Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
01.11.2021 / 19:52:16

Повсюду и всегда, с чинарами Ташкента…


Вышедшая недавно книга «Тогда, под чинарами Ташкента…» Лейлы Шахназаровой – это еще одна встреча с ее прекрасной, «дышащей» прозой, которая до сих пор была мне знакома лишь по отдельным публикациям. И вот – объединенная в цельный сборник потрясающая череда колоритных портретов, от почитаемых маститых литераторов до всезнающих столичных таксистов, – портретов, исполненных в очень нелегком жанре очерков и эссе. Но в эти малые формы автору удалось вместить многое. Например, история созданного в тяжелые для русскоязычных интеллектуалов Узбекистана 1990-е годы Пушкинского общества заставила вспомнить о работавшей в дореволюционном Ташкенте бесплатной Библиотеке-читальне имени Льва Толстого. И ассоциация оказалась не случайной: именно с этой библиотекой и другими подобными ей общественными организациями в книге проводятся аналогии, доказывающие, что часто, очень часто в лихие годы общественность может сотворить гораздо больше, чем власть.

Особо «зацепили», вызвав даже некоторую «белую» зависть, воспоминания о работе автора этой книги в журнале «Звезда Востока» в середине 90-х годов. Том самом издании, которое сумело достичь невиданного – стотысячного тиража; попасть в номинанты престижных международных премий; быть востребованным в лучших библиотеках мира. Благодаря сотрудникам редакции, «Звезде…» удалось тогда стать настоящим клубом, своеобразным притягательным культурным центром, – заветная мечта читателя и редактора... Годы спустя традиции «ЗВ» воспринял «Восток Свыше», может быть, лучшее сегодня издание в стране, которому в последние годы Лейла посвящает свое время и труд.

…Но почему же все-таки – чинары?..

Это дерево давно «живет» в мировой культуре. Но в книге Лейлы Шахназаровой этот образ получил совершенно особую интерпретацию. Платан для автора – Бог совести, символ добра, жизни духа, торжества разума. Образ чинары в этой книге – попытка в нынешние нелегкие времена воззвать к нашим соотечественникам, чтобы вернуть им понимание истинных ценностей.

Но все же «Тогда, под чинарами Ташкента…» – это не ностальгический вздох о прошлом, которого уже не вернуть, и не просто естественное желание оставить детям и внукам память о пережитом. Иначе в этой книге – кстати, написанной превосходным, чистейшим русским языком, языком филолога, – не нашлось бы места голосам современных талантливых ташкентских поэтов, друзей и единомышленников автора (Лейла Шахназарова, если не ошибаюсь, – хозяйка единственного в Ташкенте квартирного литературного салона, то ли наследника прежних аристократических собраний, то ли советских диссидентских кухонь…)

Нет, другая, немного неожиданная мысль родилась у меня при чтении этой книги. Главный ее «герой» – Ташкент. Город, разросшийся до мегаполиса, за последние полтора века, благодаря, как ни кощунственно это звучит, войнам, объединил множество людей, национальностей, народов в едином плавильном котле разных культур. Взрастил и воспитал много поколений, которые сегодня, разлетевшись из этого теплого гнезда, разбросаны по разным уголкам планеты, став «гражданами мира». Может быть, затем, чтобы… снова сойтись под обложкой книги Лейлы Шахназаровой? Книги, неожиданно ставшей, в каком-то смысле, прообразом этого, так любимого ею, города и снова собравшей очень разных по характеру и биографиям героев в единое «ташкентское братство»?..

Нельзя не сказать еще об одном. Автор этой книги – не только подвижник и просветитель, но и – абсолютно без преувеличения – бесстрашный, не боящийся противостоять мракобесию гражданин своей страны. В этом за последние годы любой читатель страниц Лейлы в социальных сетях убеждался неоднократно. Выступления Шахназаровой на разных виртуальных площадках – это всегда призыв к разуму и культуре. Тот же высокий гуманистический посыл несет и сборник «Тогда, под чинарами Ташкента...» – книга обстоятельная, с колоссальной документальной основой. Книга малых форм и больших обобщений. Хочется верить, что вслед за «ташкентскими чинарами» появятся и новые книги этого великолепного автора.

 

Баходыр ЭРГАШЕВ





Другие материалы рубрики

30.10.2021 / 22:28:53

Литературный мост дружбы соединил сегодня Беларусь и Узбекистан

29 октября в Минске в Доме литератора состоялся творческий вечер "Литературный мост дружбы". Его организаторами выступили Посольство Узбекистана в Беларуси и общественное объединение Союз писателей Беларуси Далее...

21.10.2021 / 20:57:17

210-летие Лицейской годовщины отметили в Ташкенте

Поддерживая добрую традицию, Русский дом в Ташкенте собрал возле памятника А.С. Пушкину активистов Русского Культурного Центра, школьников и студентов, поэтов, писателей, представителей интеллигенции, чтобы отдать дань памяти учебному заведению, взрастившему немало великих личностей Далее...

17.10.2021 / 14:21:38

Адель Чилякова включена в Антологию русской поэзии 2020

Недавно Российский союз писателей издал Антологию русской поэзии, в которой включил стихи нашей соотечественницы Адели Абдурахмановны Чиляковой Далее...

15.10.2021 / 22:26:06

Дипломат и учёный Д.С. Саъдуллаев: "У каждого в жизни должен быть свой Кандагар"

В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои 12. 10. 21 состоялась презентация книг Давлятбека Саъдуллаева: "Лингвометодические новеллы", "Инновационный подход к теории языка и методике его преподавания", "Основы лингвокультурологии" Далее...

13.10.2021 / 14:29:36

XХ "Цветаевский костер" зажгли в "Мангалочьем дворике Анны Ахматовой" при Русском доме в Ташкенте

Юбилейный XХ "Цветаевский костер" зажгли седьмого октября 2021 г. в "Мангалочьем дворике Анны Ахматовой" при Русском доме. Акции пылающего "Цветаевского костра" во дворе предшествовало собрание любителей поэзии Серебряного века - активистов ахматовского музея и представителей творческой интеллигенции, российских соотечественников, журналистов в конференц-зале Русского дома Далее...





07.02.2023 / 19:49:42
Премьера балета "Джалалетдин Мангуберды" на сцене ГАБТа им. А. Навои стала событием в культурной жизни столицы. Уже сейчас можно говорить о его большом успехе на ташкентской сцене
 
07.02.2023 / 19:45:09
В ГАБТ им. Алишера Навои состоится Международный балетный фестиваль
 


14.01.2023 / 13:53:13
Жалолиддин Ахмадалиев стал артистом года в музыкальном приложении Beeline
 
02.01.2023 / 19:11:03
Подведены итоги конкурса молодых композиторов Узбекистана
 


05.02.2023 / 16:46:38
Динора Азимова. В продолжение темы. К юбилею народного художника Узбекистана, академика Баходыра Джалалова (окончание)
 
16.01.2023 / 19:21:51
МЭРИЛИН МОНРО. О ЖИЗНЕННОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ
 


08.11.2022 / 14:29:34
Спикеры в клубе "Интеллектуал" превысили все наши ожидания и в этот раз, в субботу, 05.11.2022
 
24.09.2022 / 12:03:01
В Ташкентском государственном экономическом университете начала работу Международная выставка-ярмарка "Российское образование. Ташкент-2022"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2023 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте