровне  отмечаю: «зеленый хищный глаз минарета»… Набоков писал: «...если уйдет чародей и останется только  рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании». 

Тут, в самом деле, есть над чем задуматься. И еще одно, довольно серьезное откровение по поводу писательской доли: «Знаете, я ведь себя ощущаю человеком мастеровым. У меня отец  - художник, муж- художник, сама я семнадцать лет отдала  одному из каторжных искусств — музыке.  Я с детства привыкла относиться к искусству  как к весьма  вещественному и тяжелому труду. Выросла среди подрамников, рам, мольбертов, холстов, среди плотницких инструментов, при помощи которых  эти подрамники сбиваются… Я боготворю материал, уверена, что подлинное искусство рождается из материала — неважно, что он собой представляет: крошево прошлой жизни, сегодняшний день с его каруселью лиц, жестов, обрывков диалогов; да и крепкое словцо, вовремя и к месту произнесенное… все это материал для литературы».

Конечно, хотелось в этой книге найти тему Ташкента, который занимает в творчестве Рубиной  свое определенное место. Понемногу она проходит через всю книгу. И вот в заключительной главе  «У счастья не может быть «опыта», находим следующие строки: «Помню один такой вечер. Мне лет восемь, сестре три года. В Ташкенте выпал снег — густой, настоящий, медленными хлопьями валит, валит. Мама посадила нас обеих на санки и повезла. Ивот помню, я сижу , вытянув ноги, обхватив обеими руками маленькую сестру. Подбородок шекочет ворс ее меховой круглой шапки. Мама бежит в гору, смеется, оборачивается… Снег валит, валит… И я вдруг говорю себе: запомнить это навсегда — мама румяная, молодая, смеется, тащит санки, изо рта - облачко пара… Так и запомнила.

И много у меня в «альбоме памяти» таких снимков, сделанных моим внимательным воображением в самых разных возрастах».

 Запоминаются и ответы на вопросы журналиста в рубрике «Блиц». Вот некоторые из них:

Если бы вам пришлось писать автобиографию, как бы Вы ее назвали?

- «К завтрашнему дню — срочно!»

- Что недавно открыли в себе?

- Все возрастающую любовь  к разнообразному комфорту в жизни, в человеческих отношениях, в путешествиях .

- Любите…

- В зависимости от настроения весь мир.

- Ненавидите…

- Выяснение отношений.

- Какие мужчины Вам нравятся?

- Умные, рисковые  и талантливые.

- Самое грустное воспоминание…

- Моя ташкентская юность.

- Самое радостное воспоминание…

- Моя ташкентская юность.

В этом я мог убедиться еще раз во время недавней встречи с Диной Рубиной в режиме он-лайн, когда в Национальной библиотеке Узбекистана проходил международный фестиваль книги. Я был модератором, она отвечала на все наши вопросы с чувством большой ностальгии по Ташкенту. 

 

БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz

 





Другие материалы рубрики

22.01.2021 / 18:02:05

"Образ мира, в слове явленный": к 130-летию Осипа Мандельштама

Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года в Варшаве (Польша) в семье кожевенника и мастера перчаточного дела. Мать его была музыкантом. Судьба поэта оказалась трагической. Мандельштам стал жертвой сталинских репрессий. Он скончался 27 декабря 1938 года на пересылке к месту заключения Далее...

20.01.2021 / 23:02:59

В конференц-зале Творческого Союза художников Узбекистана состоялась презентация книги нашего соотечественника Исмата Кучиева "Шараф Рашидов: победитель"

Это произведение выпущено в 2020 году издательством "Альфа-книга" в Минске. Автор предисловия, член Союза белорусских журналистов Ирина Масленицина подробно Далее...

09.01.2021 / 23:20:16

Александр Фитц. Воспоминания дня. Тайны старого Ташкента. Часть 2

Звучит красиво, а в переводе с фарси всего лишь – "Песчаная площадь". Никакой романтики, но это в Средней Азии, а вот для России, Украины, Кавказа – сплошная загадочность. То есть, даже в тревожные дни и часы бытия Габриэль всегда оставался армянином Далее...

07.01.2021 / 21:37:11

Александр Фитц. Воспоминания дня. Тайны старого Ташкента

Не верьте, если вам скажут, что летом в Ташкенте сухо и жарко, словно в тандыре, из которого выгребли золу и закладывают первую партию лепёшек. В Ташкенте случаются летом дожди. Не часто, но случаются. Один такой дождь: шумный, пахнущий грозой и свежесорванными среднеазиатскими колокольчиками, (в России и Западной Европе они, как уверяют, не пахнут), обрушился на город в июле 1978 года. Далее...

06.01.2021 / 21:33:12

Олег Бордовский: "Стихи – дарованная милость"

Олег Георгиевич Бордовский родился в 1930 году в Ташкенте. Окончил ТИИИМСХ в 1955 г. По специальности инженер, он проектировал объекты промышленного и гражданского назначения. Отмечен правительственной наградой — медалью "За трудовую доблесть". Награждён нагрудным знаком "Строитель Ташкента" за активное участие в восстановлении узбекской столицы после землетрясения 1966 года Далее...





02.03.2021 / 22:08:49
Премьера мега оперы "Фауст" Шарля Гуно в ГАБТе им. А. Навои –- продолжение вечного спора: "Что есть истина?"
 
27.02.2021 / 19:39:21
26, 27, 28 февраля в театре "Ильхом" идет премьера пьесы французского драматурга Флориана Зеллера "Сын"
 


27.02.2021 / 16:43:39
Как стать умнее?
 
17.02.2021 / 12:06:42
Вновь в эфире НТРК программа "И это все о нем". В этот раз о чтении книг, о новых изданиях
 


26.02.2021 / 12:49:02
В продолжение темы. Международный день гидов и экскурсоводов достойно отметили в Ташкенте
 
24.02.2021 / 20:53:48
Туристический потенциал Узбекистана будет продвигаться в Германии, Швейцарии и Австрии
 


23.02.2021 / 08:45:34
Владимир Познер: "Журналист не должен говорить своей публике, что такое хорошо и что такое плохо"
 
20.02.2021 / 10:21:14
ПОЭТ - ДМИТРИЙ АНТОНОВИЧ СУХАРЕВ
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте