Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.01.2021 / 12:45:56
После недавней встречи с Диной Рубиной в режиме online во время международного фестиваля книгиУ каждого хорошего дела есть своя история…Так было и в этот раз. Работая над своим любимым фильмом «Большое сердце Ташкента», мы стремились сделать его как можно лучше, как можно интереснее. Тогда возникла мысль, что надо снять интервью на эту тему с Диной Рубиной, автором знаменитой книги о Ташкенте времен войны - «На солнечной стороне улицы», писателем со своим поистине неповторимым почерком. Тем более, что у нее своя манера осмысления окружающей жизни, представления в своих книгах ее героев. Одна из таких граней ее творчества - «Cегодня в прозе побеждает артист». Но об этом чуть позже. Роман « На солнечной стороне улицы» стал известным во всем мире, переведен на многие иностранные языки. В нем она блистательно описала нашу столицу в годы войны. Дина Ильинична жила в Ташкенте только первые 30 лет, потом в Москве, а теперь в Иерусалиме… Состоявшиеся переговоры были успешными, и вот я в их доме по ул. Месаверет в один из дней 2016 года. Наша беседа о романе, о Ташкенте военного времени, была настолько интересной и волнующей, что, можно сказать, украсила фильм «Большое сердце Ташкента». Он был показан на многих узбекских телеканалах, на российском телеканале «Культура». Его премьеры успешно проходили в Нью-Йорке, Вене, Тель-Авиве, Алма-Ате, Баку и других городах мира. После того , как наш отличный оператор Семен Кацыв завершил съемку, мы преподнесли Рубиной в память о Ташкенте самую настоящую очень вкусную узбекскую лепешку. В ответ Дина Ильинична достает прекрасно изданную одну из своих лучших книг - «Больно только когда смеюсь», и там, на внутренней стороне обложки, ее размашистый автограф: «Борису в память о нашем кино». Я с удовольствием ее прочитал и перечитываю . В ней собраны многие ее блистательные интервью , которые она давала в период с 2006 по 2010 годы. Но особенно книга интересна людям пишущим, журналистам . В ней есть что узнать и есть чему поучиться. Тем более, что все сделано, можно сказать, как мы говорили выше, в артистической манере… Все представленные интервью удивительно точно дополняются автором так называемыми «картинками по теме», которые позволяют еще глубже раскрыть тему… Теперь хотелось бы обратиться к некоторым конкретным примерам из этой книги на которые нельзя было не обратить особое внимание. Отвечая на один из вопросов журналиста о том, чем ее привлекает возможность писать, что такое писатель Рубина говорит: «Магия слова; необъяснимое очарование фразы, поставленной в нужное место. В конце концов, обаяние и масштаб личности. Ну и владение ситуацией, умение перевоплощать жизнь - в литературу , и талант мгновенного включения в игру. Ведь у писателя иное, чем у других людей, устройство психики. Писатель с рождения видит мир иначе, чем остальные. Он посторонний в нем: не живет, а наблюдает. Вы смотрите на пейзаж с моего балкона и видите россыпь огней, среди которых выделяется яркий зеленый фонарь на башенке вдали. А я смотрю на тот же пейзаж и на подсознательном уровне отмечаю: «зеленый хищный глаз минарета»… Набоков писал: «...если уйдет чародей и останется только рассказчик и учитель, мы очутимся в неинтересной компании». Тут, в самом деле, есть над чем задуматься. И еще одно, довольно серьезное откровение по поводу писательской доли: «Знаете, я ведь себя ощущаю человеком мастеровым. У меня отец - художник, муж- художник, сама я семнадцать лет отдала одному из каторжных искусств — музыке. Я с детства привыкла относиться к искусству как к весьма вещественному и тяжелому труду. Выросла среди подрамников, рам, мольбертов, холстов, среди плотницких инструментов, при помощи которых эти подрамники сбиваются… Я боготворю материал, уверена, что подлинное искусство рождается из материала — неважно, что он собой представляет: крошево прошлой жизни, сегодняшний день с его каруселью лиц, жестов, обрывков диалогов; да и крепкое словцо, вовремя и к месту произнесенное… все это материал для литературы». Конечно, хотелось в этой книге найти тему Ташкента, который занимает в творчестве Рубиной свое определенное место. Понемногу она проходит через всю книгу. И вот в заключительной главе «У счастья не может быть «опыта», находим следующие строки: «Помню один такой вечер. Мне лет восемь, сестре три года. В Ташкенте выпал снег — густой, настоящий, медленными хлопьями валит, валит. Мама посадила нас обеих на санки и повезла. Ивот помню, я сижу , вытянув ноги, обхватив обеими руками маленькую сестру. Подбородок шекочет ворс ее меховой круглой шапки. Мама бежит в гору, смеется, оборачивается… Снег валит, валит… И я вдруг говорю себе: запомнить это навсегда — мама румяная, молодая, смеется, тащит санки, изо рта - облачко пара… Так и запомнила. И много у меня в «альбоме памяти» таких снимков, сделанных моим внимательным воображением в самых разных возрастах». Запоминаются и ответы на вопросы журналиста в рубрике «Блиц». Вот некоторые из них: Если бы вам пришлось писать автобиографию, как бы Вы ее назвали? - «К завтрашнему дню — срочно!» - Что недавно открыли в себе? - Все возрастающую любовь к разнообразному комфорту в жизни, в человеческих отношениях, в путешествиях . - Любите… - В зависимости от настроения весь мир. - Ненавидите… - Выяснение отношений. - Какие мужчины Вам нравятся? - Умные, рисковые и талантливые. - Самое грустное воспоминание… - Моя ташкентская юность. - Самое радостное воспоминание… - Моя ташкентская юность. В этом я мог убедиться еще раз во время недавней встречи с Диной Рубиной в режиме он-лайн, когда в Национальной библиотеке Узбекистана проходил международный фестиваль книги. Я был модератором, она отвечала на все наши вопросы с чувством большой ностальгии по Ташкенту.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|